История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Определенное время юный горожанин может проводить вне  всяких коллективов и групп, среди  людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные  отрезки времени существовать анонимно, т. е. соприкасаться с незнакомыми  людьми, оставаясь неизвестными им.

 

В-третьих, в городе существенно  дифференцированы взаимодействия и  взаимоотношения. Здесь значительно  различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и  младшими по мере роста ребят, как  правило, становится менее интенсивным  и открытым.

 

Общение со сверстниками имеет  явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих  в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может  искать и находить партнеров вне  класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких».

 

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная  связь представителей различных  социальных и профессиональных слоев  приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять»  их на себя. Все это очень сильно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.

 

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому  горожанину потенциально широкие возможности  выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения.

 

Другое дело, что в зависимости  от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он начинает использовать предоставляемые  городом возможности.

 

Малый город, существенно  отличаясь от крупных городов, создает  специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен  для специального рассмотрения.

 

Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать небольшую численность  населения (до 50 тыс.); наличие исторического  прошлого, превышающего вековую историю; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфическую социально-психологическую  атмосферу.

 

Обычно малый город  в отличие от средних, крупных  и других имеет всего одну или  максимум две преобладающие экономические  функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых  участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей.

 

В малом городе население  профессионально дифференцировано, что связано с наличием в нем  нескольких организаций различного типа – промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др.

 

Социально-психологический  климат имеет ряд своих особенностей в сравнении с климатом в более  крупных городах, с одной стороны, и в деревне – с другой.

 

Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и  соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или  садовых участках, свадьбы справляют  и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий).

 

«Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех; склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А. И. Пригожий).

 

Однако в целом стиль  жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

 

1) в стремлении дать  детям высокий уровень образования  или престижную профессию;

 

2) в стараниях приблизить  быт семьи к городским стандартам;

 

3) в наличии определенной  избирательности в общении, дифференциации  его с различными партнерами  по интенсивности и эмоциональной  значимости, а также по содержанию;

 

4) в некоторой дифференциации  норм ожидаемого поведения и  норм взаимоотношений в связи  с возрастом и полом жителей;

 

5) в более или менее  распространенном самоутверждении  в антисоциальных и криминальных формах.

 

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями  и социально-психологическим климатом, также отличается от влияний деревни  и более крупных городов. В  малом городе по сравнению с деревней намного расширены возможности  для:

 

1) образовательного и профессионального  выбора;

 

2) разнообразия в период  свободного времяпрепровождения;

 

3) удовлетворения своих  духовных ценностей; социального  творчества, самореализации, самоутверждения  (М. В. Никитский).

 

По сравнению с более  крупными городами в малом городе меньше стимулов, которые непосредственно  влияют на мобильность его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления  выбора в различных сферах.

 

В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства – квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

 

Все это, однако, не исключает  некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах  по сравнению с более крупными.

 

Поселок – особая форма  расселения людей на определенной территории, первоначально небольшой. Отличительными особенностями являются:

 

1) эмансипация от сельской  жизни;

 

2) обособленность от городской  жизни;

 

3) отсутствие опоры на  исторические традиции, характерные  для малых городов.

 

Это общее определение  охватывает различные типы поселков:

 

1) рабочие – при добывающих  или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных  станциях;

 

2) переселенческие, в которые  «свезли» жителей деревень из  зон затопления при строительстве  ГЭС и водохранилищ, а также  территорий создававшихся закрытых  зон; вынужденных переселенцев  и беженцев из бывших республик,  «горячих точек» и экологически  загрязненных территорий;

 

3) пригородные поселки,  жители которых преимущественно  работают в городе; поселки внутри  крупных городов, в которых  живут рабочие одного завода  или сосредоточены мигранты первых  поколений (которых называли лимитчиками).

 

Не обращая внимания на типологическое многообразие и, соответственно, различия, поселки, как правило, имеют  много общего в образе жизни и  социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека.

 

 

В поселке человек усваивает  определенный «сплав», объединяющий традиционные и урбанистические нормы, но при  этом отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо считать переходным процессом от сельского к городскому способу выживания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни.

 

Два полюса притяжения –  город и село, определяя срединный  характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения  жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, стиля  жизни, человеческих характеров.

 

В поселке нормы жизни  приобретают свои отличительные  особенности: жизнь отдельного человека и семьи в целом характеризуется  большей открытостью, чем в деревне, но в то же время присутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные интересы. В то же время жизнь каждого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера.

 

Во многих поселках присутствует аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и принимаются.

 

Реформы государственной  структуры России, которые происходят в последние годы, особое место  отводят формированию муниципальных  органов власти. Последовательный отказ  от функций централизованного планирования всех сфер общественно-политической, хозяйственно-экономической  жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и  муниципальных образований заставляют муниципальные органы власти все  больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной  власти.

 

Одной из основных задач муниципальных  органов власти является создание муниципальной  системы воспитания, которая обеспечивает позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в  конкретных социальных условиях.

 

Муниципальная система социального  воспитания представляет собой совокупность закономерно создаваемых в муниципальном  образовании возможностей для позитивного  развития и духовно-ценностного  ориентирования жителей.

 

За основу муниципальной  системы воспитания взята государственная  и региональная политика в сфере  воспитания, а сама она может определяться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.

 

Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупицына, в идеале должна иметь следующие характеристики:

 

1) открытость системы,  что предполагает возможность  свободного перехода воспитуемого  из одной муниципальной системы  воспитания в другую;

 

2) доступность, что предполагает  наличие возможностей системы  воспитания работать со всеми  слоями населения, обеспечивая  минимальный уровень позитивной  социализации каждому человеку;

 

3) многообразность, что  предполагает предоставление людям  возможности участия в разных  видах деятельности, увеличивая  их жизненные шансы.

 

Муниципальная система социального  воспитания еще как-то влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько  осознанно и целенаправленно  она создается и развивается  муниципальными органами власти и в  какой мере в этом процессе участвует  местное население.

 

Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы  социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно  и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его  данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.

 

Рассмотрение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района определяет первоначальную диагностику  и последующее наблюдение (мониторинг):

 

1) количественного соотношения  половозрастных, этнических, социально-профессиональных  и культурно-образовательных слоев  населения; закономерностей увеличения  одних и уменьшения других  количественных и качественных  характеристик миграции из города  и в город, район;

 

2) трудовой занятости населения,  возможностей и перспектив трудоустройства,  ценностных ориентаций в сфере  труда;

 

3) жилищных и бытовых  условий различных слоев населения,  бытовой занятости и ценностных  ориентаций в сфере быта;

Информация о работе История возникновения социальной педагогики