История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

В реальной жизни авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются очень  редко. Часто в семьях уживаются  компромиссные варианты, которые  ближе к одному или другому  стилю.

 

Не последним фактором воспитания являются материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, питание, гардероб, игрушки и т. д.

 

Эффективность реализации функций  семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит  во многом от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать  домашний очаг. Жилище семьи становится домашним очагом только тогда, когда  ее члены имеют возможность и  удовлетворяют в нем потребности  в укрытии, поддержке и эмоциональной  безопасности, в качественных эмоциональных  отношениях, в идентификации с  семейными ценностями, когда семейное жилище является для человека некоторой  «экологической нишей», в которой  он всегда может укрыться.

 

Естественно, что главным  условием преобразования жилища семьи  в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

 

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно  и то, насколько члены семьи  любят и имеют возможность  заниматься дома какой-либо деятельностью  – шить, вязать, мастерить, читать, слушать  музыку и прочее, как относятся  к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевидения в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.

 

Семья является первичной  территорией социализации человека. Последующей территорией процесса социализации можно рассматривать  соседское окружение и группу сверстников.

 

Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей  территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное  отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.

 

Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.

 

Для детей соседство –  не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.

 

Дошкольники, младшие школьники  и в большинстве случаев младшие  подростки много общаются с соседями-сверстниками. Для них это общение – выход  за пределы семьи, освоение других ролей, приобретение важного социального  опыта, определенная ступень привыкания к социуму.

 

Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие  проявления эти меры применяются  обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его  социализации играют сверстники.

 

Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

 

Знание особенностей соседских  отношений воспитанников дает педагогам  возможность учитывать позитивное и негативное влияние, под которым  могут оказаться ребята.

 

Группа сверстников –  это необязательно объединение  одногодков. В нее могут входить  ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.

 

Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех  же индивидуальных интересов; наличия  ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.

 

В группе образуются межличностные  отношения – субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении  ролей в группе.

 

В характеристики состава  групп сверстников входят такие  признаки, как возраст, пол, социальный состав.

 

Группы сверстников часто  классифицируют по нескольким автономным параметрам:

 

1) по юридическому статусу  и месту в социальной системе  группы сверстников делятся на  официальные, т. е. те, которые  получают признание общества, и  неофициальные, существующие самостоятельно;

 

2) по социально-психологическому  статусу они разделяются на  группы принадлежности, в которых  человек состоит в реальной  действительности, и референтные группы, к которым человек абсолютно не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку;

 

3) по степени стабильности, длительности своего развития  группы бывают постоянные, временные,  ситуативные;

 

4) по пространственной  локализации они могут быть  дворовыми, квартальными, существовать  в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар);

 

5) по типу лидерства  или руководства они бывают  демократическими или авторитарными;

 

6) по ценностной направленности  группы разделяются на просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

 

В последнее десятилетие  группы сверстников являются одним  из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.

 

Урбанизация очень сильно влияет на величину круга общения  детей, подростков, юношей. Уменьшение количества детей, рост числа однодетных и вовсе неполных семей, дезорганизация семьи способствовали тому, что дети ищут общение вне дома как некоторую  компенсацию дефицита эмоциональных  контактов в семье. Всеобщее среднее  образование, общедоступность получения  информации привели к тому, что  подрастающие поколения стали похожими по среднему уровню образованности и  культурного развития. Объединению  молодежи в своих группах способствует мода, которая определяет эталоны  не только одежды и причесок, но и  вообще стиля жизни.

 

Дети, подростки и юноши  одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие  различия.

 

В группах сверстников  социализация воспроизводится благодаря  действию таких механизмов, как стилизованный  и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и  рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.

 

Имея некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в  процессе социализации универсальны.

 

Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного  общества, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся к  этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы. В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка  и юноши отпечатываются определенные взгляды, ими усваиваются те или  иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.

 

Во-вторых, в группе сверстников  происходит обучение полоролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола сильно влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.

 

В-третьих, группа сверстников  играет существенную роль в процессе автономизации детей.

 

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии  от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

 

В-пятых, группа сверстников  создает благоприятные или неблагоприятные  условия, способствует решению детьми, подростками, юношами возрастных задач  – развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Младшие школьники сравнивают свое поведение со старшеклассниками, их одобрение или неодобрение сильно воздействуют. Старшеклассники же познают  себя, главным образом исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже неприятными им) или с признанными  «эталонами» в группе (эрудитами, спортсменами и др.). В группе развивающийся  человек приобретает действительную или иллюзорную возможность реализовать  себя и сущностно, и внешне.

 

В-шестых, группа является специфической  социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. На самом деле это вовсе не так, часто в этих группах определенные нормы еще более жесткие, чем в общении со взрослыми.

 

Все выделенные социализирующие  функции группы сверстников воплощают  в жизнь по-разному и по степени  эффективности, и по содержательной направленности.

 

Педагогам надо знать основные характеристики групп сверстников  в силу как минимум трех обстоятельств.

 

Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, состоящих из первичных коллективов  – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в  клубе и т. д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Плодотворно работать с коллективом  можно, только учитывая и используя  свойственные группе характеристики.

 

Во-вторых, в каждом коллективе присутствуют неформальные приятельские и дружеские группы. Знать их, брать во внимание их особенности  педагогам важно как для того, чтобы использовать эти особенности, организуя быт и жизнедеятельность  коллектива и воспитательной организации, так и для того, чтобы в процессе социального воспитания влиять на некоторые  группы, на положение тех или иных воспитанников в системе межличностных  отношений коллектива.

 

В-третьих, социальное воспитание эффективно только тогда, когда педагоги знают о группах, содержащих их воспитанников  за пределами воспитательной организации, учитывают их специфику и при  необходимости начинают влиять на эти  группы.

ЛЕКЦИЯ № 9. Влияние организаций  на социализацию

 

Религия является важнейшим  социальным институтом. В процессе секуляризации значимость религии  падала в обществе. Тем не менее ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в некоторых государствах ее влияние продолжает расти.

 

В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые религии  – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и многие их разновидности.

 

Социализирующее влияние  религиозных организаций чувствуют  на себе как верующие, так и члены  их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную деятельность по привлечению новых верующих.

 

Социализация в религиозных  организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Иное дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои.

 

В процессе социализации большинство  религиозных организаций реализуют  ряд функций.

 

Ценностно-ориентационная функция  религиозных организаций видна  в том, что они проповедуют  своим членам определенную систему  верований, позитивное отношение к  религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах  религиозного просвещения.

 

Регулятивная функция  прослеживается в том, что религиозные  организации культивируют среди  своих членов поведение, соответствующее  религиозным нормам. Это происходит в процессе коллективных культовых  действий и всей жизнедеятельности  организации, а также через различные  формы контроля.

 

Коммуникативная функция  осуществляется в создании новых  условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании  норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.

 

Милосердная функция религиозных  организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.

 

Компенсаторная функция  реализуется в гармонизации духовного  мира верующих, в помощи им в осознании  своих проблем и в некой  духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

 

Воспитательная функция  – религиозное воспитание человека.

 

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам  очень тонко внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и  поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики