История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены  с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях. Например, изменения в моде могут отражаться в быту, в оформлении интерьера помещений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и прочего, ставших популярными благодаря телевидению).

 

Знание особенностей подростково-юношеской субкультуры и тех субкультур, с которыми сталкиваются воспитанники, создает предпосылки для осознанных усилий педагогов по минимизации и коррекции негативных влияний. В этих целях они могут использовать возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций, и оказывать индивидуальную помощь воспитанникам.

 

Знание и принятие во внимание субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

ЛЕКЦИЯ № 7. Влияние сельской местности на социализацию

 

Миграция сельских жителей  в города происходит в течение  длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

 

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно  с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным  ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием  возможностей для трудовой мобильности  жителей; большой слитностью труда  и быта, трудоемкостью труда в  домашнем и подсобном хозяйстве (так, работа на огороде занимает почти  полжизни селян, в среднем 181 день в  году); выбор занятий в свободное  время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его  социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские  связи.

 

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность  делают общение селян довольно тесным и проникают во все области  жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная  глубина и интенсивность общения  с различными партнерами практически  не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

 

Деревни и села как тип  поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

 

Практически это связано  с тем, что в деревнях очень  распространен контроль поведения  человека в обществе. Так как жителей  мало, связи между ними более или  менее тесные, то все знают все  и про всех, анонимное существование  человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

 

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической  атмосферой. По мнению исследователя  современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь  многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

 

Сельская семья (в которой  дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) начинает участвовать в социализации своих  членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

 

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно  растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

 

Город – тип поселения, для которого характерен ряд особенностей:

 

1) концентрация большого  количества людей и высокая  плотность населения на ограниченной  территории;

 

2) высокая степень разнообразия  человеческой жизнедеятельности  (как в трудовой, так и во  внепроизводственной сферах);

 

3) дифференцированные социально-профессиональная  и нередко этническая структуры  населения.

 

Города различаются между  собой по ряду параметров.

 

По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн).

 

По преобладающим функциям:

 

1) промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре);

 

2) административно-индустриальные (Кострома, Волгоград);

 

3) административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск);

 

4) портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток);

 

5) специализированные (Ванино, Находка);

 

6) курортные (Кисловодск, Сочи);

 

7) «наукограды» (Обнинск, Саров).

 

По региональной принадлежности: Архангельск – на Северо-Западе, Орел – в Центре, Кемерово – в Сибири.

 

По длительности существования: древние (более 500 лет) – Новгород Великий, Великий Устюг; старые – Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) – Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск.

 

По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения):

 

1) «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин);

 

2) социально-дифференцированные  в большой мере (Курск) и слабо  дифференцированные (Пущено);

 

3) моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа);

 

4) полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону).

 

По стабильности населения  – соотношению коренных горожан  и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов.

 

Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические  условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

 

Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники  материальной культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения, город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

 

В то же время город –  средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а  также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

 

Город характеризует также  исторически сложившийся городской  образ жизни, включающий в себя следующие  основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех  или иных параметров конкретного  города):

 

1) в межличностных отношениях  в основном превалируют кратковременные,  поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных  привязанностях преобладает повышенная  избирательность;

 

2) небольшая значимость  территориальных общностей жителей,  в основном слаборазвитые, избирательные  и, как правило, функционально  обусловленные соседские связи  (кооперация семей с маленькими  детьми или стариками по присмотру  за ними, «автомобильные» связи  и пр.);

 

3) высокая субъективно-эмоциональная  значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения;

 

4) большое количество стилей  жизни, культурных стереотипов,  ценностных установок;

 

5) социальный статус жителя  города отличается неустойчивостью,  большая социальная мобильность;

 

6) слабый социальный контроль  поведения человека и значительная  роль самоконтроля вследствие  наличия разнообразных социальных  связей и анонимности.

 

Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые  содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей  жизни.

 

Город создает условия  для мобильности своих жителей  в различных аспектах их жизнедеятельности.

 

Самый элементарный из них  – территориальная мобильность.

 

Во-первых, с возрастом  у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное  пространство. Это расширение идет от двора, у дошкольников – через  улицу, квартал – у младших  школьников, микрорайон – у подростков, до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) – в  юности. С возрастом это пространство может сужаться в зависимости  от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь  кварталом, двором – например, у  стариков.

 

Во-вторых, с возрастом  появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреждениях  культуры, досуговых центрах и т. д.), интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем она идет на убыль.

 

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно  значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее  – воспоминания.

 

В-четвертых, горожане имеют  потенциальные возможности для  перемены места жительства в пределах города.

 

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что  город создает условия для  социальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и  групп членства в рамках одного социального  слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

 

В зависимости от того, насколько  дети, подростки, юноши реализовывают  возможности для мобильности, они  более или менее подготовлены к использованию новых форм и  способов деятельности, познания, аккуратны  в общении, подготовлены к случайностям в повседневных контактах, ориентируются  в окружающей действительности; склонны  к риску и нестандартным ответам  на вызовы жизни.

 

Различные альтернативы, предоставляемые  городским образом жизни, создают  жителю города потенциальные возможности  для индивидуального выбора в  различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

 

Во-первых, город предоставляет  огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и  информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены  культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок, подросток, юноша силой  своей фантазии самопроизвольно  продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно  фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может прививать растущему человеку способности к восприятию, созерцанию, наблюдению.

 

Во-вторых, в городе человек  взаимодействует и общается с  большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность  искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном  городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и  одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом  могут далеко отстоять друг от друга.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики