Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста
1.2 Понятие общего недоразвития речи
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников
2.1 Понятие о логопедической ритмике
2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

  Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны  медикаментозное лечение, система  логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических  функций, логоритмические занятия по формированию общей , мелкой и артикуляционной моторики.

  Основу коррекционной  работы составляют “ метод сенсорно - двигательной интеграции, слухо - двигательно -кинестетической интеграции, двигательно - кинестетические упражнения.” Музыкально ритмические занятия имеют широкие возможности для развития слухо-двигательных связей, поскольку в их содержании используются не только словесные, но и значимые для возраста эмоциональная регуляция движений и действий обеспечиваемая музыкальным сопровождением. Задаваемый музыкой ритм и темп, а также эмоциональная включенность ребенка позволяют на первых порах достич общей корректности движений, автоматизировать их, а затем добиваться осознанности кинестетического и кинетического контроля. Включение в содержание музыкально-ритмических занятий движений и действий по подражанию, по образцу и по графическим схемам позволяют отрабатывать систему зрительно-двигательных координаций.[16]

  Включение занятий по логопедической ритмике  в комплекс мероприятий по преодолению  ОНР III уровня у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности  для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих  задач: развитие оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

  Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям:

  - В программе  обучения и воспитания детей  с ОНР проведение логоритмических занятий является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы - интегративного обучения. Поэтому логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня.

  - Продолжительность  занятий от 20 до 25 минут в соответствии  с возрастной нормой.

  - Материал  подбирается с учетом двигательных  и речевых возможностей детей.

  - Содержание  двигательного и речевого материала  варьируется в зависимости от  уровня сформированности моторных навыков и имеющегося в запасе активного словаря. Вначале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки, затем они переносятся на речь.

  - Наиболее  благоприятным для занятий является  проведение их одним специалистом  – логопедом, владеющим инструментом  или использующим магнитофонную  запись музыкального сопровождения,  возможно и взаимодействие двух  специалистов – логопеда и  музыкального руководителя. Присутствие  воспитателя группы является  обязательным.

  - При подготовке  логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.[15]

  - При проведении  логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР III уровня возрастает доля учебных заданий связанных с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями. Значительно увеличивается число игр по расширению словарного запаса детей, уточнению значения слов, формированию обобщающих понятий, а также развитию у дошкольников грамматического строя речи, умению связно излагать свои мысли.

  Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:

  1. Музыкально-двигательные  средства

  2. Двигательно-речевые  средства.

  Музыкально-двигательные средства логопедической ритмики

  Ходьба. Ходьба - автоматизированный моторный акт, при  котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы.

  Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные  упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

  Упражнения  на регуляцию мышечного тонуса.Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

  Упражнения  на развитие дыхания.Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.

  Можно использовать упражнения, при которых дыхательные  мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

  Упражнения  на развитие мелкой моторики.Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое сопровождение, движение пальцев соответствует тексту.

  Упражнения  на развитие чувства темпа.Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего, отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

  У детей  с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и  перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого  ребенка.

  Упражнения  с элементами танцев.Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

  Заключительные  упражнения.Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического занятия. Используют разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.

  Двигательно-речевые  средства логопедической ритмики

  Упражнения  на развитие фонационного дыхания.Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихотворений.

  Упражнения  на развитие голоса.Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

  Упражнения  на развитие артикуляции и дикции.Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

  Упражнения  на развитие координации движений и  речи.Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).

  Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении  должны быть глагольная лексика, сюжет  и действующее лицо. Учитывается  возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

  Упражнения  на развитие речевого внимания.Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

  Пение.В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается последовательность и организованность речи. При подборе песенного материала должен быть учтен певческий диапазон ребенка: у детей 5 - 6 лет он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6 - 7 лет - от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

  При воспитании вокальных навыков необходимо уделять  большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный  плавный выдох), работе над четкой и ясной дикцией.

  Упражнения  на развитие мелкой моторики.Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

  Упражнения  с предметами.Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они направлены на развитие статической и динамической координации движений, развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики движений.

  Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения увеличивается. Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи. Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и этапом логопедической работы.

  Речевые упражнения.Речевые упражнения используются на ло-горитмических занятиях с музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

  Основной  принцип применения на занятиях по логопедической ритмике всех перечисленных  средств – это тесная связь  движения с музыкой и включение  тщательно подобранного речевого материала. Если музыка с ее огромным эмоциональным  влиянием, богатыми средствами выразительности  дает возможность разнообразить  приемы движения и характер упражнений, то слово дает возможность создавать  целый ряд упражнений выполняемых  не в музыкальном ритме, а в  стихотворной форме, что позволяет  при этом ритмичность в движениях.

  Курс логопедической ритмики в условиях логопедической группы дошкольного учреждения лучше  подразделять на три этапа. Г. А. Волкова  рекомендует выделять их в соответствии с периодами логопедической работы по коррекции основного речевого нарушения — недоразвития основных компонентов речевой системы (ОНР III уровня по классификации Левиной). Каждый этап отличается задачами, содержанием, объемом усваиваемого детьми материала. [13]

  В начале курса  обращается много внимания на активизацию  внимания и памяти, развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания, мимической и артикуляционной  моторики, в занятия включаются упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса. Во втором периоде  на этой основе строится речевая работа: увеличивается количество упражнений на координацию слова и движения с музыкальным сопровождением и  без него, с детьми разучиваются чистоговорки, потешки, сопровождаемые движениями. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, вводятся упражнения на развитие творческой инициативы. Третий этап завершает годичный коррекционный курс. На логоритмических занятиях проверяется уровень усвоенных музыкально-двигательных и речевых умений у всей группы и у каждого ребенка, определяются виды упражнений, которые детьми освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения. На этом этапе в занятия включаются речевые игры с музыкальным сопровождением, творческие задания. В конце учебного года логопед и музыкальный руководитель показывают заключительное занятие, чтобы продемонстрировать родителям двигательные и речевые возможности детей.

  Таким образом, логопедическая ритмика – это  коррекционная методика обучения и  воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с  речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной  ритмики, воздействует на моторику и  речь. 

Информация о работе Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста