Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;

Содержание

Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ДИП-РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

- осень -

- море -

              - дом -

              - кошка -

              - елка -

Задание № 5 «Отыщи различие»

Цель: развитие словесно-логического, образного мышления.

Задачи: обучаем детей находить различия по признакам у разных предметов.

Описание: Ребенку называют два предмета, не похожие друг на друга. Ребенок называет чем эти предметы отличаются друг от друга.

Инструкция: Я назову тебе сейчас два предмета. Сопоставь их между собой и скажи мне, чем эти два предмета отличаются друг от друга. Например:

1 камень-яйцо

2 дерево-стекло

3 муха-бабочка

4 ваза-ведро

5 мяч-апельсин

Занятие № 6 «Вопросы и ответы»

Цель: развитие речевой активности.

Задачи: обучаем отгадывать задуманную картинку, в доверительной форме поощряем ребенка задавать вопросы, развивается речь ребенка.

Описание: Перед ребенком выкладываются несколько картинок. В уме загадывается любая их выложенных картинок. Задача ребенка отгадать загаданную картинку с помощью вопросов на которые отвечают «Да» или «Нет».

Инструкция: А сейчас мы будем играть в игру «Вопросы и ответы». Загаданную мной одну из картинок, которые лежат перед тобой, ты должен постараться отгадать. Чтобы тебе было легче отгадывать, ты можешь задавать мне любые вопросы на которые я буду отвечать «Да» или «Нет», но никаких других ответов, кроме этих, я тебе давать не буду. Можешь задавать столько вопросов, сколько хочешь.

Материалы: 4 цветных картинки.

Занятие № 7 «Разложи тяжести»

Цель: развитие образного и кинестического мышления, развитие речи.

Задачи: обучение понятие тяжелый, полегче, легкий. Развитие логики и речи.

Описание: Ребенку предъявляют два набора спичечных коробков с песком. Все коробочки разные по тяжести. Ребенок должен разложить их в ряд на столе по мере возрастания, убывания веса.

Инструкция: Посмотри внимательно, здесь лежат коробочки, они все имеют разный вес. Распредели их по мере возрастания (убывания) веса и разложи по порядку на столе.

Материал: 7 спичечных коробочек с песком.

Вывод: В процессе занятий у детей интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр дети проявляли уверенность в своих действия. По окончанию каждого коррекционно-развивающего занятия дети попадали в предметно-развивающую среду ДОУ, где имели возможность применить полученные навыки.

Занятие № 8

Цель: закрепление полученного материала по развитию образно-логического мышления и по развитию речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.

Задачи: закрепить противоположные понятия полученных знаний. Учим применять новые слова в обычной речи.

Описание: Ребенок должен четко представлять, что противоположным по значению для слово «день» является «ночь», для слова «светло» - «темно».

Инструкция: Я сейчас буду называть тебе слово, а ты в ответ на мое слово должен назвать свое слово, противоположное моему слову. Например:

кислый - ?; грустный - ?; черный - ?; верх - ?; конец - ?; глупый - ?; светло - ?; забывать - ?; белый - ?; большой - ?; старт - ?; веселый - ?; широкий - ?; покупать - ?; узкий - ?; хороший - ?; храбрый - ?; высокий - ?; начало - ?; высокий -?; финиш - ?; плохой - ?; день - ?; помнишь - ?; продавать - ?.

Дети дошкольного возраста должны учиться понимать количественное и качественное соотношение предметов.

Развитие мелкой моторики рук.

Для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, укреплять мелкие мышцы кистей рук, сделать мелкие движения более уверенными. В результате ребенок будет лучше писать, рисовать, вырезать ножницами и т.д.

4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе

 

Исходя из результатов нашего исследования можно заключить следующее, что у детей дошкольного возраста 5-6 лет высокий, средний и низкий балл по каждому субтесту  во 2-й диагностике изменился в лучшую сторону.

Значительно вырос уровень логического, образного мышления и речевое развитие детей.

Созданная нами развивающая работа по курсу «развитие образно-логического мышления и речевое развитие детей дошкольного возраста» способствует повышению личностно-мотивационного потенциала, интеллектуальность творческих способностей экспериментальной группы.

Таблица

Показатель уровня

Мышление

Речь

образное

логическое

Высокий уровень

66,6 %

8,4 %

16,6 %

Средний уровень

33,4 %

75 %

58,4 %

Низкий уровень

-

16 %

25 %

 

Далее представим гистограммы, отображающие результаты после проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до коррекционно-развивающей программы и после

 

 

Показатель уровня

 

Мышление

 

Речь

 

образное

логическое

до

после

до

 

до

после

Высокий уровень

16,6 %

66,6 %

-

8,4 %

-

16,6 %

Средний уровень

83,4 %

33,4 %

66,6 %

75 %

58,4 %

58,4 %

Низкий уровень

-

-

33,4 %

16 %

41,6 %

25 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В гистограммах:

1 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

3 – низкий уровень развития.

В ходе нашего эксперимента с целью развить способности детей логически мыслить и развитие активной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет мы выявили взаимосвязь образно-логического мышления на развитие речи детей дошкольного возраста 5-6 лет.


Заключение

 

Гипотезой нашей работы является положение о том, что слабость логического мышления связана с нарушением речи: возникает сложность в пересказывании рассказа на рассуждение вслух; существует неспособность к изложению своих мыслей. Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.

В соответствии с поставленной целью мы определили задачи дипломной работы:

1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;

2.Дать общую характеристику развития мышления;

3.Выделить особенности развития речи в дошкольном возрасте;

4.Провести практическое исследование взаимосвязи образно-логического мышления и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет;

5.Выявить особенности механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет, в рамках этого вопроса исследовать:

- основные параметры влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста;

- влияния образно-логического мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Объектом исследования выступал процесс влияния уровня образно-логического мышления на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, познавательные процессы дошкольников.

Предметом исследования нашей работы являлось влияние уровня мышления на развитие речи детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в ре­зультате мышления, представляет собой решение мыслительных за­дач. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, чис­лами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не при­меняться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.

При помощи речи взрослые руководят дейст­виями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные за­дачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ре­бенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают прак­тическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребен­ком хода и результата этого действия, помогают поискам путей реше­ния задач. Еще более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух. Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет при этом очень важную, но пока только вспомогательную роль. Это проявляется в том, что дети нередко справляются с задачами, тре­бующими выполнения мыслительных действий и в условиях, когда не могут выразить мысль словами. Так, дошкольники пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случа­ях правильно выделяли причину поломки и устраняли ее, но не могли рассказать, почему они так делали, ограничиваясь указанием на ка­кие-либо второстепенные признаки игрушек. Такая же картина на­блюдалась в игре, которая состояла в том, чтобы, нажимая на кнопки, передвигать куколку по улицам игрушечного города. Дети научились управлять передвижением куколки, приводили ее безошибочно в нуж­ное место, но, как правило, не могли рассказать, как связаны отдель­ные кнопки с определенными движениями куклы.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без ис­пользования образов, ребенок должен усвоить выработанные челове­чеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, расска­зать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включа­ется во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специального обучения.

Мы уже знаем, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство плани­рования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.

Информация о работе Изучение влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет