Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности психомоторного и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая ритмика как эффективный метод развития речи и психомоторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы нарушения моторики и речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности психо-моторного и речевого развития у детей дошкольного возраста
1.2 Понятие общего недоразвития речи
1.3 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Глава 2. Использование средств логоритмики в логопедической работе по преодолению ОНР III уровня у дошкольников
2.1 Понятие о логопедической ритмике
2.2 Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятиях логопедической ритмикой
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Изучение  теоретических аспектов развития моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживает, что данная проблема представляет большой  интерес для физиологов, психологов и педагогов, так как движения всегда тесно связаны с речью  и способствуют ее развитию.

  Анализ литературы показывает, что в отечественной  логопедии накоплен достаточно обширный теоретический, практический и методический материал, касающийся вопросов изучения и развития дошкольников, как при  нормальном ходе развития, так и  при дизонтогенезе.

  Анализируя  процесс формирования общей моторики, движений рук и развития речи, можно  утверждать, что двигательная и речевая  функции у детей с нормальным речевым развитием развиваются  относительно равномерно по всем параметрам и достигают к подростковому  возрасту довольно высокого уровня.

  Изучение  детской речи и процесса формирования моторики имеет большое значение для логопедов в связи с  тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи и движения, в частности, у  детей с общим недоразвитием  речи. Анализ структуры общего недоразвития речи помогает понять соотношение первичных  и вторичных дефектов.

  Дети с  ОНР не могут спонтанно выйти  на онтогенетический путь развития. У  детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные  звенья речевой системы долгое время  остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении  словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.

  Двигательная  сфера старших дошкольников с  ОНР характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных  параметров каждого из компонентов. В психическом облике детей с  ОНР видны отдельные черты  общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

  Наша работа была ориентирована на выявление  оптимальных условий речевого и  психомоторного развития детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня средствами логопедической ритмики. В связи с поставленной целью нашего исследования рассмотрено  состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи и психомоторики дошкольников и влияние логоритмики на развитие речи и психомоторики детей дошкольного возраста.

  Развитие  психомоторики и речи у детей  с общим недоразвитием речи идет значительно медленнее, чем у  детей с нормальной речью, и имеет  особенности, поэтому развитие психомоторных  функций у детей является необходимым  условием для формирования основных неречевых процессов и речевых  функций. Динамика в развитии психомоторики  позволяет адекватно оценивать  зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка  дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной  работы, включая логопедическую ритмику. Нормализация речи в сочетании с  активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет общее  недоразвитие речи за более короткие сроки. 

  БИБЛИОГРАФИЯ 

  Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной  деятельности. – М., 1979.

  Архипова  Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой  период. – М.,1989.

  Архипова  Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.- М.,2006.

  Архипова  Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.-М.,2006.

  Аскарина Н.М., Кистяковская М.Ю., Лодыгина Н.Р., Эйгес Н.Р. Развитие и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет. – М.,1969.

  Бабина Г.В. Речевые нарушения при детском  церебральном параличе // Вопросы логопедии. – М., 1978.

  Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием  речи. /Под ред. Г.В. Волковой. – СПб.,2005.

  Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в  процессе восприятия и усвоения звуков речи. – М.,1977.

  Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Лепет слышащего  ребенка // Вопросы психологии. – 1973.

  Белякова  Л.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим  недоразвитием речи и нормально  развитой речью // Тиория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями. – М.,1991.

  Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. – М.,1990.

  Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. – Л.,1971.

  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.

  Волкова Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми страдающими общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного детского дома. // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.,1987.

  Воронова  А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М.,2006.

  Воронова  А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск.,2002.

  Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.,1987.

  Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой. – М.: НПЦ  «Коррекция». – 1992.

  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. –  М.,1961

  Глухов В.П. Формирование связной речи детей  дошкольного возраста с общим  речевым недоразвитием. – М.,2002

  Городецкая  Г.Ф. Сенсомоторные нарушения и  пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Авт. канд. дис. – Л.,1972.

  Диагностика речевого развития дошкольников. /Под  ред. Ушаковой О.С. – РАО – М.,1997.

  Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1995. - №4.

  Дошкольная  логопедическая служба. Книга 2. /Под  ред. О.А. Степановой. – М.,2008.

  Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь. // Нарушения речи у дошкольников. /сост. Белова-Давид Р.А. – М.,1972.

  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. – 1998.

  Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.,1981.

  Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. /Под ред. Запорожца А.В. – М.,1967.

  Кольцова  М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. //Роль двигательного  анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. –  М.,1973.

  Кривояз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними. //Дефектология. – 1995. - №4.

  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.,1986.

  Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой., С.Н. Шаховской. – М.,1998.

  Логопедия. Методическое наследие. // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи.: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. Л.С. Волковой. – Кн.V – М.,2003

  Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. //Дефектология. – 1987. - №3.

  Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. /Ранняя диагностика и коррекция. – М.:П.,1992.

  Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.,2008.

  Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968.

  Программа обучения и воспитания в детском  саду. /Под ред. М.А. Васильевой. –  М.,1985.

  Розенгард – Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. – М.,1948.

  Ткаченко  Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.,1998.

  Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного  внимания детей с моторной алалией. – Недоразвитие и утрата речи (Вопросы  теории и практики) /Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 1985.

  Ушакова О.С., Струнина Е.В. Методика выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №9.

  Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с  ОНР. – М., 1991.

  Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе  детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М., 1993.

  Филичева  Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

  Филичева  Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – 4-е  изд.- М., 2007.

  Хелльбрюгге Т. Первые 365 дней жизни ребенка. Развитие младенца. – Казань., 2001

  Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М., 2003.

  Шашкина Г.Р. Логопедические занятия для детей  с ОНР. // Дефектология. – 1997. - №6.

  Шашкина Г.Р. Использование логоритмических средств в работе логопеда. //Актуальные проблемы специальной педагогики. – М., 1999.

  Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных упражнений. – М., 1999.

  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1971. - №4.

  Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Эффективность использования логоритмики у детей старшего дошкольного возраста