Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;
Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения
Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения.
Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении,
мышление становится внеситуативным;
-освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- появляется иное соотношение умственной и практической
деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного речевого рассуждения, возрастает планомерность
мышления;
-складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных
задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализация познавательных процессов.
Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.
Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.
Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.
Результаты итоговой диагностики проведенной после завершения коррекционно-развивающей программы свидетельствуют о том, что действительно слабость логического мышления связана с нарушением речи ребенка 5-6 лет. В результате чего возникает сложность в пересказывании рассказа вслух, более того, это влияет на неспособность к изложению своих мыслей.
А также из сравнительного анализа трех гистограмм выявлено следующее, что у детей дошкольного возраста 5-6 лет:
элементы логического мышления заметно выросло от низкого до среднего уровня;
образное мышление от среднего до высокого (среднего) уровня;
развитие речевой деятельности заметно выросло от низкого до среднего уровня.
Исходя из результатов нашего исследования можно заключить следующее: созданная нами развивающая программа по курсу «Развитие образно-логического мышления и речевое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет» способствует повышению личностно-мотивационного потенциала, интеллектуальность творческих способностей экспериментальной группы.
В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 5-6 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
3. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов ВУЗов. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
5. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
6. Бине Д. Измерение умственных способностей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
8. Забрамная С.Л. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов и университетов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. – 2-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ЛОГОС, 2001. – 384 с.
10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.
11. Кон И.С. Социология личности. М., 1988.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1983.
13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 227 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
15. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. - М., 1978.
16. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1985.
17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: - 2-е издание. – М.: Академия, Проект. – Екатеринбург «Деловая книга», 2000. – 208 с.
19. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: 1995.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
21. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Автор-составитель Е.Е. Данилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
22. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
23. Практическая психология для педагогов и родителей / Под редакцией Тутушкиной. – СПб.: Дидактика плюс, 2000. – 352 с.
24. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.
25. Руководство практического психолога: в 3-х книгах: Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 1 кн. – 128 с., 2 кн. – 128 с., 3 кн. – 176 с.
26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.
28. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1996. - № 12. -С. 29-34.
29. Арушинова А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58-65.
30. Ахунджапова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятелъности // Дошкольное воспитание. -1993. - №6. - С. 34-36.
31. Ветер Л., Мухина В Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 7. - С. 30-37.
32. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1987. - №4. - С. 135-139.
33. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 11. - С. 28-33.
34. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1 . - С. 28-32.
35. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 1989. - С. 91-101.
36. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -С. 128-132.
37. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С. 138-142.
38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. -1989. - №3. - С. 39-43.
39. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 22-32.
Приложение 1
Задание № 1
По реке будет плыть кораблик, на реке разные волны. Как по реке будет плыть кораблик? Внутри полоски нарисуй движение кораблика не отрывая карандаш от листа.
|
|
|
А.
Б.
В.
Г.
|
Приложение
№
|
Фамилия, Имя ребенка
| Результаты влияния образно-логического мышления на развитие речи в экспериментальной группе | ||
Мышление | Речь | |||
Методика диагностики развития образно-логического мышления (балл) | Методика диагностики элементов логического мышления (балл) | Методика диагностики речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им в речи (балл) | ||
До | До | До | ||
1 | Васин Л. | 2 | 1 | 1 |
2 | Воронов Ж. | 2 | 1 | 1 |
3 | Гуров М. | 2 | 0 | 0 |
4 | Кравчук Н. | 2 | 1 | 1 |
5 | Любашин С. | 1 | 0 | 1 |
6 | Ларионов А. | 3 | 1 | 1 |
7 | Кутьков С. | 2 | 0 | 0 |
8 | Симченко В. | 2 | 1 | 0 |
9 | Звонкова Л. | 3 | 1 | 1 |
10 | Назарова Н. | 2 | 1 | 0 |
11 | Габриловская Л. | 1 | 0 | 0 |
12 | Борисова О. | 2 | 1 | 1 |