История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический.

 

Рациональный уровень  имеет три основных компонента –  информационный, нравственный и деятельностный, состав которых часто подразумевает конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – это тот объем знаний, который воспитуемые приобретают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный – обучение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

 

Мистический уровень тесно  связан с рациональным, и его можно объяснить лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в разных вероисповеданиях имеет свои особенности. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты – подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

 

В процессе религиозного воспитания используются специфические формы, многие из которых аналогичны по внешним  признакам формам социального воспитания, но получают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

 

Многообразны средства религиозного воспитания, определяющиеся конфессиональными  особенностями.

 

В процессе и в результате религиозного воспитания верующие приобретают  специфическую для той или  иной конфессии ценностно-нормативную систему, свои специфические особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме.

 

Воспитательные организации  – одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также  системы власти, социальных ролей  и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации  – специально воспроизводимые государственные  и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.

 

Посредством системы воспитательных организаций общество и государство  пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего  поколения, а с другой стороны, для  удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.

 

В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации  играют двоякую роль.

 

С одной стороны, только в  них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в  процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам  мало или вообще не совпадает с  ценностями и нормами, культивируемыми  в процессе социального воспитания.

 

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному  развитию и духовно-ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений  от взрослых; дифференциация воспитуемых  в соответствии с их личностными  свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре  общества.

 

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.

 

Воспитательные организации  играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных  воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его  способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для социума, в котором он растет.

 

Организация социального  опыта проявляется через организацию  быта и жизнедеятельности формализованных  групп; организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; создание возможностей самодеятельности в формализованных группах и  воздействие на неформальные микрогруппы.

 

Социальный опыт в самом  широком смысле – совокупность различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

 

Образование складывается из: системы обучения, просвещения, т. е. распространения и несения культуры; стимулирования самообразования.

 

Индивидуальная помощь осуществляется в процессе содействия человеку в  разрешении проблем; создания определенных специальных ситуаций в жизнедеятельности  воспитательных организаций для  его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т. д.

 

Индивидуальная помощь –  это сознательное влияние на человека в приобретении знаний, установок  и навыков, которые нужны для  удовлетворения его позитивных потребностей и интересов и удовлетворения таких же потребностей других людей; в осознании человеком своих  ценностей, установок и умений; в  развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии благотворительности  по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии душевного чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и автономизации в социуме.

 

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации  социального опыта, образования  и индивидуальной помощи непосредственно  зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

 

Взаимодействие – общение  или диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между  собой.

 

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные  условия и возможности для  овладения человеком позитивными  социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его  самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом для приобретения опыта адаптации и обособления  в обществе.

 

Организационно-социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. В  общем виде коллектив можно определить как формализованную контактную группу людей, функционирующую в  рамках той или иной организации.

 

В воспитательной организации  создаются первичные коллективы (классы, кружки, секции, клубы и т. п.), совокупность которых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

 

Коллектив функционирует  в определенной среде в ряду и  во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены. Это  определяет его открытость по отношению  к окружающей действительности.

 

В абсолютно любом коллективе начинают образовываться две структуры  отношений – формализованная  и неформализованная.

 

Формализованная структура  коллектива появляется непосредственно  под влиянием его руководителей  для того, чтобы прилично организовать коллектив и сделать его способным  решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения между всеми  членами коллектива и отношения  управления, которые образуются между  руководителями, функционерами органов  самоуправления и остальными членами  коллектива.

 

Характер отношений в  коллективе определяется полем интеллектуально-морального напряжения и в чистом виде может  быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностную ориентацию его членов.

 

Социальный аспект вбирают  в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием  и формами организации жизнедеятельности  коллектива и несоблюдение которых  ведет к социальным последствиям (негативным санкциям).

 

Психологический аспект –  это субъективная пропаганда членами  коллектива своей роли, которая не обязательно совпадает с социальными  ожиданиями и предписаниями. Это  несовпадение, если оно реализуется  в жизнедеятельности, может вызвать  негативные санкции, а если не проявляется, может вылиться во внутреннее напряжение, фрустрацию. Контркультурные организации – объединения людей, сообща реализующих интересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества.

 

Контркультурные организации появились довольно давно. Во второй половине XX в. значительно возросло их многообразие и количество. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входят много подростков и юношей, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

 

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

 

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства – подчинения. Обычно во главе организации стоит харизматический лидер, т. е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

 

Сложившиеся в организации иерархические группы (страты) фиксируются с помощью различных стратификационно-маркирующих элементов: специальных наименований каждой страты, привилегий в чем-либо или ограничений и запретов на что-либо, элементов внешнего оформления – одежды, причесок, макияжа, татуировок и пр.

 

Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, регулирующими отношения внутри группы и отношение к «чужим»; образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля – клятвами и проклятиями, способами стимулирования-вознаграждения, принуждения и наказания.

 

Контркультурные организации имеют определенные центры объединения. Обычно это помещения, в которых собираются их члены, как принадлежащие организации, так и «персонализированные» ими (кафе, клубы, спортивные залы, которые стали местами их постоянных встреч). Как правило, подобные организации имеют определенную атрибутику: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).

 

В организации образуется и формируется система коммуникаций, создающих каналы организационных  и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой  для реализации целей организации и ее жизнедеятельности в целом.

 

Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвоения ими целей, норм и субкультуры организации.

 

В подобных организациях практически  невозможно обособление человека, так  как автономия в их рамках либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, поскольку у человека отсутствует  диапазон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и ценностей  либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.

 

Вследствие этого социализация членов организации идет лишь как  их адаптация к контркультурным ценностям и установкам, т. е. имеет явный субъект-объектный характер, что особенно явно прослеживается в диссоциальном воспитании, которое осуществляется в контркультурных организациях.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики