История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Имплицитные (т. е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности можно найти в любом этносе. Есть общие представления и понятия, несущие в себе ответы на такие  вопросы: каковы природа и возможности  человека, чем он является, может  и должен быть, и др. Ответы на эти  вопросы образуют имплицитную концепцию  личности (И. С. Кон).

 

Менталитет влияет и в  связи с тем, что у этноса как  естественное следствие наличия  имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции  воспитания. Только они способны определять, чего взрослые могут добиться и получить от детей и как они это делают, т. е. включают в свое содержание взаимодействие старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную  концепцию воспитания этноса можно  рассматривать как центральную  неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

 

От имплицитных концепций  личности и воспитания во многом зависит  возможность сбалансированности адаптации  и обособления человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может  стать жертвой социализации. В  соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих.

 

Содержание этих концепций  во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также  ожидаемые и допускаемые в  конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.

 

Общество представляет собой  целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой, который  обладает определенными способами  социальной регуляции жизнедеятельности  людей.

 

Следует подчеркнуть, что  специально говорить об обществе как  факторе социализации необходимо, в  том числе и потому, что в  России до самого последнего времени  общество и фактически, и идеологически  отождествлялось, а на уровне обыденного сознания и до сих пор отождествляется  с государством. В последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрождения, а во многом и создания заново структур гражданского общества. Он потому столь  труден, что затрагивает коренные основания жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старые и не породить новые  проблемы социализации подрастающих поколений.

 

Дети, подростки, юноши, молодежь образуют своеобразные группы сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономную роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой – специфическую (в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества).

 

Очень четко и последовательно  значение возрастной структуры общества в социализации подрастающих поколений  показано в концепции М. Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности – традиционности, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

 

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению.

 

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модернизирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

 

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, так как в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которые не возникали ранее.

 

Кроме того, надо иметь в  виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в  различных соотношениях все выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений. Но значимость каждого из них в жизни общества и в процессе социализации человека различна в зависимости от уровня и характера развития общества, возрастных, групповых и индивидуальных особенностей людей.

 

Так, в обществах переходного  типа в периоды нестабильности межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие нередко переживают кризис социальной идентичности, а младшие, социализируясь в меняющихся условиях, оказываются более при-способленными к жизни, чем старшие.

 

Социальная структура  общества – устойчивые набор и  соотношение социальных и профессиональных слоев, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и  социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского  общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу  профессиональных групп. Условно их можно объединить в несколько  социальных слоев (в зависимости  от их имущественного положения, участия  в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня):

 

1) верхний, включающий  в себя политические и экономические  элиты;

 

2) верхний средний –  собственники и менеджеры крупных  предприятий;

 

3) средний – мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;

 

4) базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;

 

5) низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры;

 

6) социальное дно (Т.  И. Заславская).

 

В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются как минимум  четыре тенденции – обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также  образование среднего класса.

 

Средний класс формируется  на базе различных слоев. Для него характерны ценность труда как сферы  самореализации, отношение к собственности  как к ценности, устоявшийся образ  жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти  ценности – источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в обществе. В то же время именно он обычно представляет собой силу, стабилизирующую общество.

 

Значительно большее влияние  на моральный климат общества оказывает  процесс люмпенизации, который захватил практически все социальные слои. Люмпен сегодня – это не традиционный «отброс общества». Современный российский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной системой ценностей, суть которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств или повинность) и собственности (она воспринимается как средство сиюминутного удовлетворения потребностей, а не как ценность для потомков) превращено из ущербной черты, из источника комплекса неполноценности в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает расставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Поэтому можно говорить о том, что есть люмпен-предприниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т. п.

 

Очевидно, что названные  тенденции играют существенную роль в социализации детей, подростков, юношей, так как фактически предоставляют  им выбор диаметрально противоположных  жизненных сценариев.

 

На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура, во-первых, влияет постольку, поскольку каждый социальный слой и отдельные социально-профессиональные группы внутри них вырабатывают специфический стиль жизни. Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих ему детей, подростков, юношей.

 

Кроме того, ценности и стиль  жизни тех или иных (в том  числе и криминальных) слоев могут  становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными  эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит  их семья.

 

Во-вторых, следует иметь  в виду, что чем более социально дифференцированно общество, тем больше в нем потенциальных возможностей для мобильности его членов (горизонтальной и вертикальной).

 

Горизонтальная социальная мобильность – это изменение  видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального  слоя. Вертикальная социальная мобильность  – переход отдельных представителей общества из одной социальной группы в другую.

 

Воспитание как социально  контролируемая социализация испытывает на себе влияние социальной структуры  общества в связи с тем, что  различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления  о том, какие люди должны вырасти  из их детей. Соответственно, они предъявляют  разные требования к системе образования  и организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

 

Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений постольку, поскольку  определяет уровень жизни его  членов.

 

Уровень жизни – понятие, которое характеризует степень  удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, что обычно отражается в количестве и качестве получаемых человеком благ и услуг, начиная  с пищи, жилища, одежды, предметов  частого пользования, средств передвижения, вплоть до очень сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением  культурных, эстетических и других аналогичных запросов.

 

На стихийную социализацию и самоизменение человека экономическое развитие влияет, не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоев, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор влияет на их ожидания, настроение и поведение. Эта атмосфера во многом определяет либо актуальные и перспективные устремления как конкретных членов общества, так и целых групп населения, стимулируя активное стремление улучшать свое положение, либо фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркоманию).

 

На воспитание как социально  контролируемую социализацию экономическая  ситуация в обществе влияет постольку, поскольку определяет востребованность определенного количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки. Главное же состоит в том, что уровень экономического развития общества определяет возможности для создания условий планомерного развития в первую очередь подрастающих поколений – в целом или только в некоторых социальных слоях.

 

Чем более развито экономически общество, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации. В качестве иллюстрации можно привести такие  данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США  была 500 тыс. долларов, в Швеции – 700 тыс. долларов, а в СССР – 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало  каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.

 

Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия  социализации человека в зрелом возрасте, оп-ределяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни пожилых людей.

 

Социализация в современной  России содержательно существенно  изменилась, так как в связи  с политико-идеологическими и  социально-политическими процессами, происходящими в обществе, пришел неустойчивый и весьма подвижный  плюрализм (многообразие).

 

Идеологический плюрализм  создал во многом новую ситуацию стихийной  социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком сво-их нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшиеся у широких слоев населения, неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

 

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и  его некоторые основы. Это порождает  в переходном обществе неопределенность ситуации. А неопределенность может  вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных  состояний – или депрессию, или  тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, так как утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность  сделать выбор новых – с  другой, ведут к тому, что, потеряв  ориентиры, человек теряет цель и  надежду и нередко «обращается  в чудовище», как писал Ф. М. Достоевский.

 

На контролируемую социализацию непосредственно и существенно  влияют идеологическая неопределенность, политическая изменчивость, быстрая  социальная дифференциация общества. Наиболее кардинально и ярко это  проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в  изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от задач и содержания воспитания в стабильном обществе. (В. Розин).

 

Гармонизированность возможностей различных групп, профессионального и возрастного ценза, определяет некоторую заинтересованность в поддержке общественной стабильности. Отсюда следует, что в обществе, обладающем более или менее стабильным состоянием, четко определена задача развития человека в процессе его перехода из одного социального слоя в другой.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики