Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИП-РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

- ребенок переходит от использования готовых связей и от­ношений к «открытию» более сложных;

-  возникают попытки объяснить явления и процессы;

-  экспериментирование возникает как способ, помогающий
понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

-складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

 

2.2.Основные моменты руководства развитием образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

Главным условием развития образно-логического мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.

В младенчестве мышление развивается при манипулирова­нии предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрослым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему пред­меты, показывает способы действия сними и тем самым помогает ребенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрослый, подчеркивая инициативные действия младенца, за­крепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементар­ную любознательность и стремление к познанию объектов, а так­же способствует превращению разнообразных действий с пред­метами в способы познания.

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно-манипулятивной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение способов употребления орудий и соотносящих действий, кото­рые происходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в со­ответствии с культурно-фиксированными функциями, но и выделять, закреплять в речи результат действия. Взрослый фор­мулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребен­ка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность. Развитие и организация восприятия ребенка приводит к фор­мированию у него первых мыслительных операций - различе­ния и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную самостоятельность, чтобы он мог активно действовать с объек­тами. Взрослый, учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему - ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллекту­альные, а лишь практические задачи.

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-позна­вательного общения со взрослым возникает особого рода «тео­ретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрос­лого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - на­учить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попыт­ки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого фор­мирует самостоятельность мышления, пытливость ума.

Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный при­мерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

Равнодушное отношение к вопросам снижает познаватель­ную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать.

Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, ана­лизировать, организуя наблюдения, экспериментирование, оз­накомление с художественной литературой. Когда дошкольни­ка побуждают подробно, развернуто объяснять явления и про­цессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превраща­ется в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важно проявить терпимость и понимание необыч­ных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддер­живая его стремление проникнуть в сущность предметов и яв­лений, установить причинно-следственные связи, узнать скры­тые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребен­ка способствует развитию его мышления, придавая ему обоб­щенный и осознанный характер. Если не научить ребенка уста­навливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уров­не чувственно воспринимаемых фактов.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно ре­шать интеллектуальные проблемы. Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педа­гогике. Подчеркнем лишь то, что усвоение следует рассматри­вать не как самоцель, а как средство развития мышления. Ме­ханическое запоминание разнообразной информации, отрывоч­ной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника. В.А. Сухомлинский писал: « ...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний... под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и лю­бознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружаю­щем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Итак, необходимо отметить то, что развитие и организация восприятия ребенка приводит к фор­мированию у него первых мыслительных операций - различе­ния и сравнения. Главное для взрослого - на­учить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попыт­ки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого фор­мирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, ана­лизировать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой.

 

2.3.Основные направления в развитии речи в дошкольном возрасте.

 

Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов род­ного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все осталь­ные - в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -ниц, -щик.

В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком ра­бота по овладению языком как реальной, предметной действи­тельностью. Это реальная практика, в ходе которой происхо­дит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереоти­пы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые по­пытки осмыслить значения слов на основе сопоставления со­звучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы-град, трава-отравить, деревья-деревня). То есть смысловое ис­толкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без дейст­вий со словом, как с материальной единицей языка.

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вмес­те с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка.

Следующим важным направлением в развитии речи до­школьника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило специ­фику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, по­явившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой па невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуа­тивной. Контекстную речь отличает связность, когда содержа­ние высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее еди­ницей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуатив­ная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Приведем пример из наблюдения за совместной деятельностью Кати А. (5 лет 2 мес.) и Насти Т. (5 лет 6 мес.).

Катя: А давай разукрасим лягушку?

Настя: Пошли (подходят к столу и салятся).

Катя: Где разукрашивать?

Настя (указывает пальцем): Вот! Вот! Бери карандаш... тот бери! Вот!

(показывает пальцем).

Катя (берет карандаш): Вот красный. Взяла. (Проводит линию на бума­ге.) Ой-ой! Это красный? Это не красный!

Настя: Бери! Какая разница! Бери этот! Синий где? (Осматривает поверхность стола, берет синий карандаш.)

Катя: А мне? (Берет синий карандаш.) А синим где разукрашивать? (Рас­крашивает лягушку. Насте.) Смотри, как у меня!

Настя: У тебя получилась сказочная лягушка, как из мультика.

Катя: Да. Все, готово!

Настя: Пошли поиграем, у кого выше прыгнет! (Уходят.)

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в расска­зах на темы из своего быта, при пересказе с введением карти­нок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно сни­жается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь ста­новится все более последовательной и логичной.

Приведем пример, как дети рассказывают о событиях из своего опыта. \

Взрослый: Расскажи, что ты делал вчера в детском саду?

Максим Н.(6 лет): Ну что?.. Гулял, ел, спал. Особенно мы с Дениской играли в детектива и разыскивали разных чудовищ. Мы еще с Дениской... У нас с ним тайные переговоры. Мы, когда спать ложимся, у нас дырочка там есть у кровати. И мы смотрим в нее и переговариваемся.

Взрослый: Маша, вспомни, пожалуйста, какой-нибудь смешной случай, который произошел с тобой.

Маша В.(7 лет): В прошлом году было. Остановились мы с мамой у магазина Европа. Мы шли к бабушке, а мама встретила какую-то те­теньку. Она была ее знакомая. Вот она с ней разговаривает, разговаривает. А я не ожидала, что она с ней остановится, взяла и побежала. Потом мама увидела, что меня нет, взяла и побежала за мной. Она увидела, что я у подъ­езда, а я сказала: «Не надо было останавливаться», - и пошла в подъезд к бабушке. Она на первом этаже живет.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо оп­ределяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют си­туативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в до­школьном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить това­рищу способы действия.

Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми.

Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть?

Наташа С. (7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с Тамарой Анатольевной (воспитатель). Максимка - мой лучший друг. Мы с Ольгой - два котенка, а Максимка - папа. Но когда мы с Максимкой отдельно играем, он - щенок, а я котенок. С Максимкой интересно играть, потому что он все придумывает интересное... Интересно в общем. Я сама тоже люблю придумывать. Вот мы и играем.

Взрослый: Ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?

Наташа: Иногда. И с Сашей даже деремся. Саша-это мой брат. Он мне мешает играть всегда. Балуется, игрушки прячет.

Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?

Женя А. (5 лет 2 мес.): Да, я ссорюсь из-за того, что они меня не слушают и мешают мне играть. Я с Русланом не дружу, потому что он все время нам мешает.

Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?

Максим Н. (6 лет): Да.

Взрослый: Почему?

Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Вообще-то интересно.

Взрослый. А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сделаешь?

Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не поблагодарят. Так хоть купят что-нибудь.

Новые формы речи обеспечивают содержательность обще­ния со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 5-6 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она вы­ступает орудием мышления. Слово фиксирует результат позна­вательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ре­бенок не только констатирует воспринимаемое или воспроиз­водит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, де­лает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономер­ности. Словесное рассуждение к 5-6 годам превращается в спо­соб решения задач. Включение речи в познавательную деятель­ность приводит к интеллектуализации всех познавательных про­цессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соот­ношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, при­водя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информа­ции, которую он включает в решение мыслительных задач. Ин­теллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литератур­ными произведениями.

Информация о работе Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет