Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны переход от одного типа общества к другому или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. Для такого общества не характерен социальный консенсус, т. е. интересы и потребности разных социальных, профессиональных, а также возрастных групп не совмещаются, начинают противоречить друг другу. Как правило, наибольшую часть их объединяет только согласие в том, что это общество необходимо изменить. Но в вопросах об изменениях и направлениях движения нет согласия и единства мнений.
Характерной чертой изменения общества является отсутствие в постановке решающих вопросов воспитания реальных понятий и понимания ситуации, так как данное общество не имеет твердого канона человека и устоявшегося сценария дальнейшего развития. Оно знает, что нужно воспитывать по-другому и делать это иными способами.
Когда общество резко меняется, перед воспитанием фактически возникает задача вместе с обществом искать ответ на вопрос, что развивать в человеке, а точнее, в каком направлении его развивать, и одновременно искать ответ на вопрос, как это делать. Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.
В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и т. д.).
Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
1) воспитание дифференцируется
на семейное, религиозное и социальное,
роль, значение и соотношение
которых не являются
2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
4) появляется коррекционное воспитание;
5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
6) меняются задачи, содержание,
стиль, формы и средства
7) растет значение воспитания,
оно становится особой
Воспитание как социальный институт включает в себя:
1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
2) набор социальных ролей:
воспитуемые, воспитатели-
3) системы воспитания и
органы управления ими на
4) набор позитивных и
негативных санкций, как
5) ресурсы: личностные (качественные
характеристики субъектов
Воспитание включает определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
1) создание условий для
относительно
2) подготовка необходимого
для функционирования и
3) предоставление стабильности
общественной жизни
4) способствование интеграции
стремлений, действий и отношений
членов общества и
5) социальная и духовно-
6) адаптация членов общества
к меняющейся социальной
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания – составных частей воспитания как социального института.
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится доминантным в семейном воспитании. Параллельно в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.
В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.
В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин– раб».
Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.
Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
Так, государство определяет
возрасты: начала обязательного обучения,
совершеннолетия, вступления в брак,
получения прав на вождение автомобилей,
призыва на службу в армию (и ее
продолжительность), начала трудовой деятельности,
выхода на пенсию. Государство законодательно
стимулирует и порой
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.
Государственная политика в
сфере воспитания – определение
задач воспитания и стратегии
их решения, разработка законодательства
и выделение ресурсов, поддержка
воспитательных инициатив, что в
совокупности создает необходимые
и нередко благоприятные
Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система воспитания включает в себя шесть элементов.
1. Соответствующие
Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:
1) учебно-воспитательные
учреждения различного типа (детсады,
общеобразовательные и
2) учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;
3) учреждения для одаренных
в тех или иных сферах
4) организации, занимающиеся
социально-культурным и
5) учреждения для детей,
подростков, юношей с психосоматическими
и социальными отклонениями
6) организации, занимающиеся
перевоспитанием и
С течением времени увеличивается
многообразие воспитательных организаций
в связи с усложнением
2. Определенные средства,
выделяемые и привлекаемые
3. Набор социальных ролей,
необходимых для реализации
1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях;
2) воспитатели-профессионалы
различной специализации (
3) воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники);
4) воспитуемые различного
возраста, половой и социально-
4. Набор определенных санкций,
применяемых в отношении
5. Определенные ценности,
культивируемые
6. Органы управления воспитанием
на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях,
Органы управления реализуют
ряд функций, в результате которых
воспитание становится системным образованием.
Они разрабатывают план воспитания
в пределах своей компетенции (на
федеральном, региональном или муниципальном
уровнях) и создают необходимую
для его реализации инфраструктуру
(совокупность организаций, обеспечивающих
организационно, материально, содержательно
и методически процесс
Информация о работе История возникновения социальной педагогики