Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
Считали, что появление кино, радио, а потом и телевидения способствовало падению интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо обратить внимание и на то, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые вовсе не обязательно стали бы читателями. В результате исследований ученые пришли к выводу, что средства массовой коммуникации достаточно позитивно влияют на развитие человека. В 1961 г. американские ученые В. П. Шрам, Д. Лайл и Д. Паркер установили, что просмотр телевидения способствует ускорению развития ребенка почти на год. Он учится правильно излагать свои мысли, расширяется его кругозор, ребенок получает необходимые знания. Исследования, проводимые французскими учеными, подтвердили, что телевидение расширяет кругозор людей из малообеспеченных слоев населения.
Компьютерные сети начинают играть колоссальную роль в стихийной социализации подрастающего поколения. В работе на компьютере можно отметить ряд положительных эффектов:
1) приводит к расширению контактов;
2) приводит к порождению
и реализации новых форм
3) способствует развитию процессов воображения;
4) способствует быстрому изучению иностранных языков и др.
Но наряду с положительными
моментами наблюдаются и
Средства массовой коммуникации, являясь одним из социальных институтов, выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (имеющих политическую и экономическую власть). Это и позволяет считать, что средства массовой коммуникации в той или иной мере оказывают относительно направленное влияние на социализацию.
Средства массовой коммуникации способствуют усвоению людьми определенных социальных норм и формированию ценностных ориентаций в политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Самоизменение человека в процессе социализации под влиянием средств массовой коммуникации идет в различных направлениях и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в
связи с этим то, что в последнее
время набирает силу тенденция превращения
средств массовой коммуникации в
сферу самореализации человека. Развитие
электронных систем предоставило абсолютно
новый вид коммуникации и самореализации
– взаимодействие человека с определенными
интересующими его по тем или
иным причинам партнерами, которое
позволяет ему найти
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цель подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации. В современных же условиях умение человека использовать тот познавательный и иной потенциал, который они несут, приобретает все большее значение. В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование, характеристику которого в отечественной науке дал А. В. Шариков.
Медиаобразование (от лат. media – «средства») – изучение воспитуемыми основных положений массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации, понимать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаобразование проходит как в школе, так и в других воспитательных организациях, а также в организациях, специально созданных для этой цели (например, во Франции – «Медиа-форум», «Активные юные телезрители»).
В школе медиаобразование проходит как в рамках традиционных предметов (родного языка, изобразительного искусства, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В разных странах он называется по-разному, но имеет все же одно содержание. Очень часто в него включают разделы: «Понятие о коммуникации», «Понятие о знаковых системах и способах представления информации», «Массовая коммуникация и ее закономерности», «Средства массовой коммуникации и их особенности», «Реклама». В последние годы появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.
Создание системы
Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
Социальной базой образования
той или иной субкультуры могут
быть возрастные, социальные и профессиональные
слои населения, а также контактные
группы внутри них, религиозные секты,
объединения сексуальных
Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.
Ценностные ориентации носителей
той или иной субкультуры характеризуются
ценностями социальной практики общества,
интерпретированными и
Речь идет не только об основных, но и о значительно более простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает так: что очень важно для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом).
Следующий пример. Интересы современных ребят, как известно, различны и дифференцированы. Часто они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – металлистов, скейтистов, брейкистов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.
В номинальных (а чаще в реальных) группах носителей субкультуры значимую роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и антисоциальными (например, расизм у скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, очень часто различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.
Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) преобразовывают их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носителей присутствуют так или иначе преобразованные общественные и частично антиобщественные, а также специфические для конкретной субкультуры нормы (например, специфические нормы в общении со «своими» и «чужими»).
В антисоциальных (как правило, довольно закрытых субкультурах) нормативная регуляция жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может рассматривать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т. п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В контактных субкультурных группах присутствует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, которое он занимает благодаря своим достижениям в значимой для нее жизнедеятельности, репутации, авторитету, престижу, влиянию.
Степень жесткости статусной
структуры в группах связана
с характером субкультуры, присущими
ее носителям ценностными
В неформальных группах обычно
руководят лидеры ярко выраженного
автократического склада, стремящиеся
подавить всех остальных членов. Стиль
взаимоотношений в таких
Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.
Мода легко распространяется
от одной социальной группы к другой,
претерпевая при этом более или
менее значительные трансформации,
которые зависят от характера
той среды, в которой мода функционирует
(половозрастного и
Следование моде – важнейший
конституирующий признак
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских суб-культурах – панки, металлисты, хиппи и другие, мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.
Мода определяет и другую
характерную черту подростково-
Субкультурное влияние на социализацию подростков и юношей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом, музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смятение, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.
Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.
В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.
Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами. Хотя им приходится иметь в виду и особенности субкультур, которые складываются в ближайшем социальном окружении воспитательных организаций.
Детская субкультура, присущая ученикам одной школы, детям микрорайона, поселка, села, обычно довольно однородна и включает в себя, по мнению М. В. Осориной, совокупность своеобразных форм активности детей, детских групп, имеющих тенденцию повторяться из поколения в поколение и тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей.
Значительно сложнее выглядит подростково-юношеская субкультура. Здесь педагоги сталкиваются (наряду с общей для всех подростков и юношей субкультурой) с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекается в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т. д.
Информация о работе История возникновения социальной педагогики