Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;
Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения
- осень -
- море -
- дом -
- кошка -
- елка -
Задание № 5 «Отыщи различие»
Цель: развитие словесно-логического, образного мышления.
Задачи: обучаем детей находить различия по признакам у разных предметов.
Описание: Ребенку называют два предмета, не похожие друг на друга. Ребенок называет чем эти предметы отличаются друг от друга.
Инструкция: Я назову тебе сейчас два предмета. Сопоставь их между собой и скажи мне, чем эти два предмета отличаются друг от друга. Например:
1 камень-яйцо
2 дерево-стекло
3 муха-бабочка
4 ваза-ведро
5 мяч-апельсин
Занятие № 6 «Вопросы и ответы»
Цель: развитие речевой активности.
Задачи: обучаем отгадывать задуманную картинку, в доверительной форме поощряем ребенка задавать вопросы, развивается речь ребенка.
Описание: Перед ребенком выкладываются несколько картинок. В уме загадывается любая их выложенных картинок. Задача ребенка отгадать загаданную картинку с помощью вопросов на которые отвечают «Да» или «Нет».
Инструкция: А сейчас мы будем играть в игру «Вопросы и ответы». Загаданную мной одну из картинок, которые лежат перед тобой, ты должен постараться отгадать. Чтобы тебе было легче отгадывать, ты можешь задавать мне любые вопросы на которые я буду отвечать «Да» или «Нет», но никаких других ответов, кроме этих, я тебе давать не буду. Можешь задавать столько вопросов, сколько хочешь.
Материалы: 4 цветных картинки.
Занятие № 7 «Разложи тяжести»
Цель: развитие образного и кинестического мышления, развитие речи.
Задачи: обучение понятие тяжелый, полегче, легкий. Развитие логики и речи.
Описание: Ребенку предъявляют два набора спичечных коробков с песком. Все коробочки разные по тяжести. Ребенок должен разложить их в ряд на столе по мере возрастания, убывания веса.
Инструкция: Посмотри внимательно, здесь лежат коробочки, они все имеют разный вес. Распредели их по мере возрастания (убывания) веса и разложи по порядку на столе.
Материал: 7 спичечных коробочек с песком.
Вывод: В процессе занятий у детей интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Во время игр дети проявляли уверенность в своих действия. По окончанию каждого коррекционно-развивающего занятия дети попадали в предметно-развивающую среду ДОУ, где имели возможность применить полученные навыки.
Занятие № 8
Цель: закрепление полученного материала по развитию образно-логического мышления и по развитию речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
Задачи: закрепить противоположные понятия полученных знаний. Учим применять новые слова в обычной речи.
Описание: Ребенок должен четко представлять, что противоположным по значению для слово «день» является «ночь», для слова «светло» - «темно».
Инструкция: Я сейчас буду называть тебе слово, а ты в ответ на мое слово должен назвать свое слово, противоположное моему слову. Например:
кислый - ?; грустный - ?; черный - ?; верх - ?; конец - ?; глупый - ?; светло - ?; забывать - ?; белый - ?; большой - ?; старт - ?; веселый - ?; широкий - ?; покупать - ?; узкий - ?; хороший - ?; храбрый - ?; высокий - ?; начало - ?; высокий -?; финиш - ?; плохой - ?; день - ?; помнишь - ?; продавать - ?.
Дети дошкольного возраста должны учиться понимать количественное и качественное соотношение предметов.
Развитие мелкой моторики рук.
Для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, укреплять мелкие мышцы кистей рук, сделать мелкие движения более уверенными. В результате ребенок будет лучше писать, рисовать, вырезать ножницами и т.д.
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе
Исходя из результатов нашего исследования можно заключить следующее, что у детей дошкольного возраста 5-6 лет высокий, средний и низкий балл по каждому субтесту во 2-й диагностике изменился в лучшую сторону.
Значительно вырос уровень логического, образного мышления и речевое развитие детей.
Созданная нами развивающая работа по курсу «развитие образно-логического мышления и речевое развитие детей дошкольного возраста» способствует повышению личностно-мотивационного потенциала, интеллектуальность творческих способностей экспериментальной группы.
Таблица
Показатель уровня | Мышление | Речь | |
образное | логическое | ||
Высокий уровень | 66,6 % | 8,4 % | 16,6 % |
Средний уровень | 33,4 % | 75 % | 58,4 % |
Низкий уровень | - | 16 % | 25 % |
Далее представим гистограммы, отображающие результаты после проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе.
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до коррекционно-развивающей программы и после
Показатель уровня
| Мышление
| Речь
| ||||
образное | логическое | до | после | |||
до |
| до | после | |||
Высокий уровень | 16,6 % | 66,6 % | - | 8,4 % | - | 16,6 % |
Средний уровень | 83,4 % | 33,4 % | 66,6 % | 75 % | 58,4 % | 58,4 % |
Низкий уровень | - | - | 33,4 % | 16 % | 41,6 % | 25 % |
В гистограммах:
1 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
3 – низкий уровень развития.
В ходе нашего эксперимента с целью развить способности детей логически мыслить и развитие активной речи детей дошкольного возраста 5-6 лет мы выявили взаимосвязь образно-логического мышления на развитие речи детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Заключение
Гипотезой нашей работы является положение о том, что слабость логического мышления связана с нарушением речи: возникает сложность в пересказывании рассказа на рассуждение вслух; существует неспособность к изложению своих мыслей. Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью мы определили задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;
3.Выделить особенности развития речи в дошкольном возрасте;
4.Провести практическое исследование взаимосвязи образно-логического мышления и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет;
5.Выявить особенности механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет, в рамках этого вопроса исследовать:
- основные параметры влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста;
- влияния образно-логического мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Объектом исследования выступал процесс влияния уровня образно-логического мышления на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, познавательные процессы дошкольников.
Предметом исследования нашей работы являлось влияние уровня мышления на развитие речи детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.
При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Еще более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух. Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет при этом очень важную, но пока только вспомогательную роль. Это проявляется в том, что дети нередко справляются с задачами, требующими выполнения мыслительных действий и в условиях, когда не могут выразить мысль словами. Так, дошкольники пяти лет, когда им давали специально испорченные игрушки, во многих случаях правильно выделяли причину поломки и устраняли ее, но не могли рассказать, почему они так делали, ограничиваясь указанием на какие-либо второстепенные признаки игрушек. Такая же картина наблюдалась в игре, которая состояла в том, чтобы, нажимая на кнопки, передвигать куколку по улицам игрушечного города. Дети научились управлять передвижением куколки, приводили ее безошибочно в нужное место, но, как правило, не могли рассказать, как связаны отдельные кнопки с определенными движениями куклы.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специального обучения.
Мы уже знаем, что на протяжении дошкольного возраста речь ребенка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. В этом заключается вторая функция речи. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка.