Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
В реальной жизни авторитарный
и демократический стили
Не последним фактором воспитания являются материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, питание, гардероб, игрушки и т. д.
Эффективность реализации функций
семьи в процессе стихийной социализации
человека и в его воспитании зависит
во многом от того, удалось ли супругам,
а потом им вместе с детьми создать
домашний очаг. Жилище семьи становится
домашним очагом только тогда, когда
ее члены имеют возможность и
удовлетворяют в нем
Естественно, что главным условием преобразования жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.
Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды, разговоров за столом, на кухне и т. п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и прочее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже просмотр телевидения в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.
Семья является первичной
территорией социализации человека.
Последующей территорией
Соседством является группа людей, проживающих на ближайшей территории. Эту общность определяют межличностные связи, характерное отношение к месту своего проживания, часто какие-то общие цели и совместная деятельность.
Для взрослых соседство играет посредственную роль в их жизни.
Для детей соседство – не только область жизнедеятельности, но и сильнейший фактор социализации.
Дошкольники, младшие школьники
и в большинстве случаев
Общаясь с соседями-сверстниками, дети познают новые виды позитивных и негативных социальных мер управления, усваивая в социальной практике, за какие личностные и поведенческие проявления эти меры применяются обществом сверстников. Чем взрослее ребенок, тем большую роль в его социализации играют сверстники.
Осуществляя социальное воспитание, педагогам хорошо бы знать характер соседского окружения своих воспитанников, особенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.
Знание особенностей соседских
отношений воспитанников дает педагогам
возможность учитывать
Группа сверстников – это необязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений.
Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации.
В группе образуются межличностные
отношения – субъективно
В характеристики состава групп сверстников входят такие признаки, как возраст, пол, социальный состав.
Группы сверстников часто классифицируют по нескольким автономным параметрам:
1) по юридическому статусу
и месту в социальной системе
группы сверстников делятся на
официальные, т. е. те, которые
получают признание общества, и
неофициальные, существующие
2) по социально-психологическому статусу они разделяются на группы принадлежности, в которых человек состоит в реальной действительности, и референтные группы, к которым человек абсолютно не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку;
3) по степени стабильности, длительности своего развития группы бывают постоянные, временные, ситуативные;
4) по пространственной
локализации они могут быть
дворовыми, квартальными, существовать
в рамках какого-либо
5) по типу лидерства
или руководства они бывают
демократическими или
6) по ценностной направленности
группы разделяются на
В последнее десятилетие группы сверстников являются одним из решающих микрофакторов социализации детей и подростков.
Урбанизация очень сильно влияет на величину круга общения детей, подростков, юношей. Уменьшение количества детей, рост числа однодетных и вовсе неполных семей, дезорганизация семьи способствовали тому, что дети ищут общение вне дома как некоторую компенсацию дефицита эмоциональных контактов в семье. Всеобщее среднее образование, общедоступность получения информации привели к тому, что подрастающие поколения стали похожими по среднему уровню образованности и культурного развития. Объединению молодежи в своих группах способствует мода, которая определяет эталоны не только одежды и причесок, но и вообще стиля жизни.
Дети, подростки и юноши одновременно состоят в нескольких группах – формальных и неформальных, общение в них имеет большие различия.
В группах сверстников социализация воспроизводится благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но также важную роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.
Имея некоторую возрастную и социально-культурную специфику, функции группы сверстников в процессе социализации универсальны.
Во-первых, группа присоединяет своих членов к культуре данного общества, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся к этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы. В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши отпечатываются определенные взгляды, ими усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, отношений, норм.
Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение полоролевому поведению. Общение со сверстниками своего пола сильно влияет на общение с лицами противоположного пола и влияет на психосексуальное развитие вообще и на эмоциональное восприятие сферы сексуальных отношений в частности.
В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей.
В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
В-пятых, группа сверстников
создает благоприятные или
В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой. На самом деле это вовсе не так, часто в этих группах определенные нормы еще более жесткие, чем в общении со взрослыми.
Все выделенные социализирующие функции группы сверстников воплощают в жизнь по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности.
Педагогам надо знать основные характеристики групп сверстников в силу как минимум трех обстоятельств.
Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитательных организациях, состоящих из первичных коллективов – класса в школе, отряда в лагере, группы в ПТУ, кружка или секции в клубе и т. д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Плодотворно работать с коллективом можно, только учитывая и используя свойственные группе характеристики.
Во-вторых, в каждом коллективе
присутствуют неформальные приятельские
и дружеские группы. Знать их,
брать во внимание их особенности
педагогам важно как для того,
чтобы использовать эти особенности,
организуя быт и
В-третьих, социальное воспитание эффективно только тогда, когда педагоги знают о группах, содержащих их воспитанников за пределами воспитательной организации, учитывают их специфику и при необходимости начинают влиять на эти группы.
ЛЕКЦИЯ № 9. Влияние организаций на социализацию
Религия является важнейшим социальным институтом. В процессе секуляризации значимость религии падала в обществе. Тем не менее ее роль в настоящее время по-прежнему значима, а в некоторых государствах ее влияние продолжает расти.
В нашей стране присутствуют все четыре великие мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм и многие их разновидности.
Социализирующее влияние
религиозных организаций
Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Иное дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение свои.
В процессе социализации большинство
религиозных организаций
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций видна в том, что они проповедуют своим членам определенную систему верований, позитивное отношение к религиозным ценностям. Это производится как в процессе культовых действий, так и в различных видах религиозного просвещения.
Регулятивная функция прослеживается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это происходит в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организации, а также через различные формы контроля.
Коммуникативная функция осуществляется в создании новых условий для общения верующих, в определенных видах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным методам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется во многих сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации получают специфический опыт.
Компенсаторная функция реализуется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в некой духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
Воспитательная функция – религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания
верующих индивидам и группам
очень тонко внушаются
Информация о работе История возникновения социальной педагогики