Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;
Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения
Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.
Приведем в качестве примера пересказ русской народной сказки «Снегурочка» Максимом Н. (6 лет): «Жил-был... дед и старуха. Все у них ладно было. Да беда, дочки не было. Все болит, работы нет. Не могут больше работать. Пришла зима. Снегу по пояс. «Давай, старуха, сделаем себе дочку из снега». «Давай», - говорит старуха. Слепили они девочку. Нарисовал ей дед ротик, глаза. Свалился снег, и вышла оттуда девочка. Взяли они себе домой девочку жить. Дома девочка работала, песни пела, а они любовались все время ею. Потом пришло лето. Снег растаял, девочке плохо стало. Подружки однажды позвали ее в лес грибы-ягоды собирать. Она сначала не хотела идти, а потом ее старуха уговорила. Пришли они в лес. Разожгли костер и стали прыгать. Снегурочка прыгнула посередине костра и сгорела, растаяла. И улетела на облако. Подружки стали ее звать «ау, ау, но только эхо им в лесу откликалось. Все».
Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Первоначально малыши, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить действие. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать. Выполнение указаний, относящихся к способу действий, происходит только в том случае, если они отражают каждый отдельный акт действия или группу однородных актов, а действие следует сразу за словом. Самостоятельно организовывать свою деятельность на основе инструкции малыш не может. Постепенно словесное указание взрослого превращается в основу для выполнения системы целенаправленных действий. Дети не доводят дело до конца, но направление их действий остается правильным. Они задают вопросы, уточняющие указания, обращаются ко взрослому за подтверждением правильности своих действий. Иногда дошкольники замечают, что их действия не соответствуют инструкции. Тогда они прерывают выполнение задания или исправляют свое действие. В целом с заданием они не справляются, нужный результат ими не достигается. Переломным моментом в развитии понимания инструкции и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная организация дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции. Деятельность начинает протекать по единому плану, возникающему до ее начала под влиянием инструкции взрослого, когда все его указания в отношении цели и способа действия выполняются. Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. Освоение дошкольниками понимания речи дает возможность взрослым мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.
Приведем пример.
Дети дежурят.
Максим Д, (6 лет) смотрит, как Наташа (6 лет 5 мес.) раскладывает вилки. Молча начинает перекладывать вилки зубцами к себе.
Наташа: Максим, что ты делаешь? Так нельзя.
Максим (смеется): Можно!
Наташа: Татьяна Сергеевна, скажите Максиму, что так нельзя делать!
Воспитатель: Максим, конечно же, нельзя! Максим быстро раскладывает вилки правильно.
В дошкольном, возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными. Покажем, как речь включается в процесс рисования у Кати В.(6 лет 2 мес.).
Катя (рисует телевизор): Так, телевизор. Нарисую антенну (рисует антенну). О! А как нарисовать волны? Я нарисую девочку. (Рисует девочку в телевизоре.) Микрофон нарисую, проволочки идут (Рисует микрофон, а от них изображает линии). Сейчас я нарисую глазки, синенький бантик. (Рисует девочке глаза и бантик, кружок на телевизоре.) Выключатель от телевизора. А это разные звуки (проводит горизонтальные линии). Хочешь такой? (Обращается ко взрослому.)
О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.
Задача звукового анализа слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процессе специального обучения. Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова; на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.
Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: Дети играли в мяч». Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети - первое слово, играли в мяч - второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, то есть служебные части речи.
К 6 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.
Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-6 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных
задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализация познавательных процессов;
-развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
-складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
-возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создаст возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои
формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития: ребенок
правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
Основной факт, с которым мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а величиной переменной. Отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении. Иначе говоря, развитие речи и мышления совершается не параллельно и неравномерно. Кривые их развития многократно сходятся и расходятся, пересекаются, выравниваются в отдельные периоды и идут параллельно, даже сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются.
Это верно как в отношении фатогенеза, так и онтогенеза. В процессах разложения, инволюции и патологического изменения отношение между мышлением и речью не является постоянным для всех случаев нарушения, задержки, обратного развития, патологического изменения интеллекта или речи, но принимает всякий раз специфическую форму, характерную именно для данного типа патологического процесса, для данной картины нарушений и задержек.
Возвращаясь к развитию, следует сказать, прежде всего, что мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни. Этот факт можно считать прочно установленным целым рядом исследований в области психологии животных. Развитие той и другой функции не только имеет различные корни, но и идет на протяжении всего животного царства по различным линиям.
Решающее значение для установления этого первостепенной важности факта имеют новейшие исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян, в особенности исследования Келера и Р.Иеркса.
В опытах Келера мы имеем совершенно ясное доказательство того, что зачатки интеллекта, т.е. мышления в собственном смысле слова, появляются у животных независимо от развития речи и вовсе не в связи с ее успехами. «Изобретения» обезьян, выражающиеся в изготовлении и употреблении орудий и в применении «обходных путей» при разрешении задач, составляют, совершенно несомненно, первичную фазу в развитии мышления, но фазу до речевую.
Основным выводом из всех своих исследований сам Келер считает установление того факта, что шимпанзе обнаруживает зачатки интеллектуального поведения того же типа и рода, что и человек. Отсутствие речи и ограниченность «следовых стимулов», так называемых «представлений», являются основными причинами того, что между антропоидом и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие. Келер говорит: «Отсутствие этого бесконечно пенного технического вспомогательного средства (языка) и принципиальная ограниченность важнейшего интеллектуального материала, так называемых «представлений», являются поэтому причинами того, что для шимпанзе невозможны даже малейшие начатки культурного развития».
Наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии сколько-нибудь человекоподобной в этом отношении речи и независимость интеллектуальных операций от его «речи» - так можно было бы сжато сформулировать основной вывод, который может быть сделан в отношении интересующей нас проблемы из исследований Келера.
Нас интересует отношение между мышлением и речью в филогенетическом развитии той и другой функции. Можно кратко формулировать основные выводы, к которым мы пришли и которые нужны нам для дальнейшего анализа проблемы.
Мышление и речь имеют различные генетические корни.
Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга.
Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.
В филогенезе мышления и речи мы можем с несомненностью констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи.
Если первая стадия в развитии детской речи, как справедливо показал Мейман, является по своему психологическому значению аффективно-волевой, то, начиная с этого момента, речь вступает в интеллектуальную фазу своего развития. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи.
Штерн говорит, - «Можно уже вне всяких сомнений определить как мыслительную деятельность ребенка в собственном смысле слова; понимание отношения между знаком и значением, которое проявляется здесь у ребенка, есть нечто принципиально иное, чем простое пользование представлениями я их ассоциациями, а требование, чтобы каждому предмету какого бы то ни было рода принадлежало свое название, можно считать действительным, быть может, первым общим понятием ребенка».
На этом следует остановиться, ибо здесь в генетическом пункте пересечения мышления и речи впервые завязывается тот узел, который называется проблемой мышления и речи. Что же представляет собой этот момент, это «величайшее открытие в жизни ребенка», и верно ли толкование Штерна?
Функция называния есть открытие, изобретение ребенка. Мы видим, что эти последние являются структурным действием, следовательно, мы можем видеть и в названии структурное действие. Мы сказали бы, что слово входит в структуру вещи так, как палка - в ситуацию желания овладеть плодом.
Здесь нам важно отметить только один принципиально важный момент; лишь на известной, относительно высокой стадии развития мышления и речи становится возможным «величайшее открытие в жизни ребенка». Для того чтобы «открыть» речь, надо мыслить.
Мы можем кратко формулировать наши выводы:
1. В онтогенетическом развитии мышления и речи мы также находим различные корни того и другого процесса.
2. В развитии речи ребенка мы с несомненностью можем констатировать «доинтеллектуальную стадию», так же как и в развитии мышления - «доречевую стадию».
3. До известного момента то и другое развитие идет по различным
линиям, независимо одно от другого.
4. В известном пункте обе линии пересекаются, после чего мышление
становится речевым, а речь становится интеллектуальной.