История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Опосредствованное влияние  глобальных процессов и проблем  на социализацию подрастающих поколений  проявляется в абсолютно разных областях их жизни. Хозяйственная деятельность, которая ведет к загрязнению  окружающей среды, как правило, отражается на условиях жизни всего населения  земного шара (естественно, в одних  его частях больше, в других –  меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране. Они непосредственно влияют на распределение валового национального продукта какой-либо страны между различными сферами (такими, как: оборона, производство, социальные инвестиции, потребление и накопление и т. д.).

 

В результате развития средств  массовой коммуникации стало возможным  влияние планеты и мира на процесс  социализации, так как средства массовой информации позволяют человеку, «сидя  дома», видеть, как живут люди в  любой точке земного шара. Тем  самым расширились границы действительности. Следствием этого стало изменение  в восприятии жизни. Мысли детей, подростков, юношей в модернизированных  обществах стали формироваться  под влиянием не только норм, ценностей, присущих для их самого близкого окружения, но и тех примеров, которые притягивают  к себе, оставаясь, однако, недоступными.

 

Наличие и роль мегафакторов социализации не стоит забывать, их надо учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания.

ЛЕКЦИЯ № 5. Макрофакторы

 

Страна – феномен географически-культурный. Обычно территория, на которой расположена  какая-либо страна, выделяется по географическому  положению, климатическим условиям и имеет свои четкие границы. Страна может иметь полный или ограниченный суверенитет, иногда она находится  под властью другой страны. На территории одной страны могут существовать несколько государств (вспомним разделенные  Германию и Вьетнам, а сегодня  – Китай и Корею).

 

Природно-климатические условия  тех или иных стран различны и  оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические  условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к  преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное  развитие страны.

 

М. Монтень полагал, что  люди в зависимости от климата  того места, где они живут, более  или менее воинственны, более  или менее умеренны, склонны к  послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это мнение не лишено смысла, хотя не следует преувеличивать влияние климата на поведение  человека.

 

Географические условия  и климат страны влияют на рождаемость  и плотность населения. Так, два  острова имеют практически одинаковую площадь – Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население  Кубы в 20 раз больше, чем Исландии. И это несмотря на то, что уровень  жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с уровнем жизни  кубинцев.

 

Геоклиматические условия, т. е. климат, рельеф, влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней, наконец на становление этнических особенностей ее жителей.

 

Являясь своеобразными рамками  социализации, природно-климатические  условия не играют в ней главной  роли, а лишь определяют своеобразные особенности процесса социализации, тесно связываясь с другими факторами. Но все же как объективные условия страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство.

 

Этнос (или нация) – исторически  сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация»  не идентичны, но мы будем употреблять  их как синонимы).

 

Особенности психики и  поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической  и социально-культурной.

 

Биологическая составляющая в психологии отдельных людей  и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. В  течение многих веков различные  нации формировались и развивались  на своей этнической территории. Наличие  такой территории – обязательное условие формирования этноса, но не обязательное условие его сохранения – сейчас многие народы живут в  рассеянии. Акклиматизация людей происходит в течение длительного времени, население той или иной местности  создавало специфический тип  хозяйствования, свой ритм жизни.

 

Признание биологической  составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о  превосходстве одной расы над  другой, одного народа над другими (что  является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания  этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике  и поведении конкретного современного человека.

 

В повседневной жизни более  значительную роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения  людей. В современном мире национальная принадлежность человека в большой  мере определяется языком, который  он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. Человек начинает относить себя к  какой-либо нации под влиянием близких  и родных, которые считают свою принадлежность к той или иной национальности очень важной. Если рассмотреть русского человека, то русский – тот, кто идентифицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей, т. е. этнос, нация – явление историко-социально-культурное.

 

Роль этноса как фактора  социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать.

 

Социализация в том  или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две  группы – витальные (буквально –  жизненные, в данном случае физико-биологические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

 

Под витальными особенностями  социализации имеются в виду способы  вскармливания детей, особенности  их физического развития и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между  культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее выраженные различия.

 

Если обратиться к Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому  требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских  культур и несвойственно, например, европейским), бросается в глаза  невероятно быстрое развитие ребенка  в первые месяцы жизни. Малыш, который едва достиг трехмесячного возраста, уже может несколько минут сидеть без опоры, а шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около 1,5 лет (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

 

Физическое развитие очень  тесно связано с пищей, это  видно на примере Японии. Когда  вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни японцы существенно  изменили рацион питания, значительно  изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно  уступают младшим по показателям  роста и веса. В то же время  сохранение в рационе питания  японцев большой доли морепродуктов  можно считать одной из причин того, что у них самая большая  продолжительность жизни. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, также держащими одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.

 

В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась в  связи с научно-техническим прогрессом необходимость в физических усилиях  человека, большую роль в физическом развитии людей играет спорт. В тех  странах, где он стал неотъемлемым элементом  образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в  этих странах срабатывают оба  условия: и улучшение питания, и  спортивные занятия, а также третье обстоятельство – улучшение медицинского обслуживания.

 

Недостаточность этих условий  в России привела к высокой  детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших  групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным  данным, к середине 1990-х годов XX в. гармонично развитых, с правильным телосложением, с соответствием  роста и веса было всего 8,5 % всех школьников с I по XI классы. У 40–45 % школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных  условиях могут привести к серьезным  заболеваниям. 25–35 % имели хронические  заболевания. Лишь 12–15 % юношей могли быть признаны абсолютно годными к службе в армии. Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом.

 

Менталитет этноса определяют ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания  окружающего мира и на когнитивном, аффективном, и на прагматическом уровнях. Следовательно, менталитет проявляется и в свойственных представителям данного этноса способах действовать в окружающей среде.

 

Так, исследования показали, что у народов Севера, сформировавшихся и живущих в специфических  природно-климатических условиях, отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческий уровень. Другой пример. Жители Финляндии не употребляли в пищу грибы вплоть до второй половины XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение многих веков финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человеку все потребное для жизни необходимо добывать тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы – творение природы, можно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как нечто пригодное для жизни человека.

 

И еще один пример проявления менталитета в культурных установках, свойственных представителям различных  наций. Исследование, которое проводили  в пяти европейских странах в  конце 1980-х годов XX в., выявило весьма любопытную ситуацию. Среди англичан оказалось наибольшее число равнодушных  к искусству и больше всего  приверженцев «строгих наук» – физики и химии. Сходные с англичанами  в этом аспекте оказались немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев людей, высоко оценивающих  искусство, намного больше тех, для  кого важны физика и химия.

 

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные  основания восприятия и отношения  его представителей к жизни.

 

Французский этнолог К. Леви-Стросс писал: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинакова в разных культурах». Влияние менталитета этноса очень велико во всех аспектах социализации человека. Об этом говорят следующие примеры.

 

В процессе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него эталонам «мужественности» и «женственности». Они подразумевают определенный набор черт характера, особенностей поведения, эмоциональных реакций, установок и т. д. Эти эталоны относительны, т. е. их содержание не совпадает в культурах разных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» показала американский антрополог М. Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т. е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола грубы и некооперативны, т. е. маскулинизированы. У чамбулов картина, обратная западной культуре: женщины доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

 

Велико влияние менталитета  этноса на семейную социализацию. Это  можно проиллюстрировать на таком  примере. В Узбекистане родительская семья в значительно большей  мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи –  особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных  установках. До 80 % узбеков считают  согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей  недопустимым. Приблизительно 80 % эстонцев не считают согласие родителей обязательным и 50 % допускают развод и при наличии  детей.

 

Менталитет этноса очень  выпукло проявляется в сфере  межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику  восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению  в частности. Если рассмотреть общение  старшего и младшего поколений, то можно  четко увидеть, что представители  старшего поколения берут на себя роль учителя, а младшие обычно просто молча внимают. Немаловажную роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, будучи весьма устойчивыми, нередко превращаются в стереотипы.

 

Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений  как относительно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что  включает в себя имплицитные концепции  личности и воспитания.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики