История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Социально-культурные задачи в конкретном этносе очень разные. Это задачи познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Они объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

 

От человека в соответствии с его возрастными возможностями  ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей.

 

В зависимости от того, на каком этапе жизни находится  человек, перед ним появляются новые  задачи: его участие в семье, в  производственно-экономической деятельности и т. д.

 

Задачи социально-культурного  ряда имеют два слоя. С одной  стороны, это задачи, предъявляемые  человеку в вербализованной форме институтами общества и государства, с другой – задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

 

Социально-психологическая  задача – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое  содержание.

 

Самосознание личности можно  рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего «я», которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т. п.

 

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции  в различных сферах актуальной жизнедеятельности  и выработку планов на различные  отрезки будущей жизни. Так, в  младшем школьном возрасте ребенку  необходимо найти индивидуально  приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить  в связи с этим уже имеющиеся  у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает  поиск позиции среди сверстников  своего пола, что дополняется в  ранней юности определением своей позиции  в отношениях со сверстниками противоположного пола.

 

Что же касается определения  планов на различные отрезки будущей  жизни, то, во-первых, речь идет о решении  задач ближайшего будущего. Например, если в среде сверстников считается  престижным иметь определенный интерес  и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача как  можно быстрее найти такой  интерес и способы его реализации.

 

Во-вторых, речь идет о решении  задач более отдаленного будущего: выбор профессии (она может неоднократно меняться), определение стиля будущей  жизни. Уже подростки нередко  представляют себе, где и как они  будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления  о своем будущем жилище, свободном  времяпрепровождении и т. д.

 

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в  значимых для него сферах жизнедеятельности  и (или) взаимоотношений.

 

Выдвигаемые цели могут более  или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

 

Например, подросток, решая  задачу естественно-культурного ряда соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно  увеличить свою мускульную силу, что, в принципе, вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения  задачи самоутверждения может ставить  перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты  окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени  значимости в реальной жизни, что, в  принципе, недостижимо.

 

Важно отметить, что человек  осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет  ему, обнаружив расхождение между  своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать  на это. Сам человек может поменять цели, искать подходящие ему пути их достижения, т. е. самоизменяться.

 

Если какая-либо группа задач  или существенные задачи определенной группы остаются неразрешенными на том  или ином возрастном этапе, то это  делает социализацию неполной. Возможен и такой случай, когда та или  иная задача, не решенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к  якобы немотивированным поступкам  и решениям, к дефектам социализации.

 

В целом надо заметить, что  поскольку человек активен в  решении объективных задач, в  той или иной мере является творцом  своей жизни, сам ставит перед  собой те или иные цели, постольку  он может рассматриваться как  субъект социализации. Человек может  стать ее жертвой. Социализация является успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная адаптация человека в обществе, а с другой – способность  в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных  коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

 

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен  внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации  человека в обществе и степенью обособления  его в обществе. Эффективная социализация заключается в сохранении баланса  между адаптацией в обществе и  отделением, обособлением от него. Если человек не может в какой-то мере противостоять миру, то он является жертвой социализации. Когда человек  не адаптировался в обществе, он становится правонарушителем и также  жертвой социализации, как диссидент (инакомыслящий). Любое модернизированное  общество в той или иной мере продуцирует  оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство: демократическое общество продуцирует жертвы социализации, в основном, вопреки своим целевым установкам. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить типичные опасности, столкновение человека с которыми наиболее вероятно.

 

В периоде внутриутробного  развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ  жизни, плохое питание матери; отрицательное  эмоционально-психологическое состояние  родителей; медицинские ошибки; неблагоприятная  экологическая среда.

 

В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная  тупость и (или) аморальность родителей; игнорирование родителями ребенка  и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеопросмотры.

 

В младшем школьном возрасте (6—10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

 

В подростковом возрасте (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо– или гиперопека; видеопросмотры; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество (физические травмы и дефекты); травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

 

В ранней юности (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; самоубийства; разные идеалы, мировоззрения; потеря цели в жизни.

 

В юношеском возрасте (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные  неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем  притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

 

Столкновение с какой-нибудь опасностью зависит не только от обстоятельств, но и от индивидуальных особенностей конкретного человека.

 

Конечно, есть опасности, жертвой  которых может стать любой  человек независимо от его индивидуальных особенностей, но в любой из этих ипостасей он может почувствовать  или осознать необходимость или  желание изменить что-либо и в  себе для того, чтобы:

 

1) в большей степени  соответствовать ожиданиям и  требованиям социума, как позитивным, так и негативным (в ипостаси  объекта);

 

2) противостоять в той  или иной мере требованиям  социума, эффективнее решать возникающие  в его жизни проблемы, встающие  перед ним возрастные задачи (в  ипостаси субъекта);

 

3) избежать или преодолеть  те или иные опасности, не  стать жертвой тех или иных  неблагоприятных условий и обстоятельств  социализации;

 

4) в большей или меньшей  степени приблизить свой образ  «наличного я» (каким человек  видит себя в данный период  времени) к образу «желаемого  я» (каким он хотел бы себя  видеть), т. е. в процессе социализации  человек так или иначе самоизменяется.

 

Самоизменение – результат осмысленных, целенаправленных усилий человека, нацеленных на то, чтобы стать другим.

 

Усилия могут быть направлены на изменение: своих физических качеств, личностных свойств, внешности; интеллектуальной, волевой, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок  и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения  к себе (самооценок), отношения с  собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

 

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Самоизменение может иметь характер самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся задатков, черт, знаний и т. д.; самостроительства, взращивания, формирования желаемых человеку свойств; саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат – алкоголизм; наркомания; физическая, духовная, социальная деградация).

ЛЕКЦИЯ № 4. Мегафакторы

 

Проблемы, возникающие в  жизни людей под влиянием Космоса, привлекали внимание уже мыслителей древности. И хотя до сегодняшнего дня  большая часть представителей естественных наук с недоверием относятся к  идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении веков постоянно возникали  различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали  в космосе источник мощного влияния  на жизнь человеческого общества и отдельного человека.

 

Выдающиеся русские ученые (психиатр В. М. Бехтерев, геофизик П. П. Лазарев, биофизик А. Л. Чижевский) первой трети xx в. отмечали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно… дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества». А. Л. Чижевский определил, что активные процессы, происходящие на Солнце, совпадают с судьбоносными событиями в жизни человечества (например: открытие Америки, революционные движения в Англии, Франции и России и др.) Эта зависимость наблюдается и в жизни крупных исторических деятелей.

 

Планета – понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, близкое  по форме к шару, получающее свет и тепло от Солнца и вращающееся  вокруг него по эллипсу. На одной из крупных планет – Земле – в  процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни  населяющих ее людей.

 

Мир – понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, живущее на нашей планете.

 

Органичная взаимосвязь  планеты и мира объясняется тем, что мир возник и начал развиваться  в природно-климатических условиях, во многом отличающих Землю от других планет. Планета постепенно изменялась по мере развития мира. В XX в. влияние мира стало ярко выраженным, происходили глобальные процессы и проблемы: экологические (загрязнение атмосферы и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

 

Так, осознание человечеством  в 1950-е гг. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле  – пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание  сыграло большую роль в том, что  значительная часть подростков и  юношей в развитых странах стали  ориентироваться не на жизненные  перспективы, а на удовлетворение сиюминутных  потребностей (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Такое же влияние оказали и  экологические проблемы на поколения 1980—1990-х гг.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики