Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИП-РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

Мышление ребенка в раннем детстве включено в его практиче­скую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помо­щью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разреше­ние какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто никому не адресованы. Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связа­ны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассужде­ния, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мысли­тельных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения.

Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, посколь­ку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобре­тают познавательный характер, свидетельствуют о развитии лю­бознательности, стремления познавать мир.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, переби­рая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помо­щью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мыш­лению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении,
мышление становится внеситуативным;

-освоение речи приводит к развитию рассуждений как спосо­ба решения мыслительных задач, возникает понимание причин­ности явлений;

-  появляется иное соотношение умственной и практической
деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного речевого рассуждения, возрастает планомерность
мышления;

-складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

-  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

-  ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных
задач, а речь становится орудием мышления и средством позна­ния, интеллектуализация познавательных процессов.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо оп­ределяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в до­школьном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить това­рищу способы действия.

Результаты итоговой диагностики проведенной после завершения коррекционно-развивающей программы свидетельствуют о том, что действительно слабость логического мышления связана с нарушением речи ребенка 5-6 лет. В результате чего возникает сложность в пересказывании рассказа вслух, более того, это влияет на неспособность к изложению своих мыслей.

А также из сравнительного анализа трех гистограмм выявлено следующее, что у детей дошкольного возраста 5-6 лет:

      элементы логического мышления заметно выросло от низкого до среднего уровня;

      образное мышление от среднего до высокого (среднего) уровня;

      развитие речевой деятельности заметно выросло от низкого до среднего уровня.

Исходя из результатов нашего исследования можно заключить следующее: созданная нами развивающая программа по курсу «Развитие образно-логического мышления и речевое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет» способствует повышению личностно-мотивационного потенциала, интеллектуальность творческих способностей экспериментальной группы.

В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она вы­ступает орудием мышления. Слово фиксирует результат позна­вательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ре­бенок не только констатирует воспринимаемое или воспроиз­водит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, де­лает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономер­ности. Словесное рассуждение к 5-6 годам превращается в спо­соб решения задач. Включение речи в познавательную деятель­ность приводит к интеллектуализации всех познавательных про­цессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соот­ношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, при­водя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач.


Список литературы

 

1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2.      Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.

3.      Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов ВУЗов. – 4-е издание, переработанное и дополненное. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 512 с.

4.      Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

5.      Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

6.      Бине Д. Измерение умственных способностей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

7.      Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.

8.      Забрамная С.Л. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебное пособие для студентов пед. вузов и университетов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.

9.      Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. – 2-е издание, исправленное и переработанное. – М.: ЛОГОС, 2001. – 384 с.

10. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.

11. Кон И.С. Социология личности. М., 1988.

12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1983.

13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. -  227 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

15. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. - М., 1978.

16. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрос­лыми / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1985.

17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

18. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция: - 2-е издание. – М.: Академия, Проект. – Екатеринбург «Деловая книга», 2000. – 208 с.

19. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: 1995.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

21. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Автор-составитель Е.Е. Данилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

22. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.

23. Практическая психология для педагогов и родителей / Под редакцией Тутушкиной. – СПб.: Дидактика плюс, 2000. – 352 с.

24. Развитие мышления и умственное внимание дошкольни­ка / Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М., 1985.

25. Руководство практического психолога: в 3-х книгах: Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. / Под редакцией И.В. Дубровиной. – М: Издательский центр «Академия», 2000. – 1 кн. – 128 с., 2 кн. – 128 с., 3 кн. – 176 с.

26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.

27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И. Шевандрин. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.

28. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 1996. - № 12. -С. 29-34.

29. Арушинова А. Дошкольный возраст: Формирование грамма­тического строя речи // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 58-65.

30. Ахунджапова С. Развитие речи дошкольников в продуктив­ных видах деятелъности // Дошкольное воспитание. -1993. - №6. - С. 34-36.

31. Ветер Л., Мухина В Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 7. - С. 30-37.

32. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мыш­ления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1987. - №4. - С. 135-139.

33. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 11. - С. 28-33.

34. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1 . - С. 28-32.

35. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошколь­ного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. - М., 1989. - С. 91-101.

36. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -С. 128-132.

37. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С. 138-142.

38. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника // Вопросы психологии. -1989. - №3. - С. 39-43.

39. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 22-32.


Приложение 1

Задание № 1

По реке будет плыть кораблик, на реке разные волны. Как по реке будет плыть кораблик? Внутри полоски нарисуй движение кораблика не отрывая карандаш от листа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.

 

Б.

 

В.

 

Г.

 

 

 


Приложение

 

 

 

Фамилия, Имя ребенка

 

Результаты влияния образно-логического мышления на развитие речи в экспериментальной группе

Мышление

Речь

Методика диагностики развития образно-логического мышления (балл)

Методика диагностики элементов логического мышления (балл)

Методика диагностики речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им в речи (балл)

До

До

До

1

Васин Л.

2

1

1

2

Воронов Ж.

2

1

1

3

Гуров М.

2

0

0

4

Кравчук Н.

2

1

1

5

Любашин С.

1

0

1

6

Ларионов А.

3

1

1

7

Кутьков С.

2

0

0

8

Симченко В.

2

1

0

9

Звонкова Л.

3

1

1

10

Назарова Н.

2

1

0

11

Габриловская Л.

1

0

0

12

Борисова О.

2

1

1

Информация о работе Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет