История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерны переход от одного типа общества к  другому или существенное изменение  общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. Для такого общества не характерен социальный консенсус, т. е. интересы и потребности разных социальных, профессиональных, а также  возрастных групп не совмещаются, начинают противоречить друг другу. Как правило, наибольшую часть их объединяет только согласие в том, что это общество необходимо изменить. Но в вопросах об изменениях и направлениях движения нет согласия и единства мнений.

 

Характерной чертой изменения  общества является отсутствие в постановке решающих вопросов воспитания реальных понятий и понимания ситуации, так как данное общество не имеет  твердого канона человека и устоявшегося сценария дальнейшего развития. Оно  знает, что нужно воспитывать  по-другому и делать это иными  способами.

 

Когда общество резко меняется, перед воспитанием фактически возникает  задача вместе с обществом искать ответ на вопрос, что развивать  в человеке, а точнее, в каком  направлении его развивать, и  одновременно искать ответ на вопрос, как это делать. Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального  института.

 

В современных развитых обществах  образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся  устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные  и т. д.).

 

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для  трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий  удовлетворения социальной потребности  – осмысленного взращивания членов общества.

 

Нарастающее усложнение структуры  и жизнедеятельности каждого  конкретного общества приводит к  тому, что на определенных этапах его  исторического развития:

 

1) воспитание дифференцируется  на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение  которых не являются неизменными;

 

2) воспитание распространяется  от элитарных слоев общества  к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

 

3) в процессе социального  воспитания выделяются как его  составляющие сначала обучение, а затем образование;

 

4) появляется коррекционное  воспитание;

 

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

 

6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

 

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией  общества и государства, превращается  в социальный институт.

 

Воспитание как социальный институт включает в себя:

 

1) совокупность семейного,  социального, религиозного, коррекционного  и диссоциального воспитания;

 

2) набор социальных ролей:  воспитуемые, воспитатели-профессионалы  и волонтеры, члены семьи, священнослужители,  руководители государственного, регионального,  муниципального уровней, администрация  воспитательных организаций, лидеры  криминальных и тоталитарных  групп; воспитательные организации  различных видов и типов;

 

3) системы воспитания и  органы управления ими на государственном,  региональном, муниципальном уровнях;

 

4) набор позитивных и  негативных санкций, как регламентированных  документами, так и неформальных;

 

5) ресурсы: личностные (качественные  характеристики субъектов воспитания  – детей и взрослых, уровень  образования и профессиональной  подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая  литература и др.).

 

Воспитание включает определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

 

1) создание условий для  относительно целенаправленного  взращивания и развития членов  общества и удовлетворения ими  ряда потребностей в процессе  воспитания;

 

2) подготовка необходимого  для функционирования и устойчивого  развития общества «человеческого  капитала», способного и готового  к горизонтальной и вертикальной  социальной мобильности;

 

3) предоставление стабильности  общественной жизни посредством  трансляции культуры, способствование  ее преемственности, обновлению;

 

4) способствование интеграции  стремлений, действий и отношений  членов общества и относительной  гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

 

5) социальная и духовно-ценностная  селекция членов общества;

 

6) адаптация членов общества  к меняющейся социальной ситуации.

 

Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания – составных частей воспитания как социального института.

 

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится доминантным в семейном воспитании. Параллельно в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

 

Существенно различаются  семейное, религиозное, социальное, коррекционное  и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

 

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов  воспитания.

 

В семейном воспитании взаимосвязь  субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет  кровнородственный характер.

 

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных  организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими  и верующих между собой) имеет  конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

 

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин– раб».

 

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более  или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим  уровнем, типом политической организации  и культурой того или иного  общества.

 

Государство – понятие  политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

 

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) раз-витие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

 

Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим  группам населения, создает определенные условия конкретным людям для  выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого  создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также  воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

 

Государственная политика в  сфере воспитания – определение  задач воспитания и стратегии  их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка  воспитательных инициатив, что в  совокупности создает необходимые  и нередко благоприятные условия  для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений  в соответствии с позитивными  интересами человека и запросами  общества.

 

Государственная система  воспитания – совокупность государственных  организаций, деятельность которых  непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень  субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система  воспитания включает в себя шесть  элементов.

 

1. Соответствующие законодательные  и иные акты, являющиеся основой  системы и определяющие состав  входящих в нее организаций  и порядок ее функционирования.

 

Государственная система  воспитания включает в себя большой  спектр различных воспитательных организаций:

 

1) учебно-воспитательные  учреждения различного типа (детсады,  общеобразовательные и профильные  школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы,  колледжи, курсы и т. д.);

 

2) учреждения для детей,  подростков, юношей с существенно  ослабленным здоровьем;

 

3) учреждения для одаренных  в тех или иных сферах познания  и видах деятельности, а также  имеющих устойчивые интересы, ярко  выраженные способности;

 

4) организации, занимающиеся  социально-культурным и другими  видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой  детей, подростков, юношей;

 

5) учреждения для детей,  подростков, юношей с психосоматическими  и социальными отклонениями или  дефектами;

 

6) организации, занимающиеся  перевоспитанием и реабилитацией.

 

С течением времени увеличивается  многообразие воспитательных организаций  в связи с усложнением социально-экономических  культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания.

 

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством  для успешного функционирования  системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.).

 

3. Набор социальных ролей,  необходимых для реализации функций  воспитания:

 

1) организаторы воспитания  на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях;

 

2) воспитатели-профессионалы  различной специализации (учителя,  воспитатели, тренеры, социальные  работники и пр.);

 

3) воспитатели-волонтеры  (добровольцы, общественники);

 

4) воспитуемые различного  возраста, половой и социально-культурной  принадлежности.

 

4. Набор определенных санкций,  применяемых в отношении организаторов,  воспитателей и воспитуемых. Санкции  делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

 

5. Определенные ценности, культивируемые государственной  системой воспитания, которые адекватны  типу социально-политической, экономической  и идеологической систем общества.

 

6. Органы управления воспитанием  на федеральном, региональном  и муниципальном уровнях, благодаря  которым государственная система  воспитания функционирует и развивается.

 

Органы управления реализуют  ряд функций, в результате которых  воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают план воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном  уровнях) и создают необходимую  для его реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих организационно, материально, содержательно  и методически процесс социального  и коррекционного воспитания).

Информация о работе История возникновения социальной педагогики