История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Функцией органов управления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор и работа с кадрами).

 

Третьей функцией органов  управления можно считать определение  в пределах их компетенции состояния  системы воспитания; изучение тенденций  и выявление проблем ее развития.

 

Во многом эффективность  государственной системы воспитания зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания.

ЛЕКЦИЯ № 6. Влияние мезофакторов на социализацию

 

Регион – часть государства, являющаяся целостной социально-экономической  системой, имеющей общность экономической, политической и духовной жизни, общее  историческое прошлое, культурное и  социальное своеобразие.

 

В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются и изменяются нормы  образа жизни, а также происходит развитие и сохранение культурных и  природных богатств.

 

Каждая страна разделяется  природно-географически. В сознании ее жителей являет собой совокупность территорий – регионов. В России они имеют достаточно большие территории (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Но в документах и в простонародье под регионом подразумевают территории – административные единицы: области, края, республики, автономные округа.

 

Региональные условия  воздействуют на социализацию, имея при  этом различный характер, в зависимости  от характерных особенностей региона.

 

К природно-географическим особенностям региона относятся ландшафт, климат, ископаемые и др. В зависимости  от особенностей региона можно во многом определить степень его урбанизации, характер экономики, стабильности населения, т. е. множество аспектов социализации жителей. Климат оказывает влияние  на человека, на его организм, работоспособность, психику, продолжительность жизни.

 

Социально-географические особенности  региона включают в себя ряд понятий: плотность населения, мера урбанизированности, занятия жителей, месторасположение региона и средства связи внутри региона и с другими регионами. Влияние этих особенностей является косвенным, так как от них зависят образ жизни, активность населения, средства массовой информации – это сказывается на развитии подрастающего поколения.

 

Социально-экономические  особенности региона – это  типы и характер производства на его  территории, возможности развития региона, профессиональный состав жителей и  их уровень жизни, экономические  связи с другими регионами  и с другими странами.

 

Характер экономики региона, например преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в Центре, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном регионе, оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионализма, сказывается на уровне жизни.

 

Неравномерность экономического развития регионов отражена в общих  показателях уровня жизни. После  начала реформ «в отрыв» ушла столица. Если в 1991 г. доходы на душу населения  здесь превышали среднероссийский уровень в 1,6 раза, то в 1996 г. это превышение удвоилось. Соотношение же между уровнем средних душевых доходов в Москве и их минимальным уровнем, например, в Республике Ингушетия составило в 1996 г. 11:1.

 

Социально-демографические  особенности региона – это  национальный состав населения, его  половозрастная структура, типы семей (полные-неполные, однодетные-многодетные и т. п.), миграционные процессы. Все эти характеристики играют очень важную роль в социализации подрастающих поколений.

 

Регионы различаются в  зависимости от этнического состава  населения. В одних присутствует моноэтнический состав, в других относительно равномерно сочетается два-три этноса (русские и татары в Татарстане; русские, татары, башкиры – в Башкортостане). В ряде регионов образовалось смешение этнических групп (Дагестан, Краснодарский  край, Москва).

 

Большое значение имеет степень  стабильности населения. Отсутствие стабильного  состава населения северных районов  Сибири и Дальнего Востока способствует тому, что туда приезжают представители  других регионов. Но, с другой стороны, данный аспект формирует тип «перелетных  птиц», т. е. большие группы населения, оторванные от культурно-исторических традиций.

 

Стабильность населения (Европейская  часть России) не всегда имеет положительный  результат, несмотря на то, что она  помогает сохранить традиции, но также  может способствовать торможению процесса развития региона, так как имеет  консервативный характер. В некоторых  регионах процентное соотношение жителей  с криминальными прошлым или настоящим гораздо выше среднего по стране.

 

Демографические признаки региона  ощутимо влияют на ценностные установки  и образ жизни детей, подростков, юношей, на их поведение в сфере  межличностных отношений в целом, а также межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений, на существующее социально-психологическое положение в регионе. Исторические и культурологические различия регионов возникают в характерных для населения нравах, стиле жизни, обычаях и приметах, традициях, народных праздниках и играх, фольклоре, архитектуре и интерьере жилищ. Зачастую речь жителей имеет свои особенности – от использования специфических слов и выражений и небольших нюансов в выговоре (оканье волгарей) до диалекта, значительно отличающегося от основного языка (например, у жителей кубанских станиц).

 

Все это влияет на стихийную  социализацию населения в регионе, на направление происходящего самоизменения его жителей. Об этом говорят различия в ценностных ориентациях в сфере трудовой деятельности, в массовых идеологических установках, в семейных отношениях и т. д. Это подтверждает и различие в уровне экономической активности населения, мера его приспособляемости к меняющимся условиям. Наконец, об этом говорят и различия в уровне и характере противоправного поведения и преступности населения вообще и несовершеннолетних в частности.

 

Объективные характеристики региона и сложившиеся в нем  условия можно анализировать  и как предпосылки относительно направляемой социализации подрастающих поколений, зависящие во многом от социально-экономической  политики региональных властей. Конечно, речь идет непосредственно о региональной политике в масштабах субъектов  Российской Федерации (республик, краев, областей).

 

Влияние на относительно направляемую социализацию в масштабах региона  предполагает, что законодательная  и исполнительная ветви власти как  минимум целенаправленно решают поставленные перед ними задачи.

 

Во-первых, производят:

 

1) анализ актуального положения  дел в регионе, а также перспективы  социокультурной и хозяйственно-экономической сторон региона, основных видов действующей и перспективной производственной деятельности, инвестиционных проектов; 2) анализ динамики рынка труда и сферы потребления услуг различного характера. Иными словами, они знают условия социализации в регионе и перспективы их изменения.

 

Во-вторых, рассматривают  состояние дел в отраслях и  секторах жизнедеятельности региона, так или иначе влияющих на социализацию: здравоохранения, правоохраны, социальной защиты, культуры, науки и другого, на основании чего разрабатывают  программы дальнейшего развития во взаимодействии друг с другом в  свете социализации.

 

В-третьих, анализируют систему  управления в регионе и предпринимают  меры по ее совершенствованию в аспекте  воздействия на социализацию подрастающих поколений.

 

Влияние региона на социальное воспитание осуществляют в таком  направлении, в котором двигаются  в этой сфере власти субъекта РФ.

 

Региональная политика в  сфере воспитания является совокупностью  адаптации в соответствии с принципом  культуросообразности, государственной политики в данной сфере и условиях региона, а также она начинает разрабатывать нормативные документы, выделять ресурсы, привлекать государственные и общественные организации, осуществлять некоторую поддержку воспитательных инициатив, что в общей сложности должно создать все условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с потребностями человека и запросами регионального сообщества.

 

Данная политика становится реальной и более или менее  эффективной, если органы управления как  минимум решают ряд задач, изучают  положение социализации в регионе, позитивные реалии и тенденции, опасности  для развития детей, подростков, юношей, а также предпринимают меры по использованию позитивного потенциала общества, корректировке, компенсированию  негативных тенденций социализации в регионе.

 

Разрабатывают комплексные  межведомственные программы и ведомственные  подпрограммы, определяя в них  региональные задачи и цели, меры по созданию и совершенствованию условий  реализации национальных и региональных воспитательных задач и целей.

 

Реализуя государственную  и региональную политику в сфере  воспитания, в определении его  стратегии и тактики, особое внимание обращают на использование принципа культуросообразности воспитания, вносят в содержание, формы, методы воспитания элементы исторически сложившихся традиций и культуры региона.

 

Ищут способы стимулирования заинтересованности в работе с подрастающими  поколениями различных организаций  и социально-профессиональных групп  населения региона, способствуют мобилизации  их ресурсов.

 

Устанавливают положения  по обеспечению безопасности и благополучия подрастающих поколений региона, а  также отдельных категорий детей, подростков, юношей, становящихся возможными жертвами социализации. Изыскивают меры по подготовке и переподготовке определенных людей для воспитательных организаций  всех видов; вовлечению в работу с  подрастающими поколениями волонтеров; педагогизации кадров организаций, прямо или косвенно влияющих на социализацию. Определяют стоимость разработанной политики в сфере воспитания, помня о возможности регионального бюджета, привлечения других источников, например федеральных средств, внебюджетных и частных инвестиций.

 

Средства массовой коммуникации – это различные технические  средства, основной функцией которых  является распространение информации на многочисленные аудитории.

 

Много веков прошло с того времени, когда человечество владело  только четырьмя средствами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью  и письменностью. Позже начался  активный процесс развития средств  коммуникации. В XV в. изобретена печатная книга, в XVII в. – газеты и журналы. В XIX в. начинается новый этап в развитии средств массовой коммуникации – изобретены радио, телефон, кино. В XX в. происходит развитие телевидения, магнитозаписи, видео, компьютерных систем, оперативной полиграфии (ксерокса и т. д.), космической связи. К концу XX в. электронные средства массовой коммуникации получают большее распространение, чем письменные.

 

Тенденции развития средств  массовой коммуникации можно наблюдать  в постиндустриальных обществах, где  появляется усовершенствованная структура  средств массовой коммуникации.

 

Рассматривая средства массовой коммуникации как один из факторов социализации, надо учитывать, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений  является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп  людей, которые составляют аудиторию  того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей  одной газеты, слушателей конкретной радиостанции, зрителей различных телеканалов, пользователей компьютерных сетей. Определить, к какой группе факторов социализации принадлежат средства массовой информации, достаточно трудно.

 

Средства массовой коммуникации могут также выступать в качестве мезофакторов социализации. Об этом свидетельствуют материалы массовых опросов, подтверждающие повышение уровня избирательного потребления информации. А поскольку основную массу населения затрагивают обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных средств массовой коммуникации, по которым идет соответствующая информация.

 

Роль средств массовой коммуникации в социализации общества определяется несколькими обстоятельствами.

 

Во-первых, средства массовой коммуникации выполняют рекреативную роль, т. е. определяют занятия людей  в свободное время. Отдых с  книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает людей  от важных и значимых забот, проблем  и обязанностей.

 

Во-вторых, средства массовой коммуникации наряду с рекреативной ролью выполняют релаксационную роль. Она приобретает специфический  характер, когда речь идет о подростках и юношах. Для огромного числа  ребят телепросмотры, прослушивание музыкальных записей, работа на компьютере, а для некоторых и чтение, становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Зачастую, когда подросток находится один, он слушает музыку, смотрит телевизор или сидит за компьютером, он избавляется от ощущения одиночества. Впрочем, этим же способом он может отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.

 

Немаловажную роль играют средства массовой коммуникации в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не является бесспорной. Появление  каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало опасения, во благо  оно или во вред человеку.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики