Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение механизмов влияния образно-логического мышления на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет.
В соответствии с поставленной целью определяем задачи дипломной работы:
1.Изучить теоретическую и методологическую основу исследуемой проблемы;
2.Дать общую характеристику развития мышления;
Введение 3
Глава 1.Сущность образно-логического мышления и речи в развитии
детей дошкольного возраста 5-6 лет 6
1.1. Общая характеристика развития мышления 6
1.2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте 26
Глава 2.Исследование взаимосвязи образно-логического мышления
и речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет 32
2.1.Изменения в развитии образно-логического мышления
в дошкольном возрасте 32
2.2.Основные моменты руководства развитием образно-
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3.Основные направления в развитии речи
в дошкольном возрасте 45
Глава 3.Особенности влияния образно-логического мышления на
развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет 56
Глава 4.Практическое исследование влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.1.Описание диагностической части влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.2.Результата исследования влияния образно-логического
мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми
дошкольного возраста 5-6 лет
4.4.Результаты диагностики после коррекционно-развивающей
программы в экспериментальной группе
Глава 5.Сравнительная часть влияния образно-логического мышления
на развитие речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет до
коррекционно-развивающей программы и после
Заключение
Список литературы
Приложения
Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов
даже после дополнительной стимуляции… 0 баллов
Пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных
слов, но пытаясь употреблять их 1 балл
Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии
со своим пониманием, искажая смысл рассказа… 2 балла
Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов,
потом пересказывает...
Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.
4.2.Результаты исследования влияния образно-логического мышления на развитие речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Полученные результаты диагностики развития образного мышления мы занесли в таблицу № 1 в (%)-ом соотношении. На которой мы видим, что показатели низкого уровня мышления отсутствуют. Это свидетельствует о том, что с низким уровнем мышления детей среди выбранных 12 (5-6 лет) нет. Дети, имеющие средний уровень мышления составляют 83,4 % - это большинство. С высоким уровнем образного мышления составляют 16,6 % из 100 %.
Таблица 1
Уровень мышления | Результаты диагностики образного мышления |
Высокий уровень | 16,6 % |
Средний уровень | 83,4 % |
Низкий уровень | - |
А также на гиксограмме мы отобразим результаты диагностики влияния образного мышления у детей дошкольного возраста 5-6 лет.
1 – высокий уровень мышления
2 – средний уровень мышления
3 – низкий уровень мышления
Результаты исследования элементов логического мышления.
Полученные результаты диагностики элементов логического мышления мы также занесли в таблицу № 2 в (%)-ом соотношении. Показатели высокого уровня мышления отсутствуют. Это свидетельствует о том, что высокого уровня логического мышления среди 12 детей в возрасте 5-6 лет нет. Средний уровень логического мышления составляет 66,6 %, а низкий уровень логического мышления составляет 33,4 %.
Результаты диагностики представлены нами в таблице № 2 и отображены в гистограмме.
Таблица № 2
Уровень мышления | Результаты диагностики элементов логического мышления |
Высокий уровень | - |
Средний уровень | 66,6 % |
Низкий уровень | 33,4 % |
1 – высокий уровень мышления
2 – средний уровень мышления
3 – низкий уровень мышления
Результаты диагностики развития речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет
Полученные результаты диагностики развития речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет мы также занесли в таблицу № 3 в (%)-ом соотношении. Показатели высокого уровня речевого развития отсутствуют. Средний уровень речевого развития составляет 58,4 %, а низкий уровень речевого развития составляет 41,6 %.
Результаты диагностики развития речи ребенка дошкольного возраста 5-6 лет представлены нами в таблице № 3 и отображены в гистограмме.
Таблица № 3
Уровень мышления | Результаты диагностики элементов логического мышления |
Высокий уровень | - |
Средний уровень | 58,4 % |
Низкий уровень | 41,6 % |
Подведем промежуточные итоги: Низкий уровень в развитии детей отсутствует только лишь в диагностике образного мышления. Можно предположить, что у большинства детей образное мышление на среднем уровне. Что касается элементов логического мышления и речевого развития ребенка – то там низкий уровень развития присутствует. Это говорит о том, что у детей слабо развито логическое мышление и речь.
4.3.Описание коррекционно-развивающей программы с детьми дошкольного возраста 5-6 лет
Для изучения влияния образно-логического мышления на развитие речи 5-6 лет мы провели следующие коррекционно-развивающие занятия.
Цель нашей развивающей программы – развивать способности у детей дошкольного возраста 56-6 лет логически мыслить, развивать активную речь.
Задачи программы: Развивать образное и логическое мышление, развитие и коррекция активной речевой деятельности.
Предмет: развитие образно-логического мышления и развитие речевой активности.
Объект: дети со слабым логическим мышлением и нарушением речи.
Объем программы рассчитан на 7 часов в течении 3-з месяцев. Частота встреч – 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия (от 20 до 25 мин.)
Форма работы: индивидуально-групповая. Материал: цветные картинки, карандаши, бумага, спичечные коробочки с песком.
Занятие № 1. «Отыщи сходное»
Цель: развитие образно-логического мышления и речи.
Задачи: развиваем понятие ребенка об общих признаках, учим словесно объяснять свое решение.
Описание: ребенку называют несколько предметов похожих между собой, ребенок должен назвать чем предметы похожи по общим признакам.
Инструкция: «Я буду называть тебе предметы, а ты мне должен сказать, чем они похожи».
1 помидор-огурец 2 поезд-автобус 3 кресло-стул 4 бабочка-стрекоза 5 сапоги-туфли |
Занятие № 2 «Часть и целое»
Цель: развитие образного мышления.
Задачи: учим отгадывать по признакам предмет.
Описание: В уме загадывается какой-нибудь предмет, а ребенку называют только несколько признаков этого предмета. Например: круглый – желтый – кислый (лимон); узкий – длинный – ровный (огурец) и т.д. Число признаков можно увеличивать в случае успешного выполнения задания.
Инструкция: «Я сейчас загадаю какой-нибудь предмет и назову тебе несколько признаков этого предмета, а ты должен отгадать что это за предмет. Например: круглый – желтый – кислый (лимон).
Занятие № 3 «Классификация»
Цель: развитие логического мышления и речи.
Задачи: развиваем понятие детей большого и маленького по размеру, форме, обучаем проговаривать успешно свои действия.
Описание: Ребенку предлагаются следующие элементы – квадраты и круги – большие и маленькие, зеленые и красные (3 основании классификации – цвет, форма, размер). Ребенку предлагается разложить их в две коробочки так чтобы они «подходили друг-другу», были похожи.
Инструкция: Посмотри внимательно на эти предметы. Тебе надо убрать их со стола вот в эти коробочки, но сделать это так, чтобы в каждой из них лежали сходные элементы.
Материалы: Большие красные и зеленые круги по 2 штуки каждых, маленькие красные и зеленые круги по 2 штуки каждых, квадраты красные и зеленые большие по 2 штуки каждых, маленькие красные и зеленые квадраты по 2 штуки каждых, две коробочки.
Занятие № 4 «Словесные ассоциации»
Цель: развитие активной речи.
Задачи: развиваем активную речь учащихся. В качестве способа, ускоряющего воспроизведение слов и перевод пассивного словаря на активный.
Описание: Упражнение необходимо проводить в устной форме. На одно занятие, т.е. слово, произнесенное взрослым отвечать могут сразу несколько детей, поскольку у каждого могут быть свои ассоциации.
Инструкция: Сейчас мы будем играть в слова. Правила игры следующие: Я называю, а тот из вас кого я попрошу, должен будет как можно быстрее назвать в ответ свое слово, первое, которое пришло в голову:
а) Выбор словесных ассоциаций не ограничен. Например: дерево – улица, качается, листья.
- дерево -
- осень -
- море -
- дом -
- кошка -
- елка -
б) Выбор словесных ассоциаций ограничен. Инструкция: Сейчас задание будет потруднее в ответ на мое слово необходимо в качестве словесных ассоциаций использовать только те слова, которые больше всего подходят к этому слову. Например: дерево – высокое – береза – зеленое.