Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста
1.2 Понятие общего недоразвития речи
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников
2.1 Понятие о логопедической ритмике
2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой
Заключение
Библиография
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение теоретических аспектов развития моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживает, что данная проблема представляет большой интерес для физиологов, психологов и педагогов, так как движения всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Анализ литературы показывает, что в отечественной логопедии накоплен достаточно обширный теоретический, практический и методический материал, касающийся вопросов изучения и развития дошкольников, как при нормальном ходе развития, так и при дизонтогенезе.
Анализируя процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно утверждать, что двигательная и речевая функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому возрасту довольно высокого уровня.
Изучение детской речи и процесса формирования моторики имеет большое значение для логопедов в связи с тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и движения, в частности, у детей с общим недоразвитием речи. Анализ структуры общего недоразвития речи помогает понять соотношение первичных и вторичных дефектов.
Дети с
ОНР не могут спонтанно выйти
на онтогенетический путь развития. У
детей с ОНР речевое развитие
протекает замедленно и неравномерно,
своеобразно, вследствие чего различные
звенья речевой системы долгое время
остаются не сформированными. Замедление
речевого развития, трудности в овладении
словарным запасом и
Двигательная
сфера старших дошкольников с
ОНР характеризуется
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логопедической ритмики. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и психомоторики дошкольников и влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики детей дошкольного возраста.
Развитие
психомоторики и речи у детей
с общим недоразвитием речи идет
значительно медленнее, чем у
детей с нормальной речью, и имеет
особенности, поэтому развитие психомоторных
функций у детей является необходимым
условием для формирования основных
неречевых процессов и речевых
функций. Динамика в развитии психомоторики
позволяет адекватно оценивать
зону ближайшего развития, а анализ
и оценка речевой деятельности ребенка
дают возможность отобрать наиболее
эффективные методы коррекционной
работы, включая логопедическую ритмику.
Нормализация речи в сочетании с
активной психомоторной, познавательной
деятельностью исправляет общее
недоразвитие речи за более короткие
сроки.
БИБЛИОГРАФИЯ
Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. – М., 1979.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. – М.,1989.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.- М.,2006.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.-М.,2006.
Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Лодыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет. – М.,1969.
Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе // Вопросы логопедии. – М., 1978.
Бабушкина
Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая
ритмика //Методика работы с дошкольниками,
страдающими общим
Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения звуков речи. – М.,1977.
Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего ребенка // Вопросы психологии. – 1973.
Белякова
Л.И. и др. Сравнительное психолого-
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.,1990.
Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – Л.,1971.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.
Волкова Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома. // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.,1987.
Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М.,2006.
Воронова
А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.,1987.
Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ «Коррекция». – 1992.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,1961
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.,2002
Городецкая Г.Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Авт. канд. дис. – Л.,1972.
Диагностика речевого развития дошкольников. /Под ред. Ушаковой О.С. – РАО – М.,1997.
Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1995. - №4.
Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. /Под ред. О.А. Степановой. – М.,2008.
Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь. // Нарушения речи у дошкольников. /сост. Белова-Давид Р.А. – М.,1972.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. – 1998.
Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.,1981.
Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. /Под ред. Запорожца А.В. – М.,1967.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.,1973.
Кривояз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. //Дефектология. – 1995. - №4.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.,1986.
Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой., С.Н. Шаховской. – М.,1998.
Логопедия. Методическое наследие. // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. Л.С. Волковой. – Кн.V – М.,2003
Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. – 1987. - №3.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. /Ранняя диагностика и коррекция. – М.:П.,1992.
Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2008.
Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.
Программа обучения и воспитания в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой. – М.,1985.
Розенгард – Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. – М.,1948.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.,1998.
Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. – Недоразвитие и утрата речи (Вопросы теории и практики) /Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 1985.
Ушакова О.С., Струнина Е.В. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №9.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР. – М., 1991.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., 1993.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е изд.- М., 2007.
Хелльбрюгге Т. Первые 365 дней жизни ребенка. Развитие младенца. – Казань., 2001
Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М., 2003.
Шашкина Г.Р. Логопедические занятия для детей с ОНР. // Дефектология. – 1997. - №6.
Шашкина Г.Р. Использование логоритмических средств в работе логопеда. //Актуальные проблемы специальной педагогики. – М., 1999.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных упражнений. – М., 1999.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. - №4.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста