Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
4) состояния здоровья и отношения к нему;
5) досугового времяпрепровождения различных групп населения;
6) ценностных ориентаций в сфере досуга;
7) досуговых возможностей города, района;
8) состава и типологии семей;
9) правил семейных
11) наличия местных средств
массовой коммуникации, аудиторий
местных, региональных и
12) возможностей получения
образования различного вида
и уровня, количества обучающихся
в различных учебных
13) социально-психологического
климата, культурных и бытовых
традиций; социально незащищенных,
неблагополучных и
14) противоречий между
различными группами населения
(территориальными, социально-профессиональными,
социально-культурными,
Данные, полученные в процессе
первоначальной диагностики и последующего
мониторинга, могут стать реальной
основой для адекватного
1) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района;
2) по компенсации недостающих возможностей;
3) по минимизации, нивелированию
и корректированию негативных
социализирующих особенностей, выявленных
в процессе изучения и
Приведем несколько примеров
определения задач и постановки
целей в рамках муниципальной
системы социального
1. Изучение дел в городе,
районе показало, что актуальной
проблемой является состояние
здоровья подрастающего
1) совершенствовать систему
здравоохранения подрастающих
2) осуществить меры по
предупреждению травматизма
3) развернуть медико-
4) улучшить питание в воспитательных организациях и др.
2. Инвентаризация и
1) построить или хорошо
отремонтировать некоторое
2) использовать в воспитательных
целях площади и ресурсы
3) создать ряд необходимых
воспитательных организаций (
3. Изучение образовательного
уровня населения показало, что
в городе, районе, крайне низкое
качество образовательной
Для решения поставленной
задачи на основании имеющихся
1) улучшить качество обучения в учебных заведениях;
2) создать условия для самообразования;
3) оказать помощь функционально
неграмотным и
4) сделать более совершенной
систему профессиональной
4. Изучение показало, что
в городе, районе неблагоприятная
или даже опасная ситуация, создающая
условия для появления жертв
неблагоприятных условий
Для решения поставленной задачи, имея в наличии ряд возможностей, могут быть выдвинуты цели:
1) оказать адресную материальную
и медико-психолого-
2) создать и усовершенствовать
систему социальной защиты
3) осуществить меры по
профилактике алкоголизма,
4) создать благоприятные
условия для жизни и развития
представителей этнических
В отдельных городах, районах могут быть наиболее актуальны и многие другие задачи, а, как это обычно бывает, перед муниципальной системой социального воспитания одновременно стоит множество проблем, некоторые из которых могут рассматриваться как приоритетные.
Для разрешения проблем надо
создать организационно-
Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и продвижения ее инфраструктуры, кадрового потенциала.
Второе необходимое условие – получение органами управления системы социального воспитания города, района. Одним из аспектов этого можно рассматривать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их осуществление и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связью с органами управления абсолютно иными системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и общественностью.
ЛЕКЦИЯ № 8. Влияние социальных групп на воспитание человека
Семья – это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.
Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:
1) демографический – состав семьи;
2) социально-культурный –
уровень образования родителей,
3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;
4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.
В современной семье отношения детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной привязанностью, но это только усложняет процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд причин:
1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);
2) женщины занимают
3) отношения людей в
браке все более определяются
глубиной их привязанности,
4) отношения детей и
родителей содержат обилие
Эффективность функции семьи
ограничим несколькими
1) семья пытается дать
физическое и эмоциональное
2) семья практически формирует психологический пол ребенка;
3) семья играет главную
роль в интеллектуальном
4) в семье начинают
В каждой семье человек становится объектом стихийной социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Семейное воспитание – осознаваемые в некоторой степени усилия по взращиванию ребенка, которые предпринимают старшие члены семьи, направленные на то, чтобы младшие соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания непосредственно зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.
Одной из характеристик является отношение старшего поколения к младшему, понимание необходимости воспитания детей и степени участия в нем. Если личностные ресурсы семьи не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто при-влекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.
Цели воспитания в семье могут быть очень разными по содержанию и по некоторым специфическим характеристикам.
Так, спектр целей семейного воспитания содержит привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей; подготовку к будущей профессии.
Одной из основных характеристик семейного воспитания можно считать стиль, включающий в себя наиболее характерные способы отношений старших к младшим, используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.
Авторитарный (властный) стиль
характеризуется сильным
Общение между взрослыми и детьми характеризуется тем, что инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся к общению только при необходимости получить какие-либо указания. Такой стиль рождает враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо вводя их в жизнь, не считают себя всегда правыми и объясняют мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.
Информация о работе История возникновения социальной педагогики