История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Компьютер и Интернет предоставляют  широкий спектр возможностей для  творческой самореализации человека с  помощью создания и редактирования изображений, моделирования трехмерных объектов и ландшафтов, создания аудио– и видеоконтента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна и многого другого.

 

Возможность демонстрировать  результаты творчества и получение  как прямой, так и косвенной  оценки (например, отзывы о продукте, просьбы поделиться опытом его создания и дать консультацию) служат необходимым  условием для самопрезентации и самоутверждения человека. Анонимность при демонстрации продукта творчества позволяет смягчить последствия негативной оценки, а различные способы манипулирования идентичностью (как, например, приписывание продукта сомнительного качества вымышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым для критики и осуждения со стороны пользователей сети Интернет.

 

Однако следует отметить, что при отсутствии внешнего контроля творческая деятельность может приобретать  асоциальный характер. Примером может  служить хакерство.

 

Компьютер играет большую  роль в стихийной социализации пользователей, благодаря тому что представляет собой специфическое средство и особую сферу коммуникации.

 

Степень социальной зрелости пользователей младших возрастов, проводящих много времени в Интернете, растет. Анонимность в интерактивном  общении поощряет их обсуждать такие  вопросы, о которых в реальной жизни они вряд ли смогли бы поговорить. С психологической точки зрения данная активность может быть охарактеризована, правда с некоторыми оговорками, как  позитивная.

 

Однако, несмотря на достаточный  потенциал положительного воздействия  на развивающегося человека, общение  посредством глобальной Интернет-сети, по мнению многих исследователей, несет в себе скрытую негативную составляющую – способность вызывать у пользователей привыкание, устойчивую интернет-зависимость.

 

По мнению некоторых исследователей, компьютерные игры достаточно негативно  влияют на еще неокрепшую психику  подростков. Компьютерные игры могут  вызывать агрессивное поведение, стремление к насилию и экстремизму. Человек  стремится уйти от реальной окружающей действительности, создавая свой собственный  виртуальный мир, круг его интересов  сужается, что также негативно  сказывается на его дальнейшем развитии. Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и интернет-ресурсов для целенаправленного развития человека – получающие сегодня все более широкое распространение формы дистанционного образования. Их организация заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний. Управление обучением реализуется посредством алгоритмов учебной деятельности, реализованных в форме инструкций по работе с этими материалами. Преимущества дистанционных форм образования перед традиционными заключаются прежде всего в возможности пользователя самостоятельно определять собственную образовательную траекторию, в частности путем выбора изучаемых курсов. В этих условиях существенно расширяются возможности жизненного (и в особенности профессионального) самоопределения личности.

 

Еще один вариант мобилизации  современных информационных технологий для решения задач социального  воспитания – освоение школой информационных возможностей компьютера и Интернета. Локальные компьютерные базы знаний, обучающие курсы в Интернете  в перспективе будут предоставлять  каждому учащемуся возможность  свободного индивидуального доступа  к ресурсам совокупного духовного  и материализованного информационного  потенциала общества непосредственно  в рамках образовательного процесса. Кроме того, реализация в учебных  аудиториях локальных компьютерных сетей существенно расширяет  возможности использования различных  коллективных форм работы, предполагающих совместное решение учащимися некоторых  образовательных задач, основанное на распределении функций и ролей.

 

Данные ряда исследований позволяют говорить о возможности  использования специально отобранных компьютерных игр для компенсации  интеллектуальной отсталости и коррекции  агрессивного поведения. Одним из перспективных  направлений реализации образовательного потенциала компьютерных игр является использование специализированных обучающих программ в системе  профессиональной подготовки.

ЛЕКЦИЯ № 12. Организация  социального быта

 

Индивидуальный социальный опыт является объединением разного  вида запечатленных ощущений и переживаний; умений, навыков; разного рода общения, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения; ценностных ориентаций и общественных установок.

 

В процессе социализации человек  приобретает необходимый для  жизни социальный опыт. Успех социализации зависит от быта в воспитательных организациях. Его основные характеристики имеют влияние на развитие и самореализацию человека в определенных областях.

 

Быт воспитательной организации  – это уклад обыденной жизни  входящих в нее людей. Он содержит пространственные, материальные, временные  и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также  естественные нормы и ценности поведения  и взаимоотношений.

 

Быт воспитательной организации  определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической  оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

 

Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт  организации как минимум в  связи с тремя обстоятельствами.

 

Во-первых, играет роль наличие  или отсутствие разделения на три  вида территорий. Первичные территории – это помещения, длительное время  находящиеся в пользовании первичных  коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные – помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр.). Специфические территории – помещения, необходимые для функционирования всей организации, – административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

 

Во-вторых, важно, насколько  предметно-пространственная среда  предусматривает возрастные и иные особенности членов организации. Это  цветовая гамма интерьера, функциональность набора мебели, уместность набора мягкого  инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).

 

В-третьих, необходимо учитывать  меру благоустроенности и технической  оснащенности помещений: наличие или  отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа.

 

Архитектурно-планировочное решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации играют существенную роль в укладе ее жизни и воспитательной эффективности.

 

Исследования М. Хейдметса и его сотрудников показали, что в процессе жизнедеятельности групп – первичных коллективов, объективно возникает явление групповой персонификации пространства. Признаками персонифицированного группой пространства можно считать стремление отделить его физически (свой класс, своя спальня); стремление отделить его социально, т. е. считать его своим владением; стремление к идентификации с определенной территорией, что проявляется в специфическом эмоциональном отношении к ней как к своей («наш класс», «наш зал» и т. п.).

 

Наличие фиксированной персонифицированной  территории способствует формированию групповой идентичности (некоторые  исследователи считают фиксированную  территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту взаимодействия в первичных коллективах и  между ними; снижению агрессивного поведения внутри первичных коллективов  и между ними; организации социальных взаимоотношений в группах и  между ними.

 

Образ жизни в основном определяется режимом функционирования организации, учитывающим ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности  ее членов и состояние их здоровья.

 

Режим – это определенный распорядок дня, последовательное чередование  занятий, сна и отдыха.

 

Режим определяется типом  организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой, сложившейся в организации.

 

Точность режима – строгое  соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения его установлений приучает членов организации к четко организованному  поведению, своевременному выполнению различных дел и обязанностей и т. д.

 

Общность режима означает выполнение его норм и предписаний  всеми членами организации определенного  возраста.

 

Определенность режима состоит  в точном распределении времени  в течение дня, недели и более  длительных отрезков времени. Это создает  определенное постоянство элементов  жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности.

 

В различных воспитательных организациях (в зависимости от их типа, условий жизни и сложившейся  воспитательной системы) режим может  быть императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую  часть жизни членов организации  и т. д.

 

Один из основных элементов  быта воспитательной организации –  это этикет, представляющий собой  совокупность определенных правил поведения, которые регулируют внешнюю культуру общества.

 

В воспитательной организации  этикет включает в себя нормы обращения  ее членов друг с другом, старших  с младшими и наоборот, общие правила  дисциплины – учебной, бытовой, правила  разрешения конфликтов, правила пользования  помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка.

 

Традиция – устоявшиеся  нормы поведения, формы жизни, ценности и идеи, которые сохраняются на протяжении многих лет и передаются из поколения в поколение. Традиции могут сложиться в различных  сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства  и т. д. Жизнеспособность той или  иной традиции зависит от ее поддержания  и развития новыми поколениями членов организации. В то же время чрезмерное следование традициям порождает  консерватизм и застой в жизни  организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя изживший себя уклад жизни и те или иные его компоненты.

 

Самообслуживание – это  систематическая работа членов организации  по поддержанию и улучшению бытовых  условий своей жизни.

 

Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и  объективных условий, в которых  она функционирует, а также от возраста воспитанников.

 

В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в  чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации  приема пищи и в уборке посуды; подготовку наглядных пособий, спортивного  и иного инвентаря, предметов  оформления помещений, реквизита для  проводимых мероприятий.

 

Одежда – важный элемент  быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия  в жизни организации.

 

Особую роль одежда приобретает  в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.

 

В целом быт воспитательной организации существенно сказывается  на содержании, формах организации; характере  и соотношении работы, рекреации, релаксации, взаимоотношениях между  членами организации и, наконец, на эффективности ее деятельности.

 

Жизнедеятельность представляет собой совокупность различных видов  деятельности, способствующей удовлетворению потребностей человека, коллектива, группы. При этом учитываются потребности  всего общества. Жизнедеятельность  воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может и стремится  реализовать в ней свою активность.

 

Функционирование воспитательной организации включает в себя:

 

1) общение (в котором  активность человека направлена  на взаимодействие с людьми);

 

2) познание (активность направлена  на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация  активности в работе, связанной  с освоением и преобразованием  предметной среды);

 

3) духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием  и использованием духовных и  социальных ценностей);

 

4) спорт (где реализуется  функционально-органическая активность);

 

5) игру (реализация активности  в свободном импровизировании в условных ситуациях).

 

Потребности различного уровня, обладающие половыми, возрастными, индивидуальными  и другими особенностями, способствуют стремлению человека к активности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом  в определенной ситуации, в которой  она может быть удовлетворена.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики