История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

4) состояния здоровья и  отношения к нему;

 

5) досугового времяпрепровождения различных групп населения;

 

6) ценностных ориентаций  в сфере досуга;

 

7) досуговых возможностей города, района;

 

8) состава и типологии  семей;

 

9) правил семейных взаимоотношений; 10)брачных и репродуктивных установок;

 

11) наличия местных средств  массовой коммуникации, аудиторий  местных, региональных и национальных  средств массовой информации, их  предпочтения;

 

12) возможностей получения  образования различного вида  и уровня, количества обучающихся  в различных учебных заведениях;

 

13) социально-психологического  климата, культурных и бытовых  традиций; социально незащищенных, неблагополучных и перспективных  контингентов (реальных и потенциальных  жертв неблагоприятных условий  социализации, одаренных, социально  активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);

 

14) противоречий между  различными группами населения  (территориальными, социально-профессиональными,  социально-культурными, возрастными,  этноконфессиональными и др.).

 

Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического  целеполагания в управлении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учитывая задачи федеральной и региональной политики в сфере воспитания, муниципальные органы власти устанавливают задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач:

 

1) по использованию и  интенсификации воспитательных  возможностей города, района;

 

2) по компенсации недостающих  возможностей;

 

3) по минимизации, нивелированию  и корректированию негативных  социализирующих особенностей, выявленных  в процессе изучения и мониторинга.

 

Приведем несколько примеров определения задач и постановки целей в рамках муниципальной  системы социального воспитания.

 

1. Изучение дел в городе, районе показало, что актуальной  проблемой является состояние  здоровья подрастающего поколения.  Исходя из этого ставится задача создания благоприятных условий для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей. Для решения этой задачи на основании имеющихся возможностей могут быть выдвинуты цели:

 

1) совершенствовать систему  здравоохранения подрастающих поколений;

 

2) осуществить меры по  предупреждению травматизма детей,  подростков, юношей;

 

3) развернуть медико-педагогическую  пропаганду здорового образа  жизни и способов оздоровления;

 

4) улучшить питание в  воспитательных организациях и  др.

 

2. Инвентаризация и картографирование  воспитательных организаций в  городе, районе показали, что они  охватывают не всех нуждающихся  в их услугах, отсутствует ряд  необходимых воспитательных организаций.  Исходя из этого ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения. Для решения этой задачи могут быть выдвинуты цели:

 

1) построить или хорошо  отремонтировать некоторое количество  детских садов, школ, спортивных  и других внешкольных учреждений;

 

2) использовать в воспитательных  целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров, стадионов и др.);

 

3) создать ряд необходимых  воспитательных организаций (внешкольных  учреждений, детских домов, приютов  и пр.) и т. д.

 

3. Изучение образовательного  уровня населения показало, что  в городе, районе, крайне низкое  качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений. Как правило, небольшие возможности  для развития и подготовки  к профессиональной мобильности  и т. д. Ставится задача улучшения  условий для подготовки подрастающих  поколений к горизонтальной и  вертикальной социальной мобильности.

 

Для решения поставленной задачи на основании имеющихся возможностей выдвигаются цели:

 

1) улучшить качество обучения  в учебных заведениях;

 

2) создать условия для  самообразования;

 

3) оказать помощь функционально  неграмотным и малообразованным;

 

4) сделать более совершенной  систему профессиональной подготовки  и т. д.

 

4. Изучение показало, что  в городе, районе неблагоприятная  или даже опасная ситуация, создающая  условия для появления жертв  неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.

 

Для решения поставленной задачи, имея в наличии ряд возможностей, могут быть выдвинуты цели:

 

1) оказать адресную материальную  и медико-психолого-педагогическую помощь малообеспеченным неблагополучным семьям;

 

2) создать и усовершенствовать  систему социальной защиты детства  и детей – потенциальных жертв  неблагоприятных условий социализации;

 

3) осуществить меры по  профилактике алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений;

 

4) создать благоприятные  условия для жизни и развития  представителей этнических меньшинств  и т. д.

 

В отдельных городах, районах  могут быть наиболее актуальны и  многие другие задачи, а, как это  обычно бывает, перед муниципальной  системой социального воспитания одновременно стоит множество проблем, некоторые  из которых могут рассматриваться  как приоритетные.

 

Для разрешения проблем надо создать организационно-педагогические условия, которые бы обеспечили изменение  наличного экономического и социально-культурного  потенциала города, района в возможности  муниципальной системы социального  воспитания.

 

Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных  и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и  других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы  воспитания, оптимизации и продвижения  ее инфраструктуры, кадрового потенциала.

 

Второе необходимое условие  – получение органами управления системы социального воспитания города, района. Одним из аспектов этого можно рассматривать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их осуществление и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связью с органами управления абсолютно иными системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и общественностью.

ЛЕКЦИЯ № 8. Влияние социальных групп на воспитание человека

 

Семья – это чаще всего  утвержденная на браке или кровном  родстве малая группа людей, члены  которой связаны одним общим  бытом, взаимной нравственностью и  помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения  между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой.

 

Качество воспитания и  дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

 

1) демографический – состав  семьи;

 

2) социально-культурный –  уровень образования родителей,  их самореализация в жизни  общества;

 

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

 

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

 

В современной семье отношения  детей и родителей становятся глубокими и отличаются особенной  привязанностью, но это только усложняет  процесс социализации подрастающих поколений. Существует ряд причин:

 

1) очень много семей живут и состоят только лишь из двух поколений (родители и дети), вследствие этого исчезло разнообразие межличностных отношений с другими членами семьи (дядями, тетями, дальними родственниками);

 

2) женщины занимают главенствующие  позиции в семье и вне ее;

 

3) отношения людей в  браке все более определяются  глубиной их привязанности, проявить  которые многие не могут в  связи с традициями культуры  и своими индивидуальными особенностями;

 

4) отношения детей и  родителей содержат обилие проблем.  Дети очень рано верховодят  в семье.

 

Эффективность функции семьи  ограничим несколькими аспектами:

 

1) семья пытается дать  физическое и эмоциональное развитие  человека;

 

2) семья практически формирует  психологический пол ребенка;

 

3) семья играет главную  роль в интеллектуальном развитии  ребенка, а также влияет на  отношения детей, подростков и  юношей к учебе и во многом  определяет ее успешность;

 

4) в семье начинают формироваться  основные ценностные ориентации  человека, проявляющиеся в социальных  и межэтнических отношениях, а  также определяющие его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы  и способы их достижения.

 

В каждой семье человек  становится объектом стихийной социализации, ее результаты определяются объективными характеристиками (составом, уровнем  образования, социальным статусом, материальными  условиями и пр.), ценностными  установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

 

Семейное воспитание –  осознаваемые в некоторой степени  усилия по взращиванию ребенка, которые  предпринимают старшие члены  семьи, направленные на то, чтобы младшие  соответствовали представлениям старших, каким должен быть ребенок, подросток, юноша.

 

Содержание, характер и результаты семейного воспитания непосредственно  зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые они содержат.

 

Одной из характеристик является отношение старшего поколения к  младшему, понимание необходимости  воспитания детей и степени участия  в нем. Если личностные ресурсы семьи  не обеспечивают правильное воспитание детей, то в эти периоды часто  при-влекают к воспитанию нянь, репетиторов и домашних учителей.

 

Цели воспитания в семье  могут быть очень разными по содержанию и по некоторым специфическим  характеристикам.

 

Так, спектр целей семейного  воспитания содержит привитие младшим  гигиенических навыков, бытовых  умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных  способностей; подготовку к будущей  профессии.

 

Одной из основных характеристик  семейного воспитания можно считать  стиль, включающий в себя наиболее характерные  способы отношений старших к  младшим, используемые при этом методы, способы и приемы воспитания. Исходя из того, насколько жестким или  мягким является воспитательный процесс, можно выделить два основных стиля: авторитарный и демократический.

 

Авторитарный (властный) стиль  характеризуется сильным влиянием старших на младших, которое заключается  в пресекании всяческой инициативы, жестком повиновении требованиям, полном контролировании их поведения, интересов и вообще любых желаний. Это достигается с помощью постоянного контроля выполнения заданий детьми и наказаний.

 

Общение между взрослыми  и детьми характеризуется тем, что  инициаторами взаимодействия являются старшие. Младшие же стремятся к  общению только при необходимости  получить какие-либо указания. Такой  стиль рождает враждебность по отношению  к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

 

Демократический стиль определяется тем, что старшие пытаются установить теплые отношения с младшими, привлекать их к разрешению семейных задач, поощряют хорошую инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и  твердо вводя их в жизнь, не считают  себя всегда правыми и объясняют  мотивы своих указаний, пытаются обсудить их с младшими; младшим прививаются  как послушание, так и независимость. Такой стиль воспитывает в  детях самостоятельность, активность, дружелюбие, терпимость.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики