Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция
В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы
Развитие человека в том или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.
Конечно, предложенное выделение
сфер жизнедеятельности несколько
условно, ибо в реальности они
тесно взаимосвязаны и
Управление – сознательное использование руководителями власти, имеющихся ресурсов, научных знаний для получения результатов, как можно полнее реализующих задачи и цели социального воспитания.
Стиль руководства определяет
меру «жесткости-мягкости»
Эффективное самоуправление
предполагает участие большой части
членов коллектива в выборе целей
жизнедеятельности, в определении
путей их достижения, в организации
и осуществлении
Самоуправление реализуют
общее собрание и система подотчетных
ему органов, формирующихся на выборной
основе, с периодически сменяемым
составом членов. Структура органов
самоуправления воспитательной организации
и первичных коллективов, их взаимосвязь
зависят от содержания жизнедеятельности,
возраста и других характеристик
членов коллектива, уровня его развития,
сложившихся в организации
Изменение условий и содержания жизнедеятельности организации, состава и возраста членов коллектива ведет к изменению делегированных самоуправлению прав и структуры его органов.
Самоорганизация – самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и другие социально-психологические феномены.
В сфере самоорганизации действуют очень эффективные неформальные санкции по отношению к тем членам коллектива, которые каким-либо образом нарушают принятые обычаи, нормы (от насмешки и сплетен до разрыва отношений и изоляции). Самоорганизация может играть конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную) роль.
Учет и использование
конструктивного потенциала самоорганизации
(предполагая знание руководителем
неформализованной структуры
Стиль руководства и соотношение управления, самоуправления и самоорганизации играют важную роль в актуализации воспитательных возможностей всех сфер жизнедеятельности в конкретных коллективах и организациях.
Актуализация воспитательных
возможностей содержания жизнедеятельности
происходит в том случае, когда
руководители, с одной стороны, возбуждают
у членов коллектива как минимум
интерес к содержанию деятельности
воспитательной организации, а с
другой – делают это содержание
настолько субъективно
Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент на то, что может стать субъективно значимым для конкретных коллективов и микрогрупп в силу возрастных особенностей их членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности может стать значимым, если он ощущает возможность решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач и проблем (самоосознания, удовлетворения интересов, нахождения благоприятной позиции среди окружающих и многого др.), а также в определенной мере удовлетворения своих потребностей.
И для коллектива, и для
его членов в отдельности
Актуализация содержания
жизнедеятельности во многом зависит
и от того, насколько оно имеет
социально ориентирующий
Важным условием актуализации жизнедеятельности коллективов и организаций можно считать необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации.
Дифференцированный подход в социальном воспитании – один из способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения, решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.
Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовленности к определенной деятельности и пр. Отнесение к той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на основе имплицитных представлений руководителя о личностных особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.
Дифференцированный подход на основе изучения, анализа и классификации проявлений различных качеств личности позволяет руководителю выделить общие черты, свойственные определенной группе членов коллектива. Затем, используя результаты исследования, он определяется со стратегией своего взаимодействия с данной группой, принимая необходимые меры для включения ее в общую жизнедеятельность. Необходимое условие применения дифференцированного подхода – изучение деловых и межличностных отношений в коллективе, так как они во многом определяют как характер и особенности проявления личности, так и состав и особенности реально существующих в коллективе групп.
Насколько эффективными будут
результаты дифференцированного подхода,
зависит от атмосферы в творческом
коллективе, доброжелательности, гуманистической
направленности и коллективных ценностей,
демократичности
Взаимодействие – это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.
Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (по-знания, спорта, общения и т. д.).
Организуется взаимодействие в контактных группах – в коллективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекается большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (так называемая толпа).
Планирование взаимодействия в процессе реализации принятого в результате групповой дискуссии решения предполагает определение того, что нужно сделать и как распределить обязанности между членами коллектива, т. е. поиск ответов на ряд вопросов:
1) из каких элементов состоит работа по реализации принятого решения;
2) кому лучше, целесообразнее
реализовывать ту или иную
часть работы (всему коллективу,
отдельным его членам или
3) кому лучше быть
4) в какое время, в
какой последовательности и к
какому сроку должны быть
Реализация спланированной
работы осуществляется в соответствии
с определенными нормами
Ценности и нормы, принимаемые и вырабатываемые партнерами, определяют их поведение и характер процесса взаимодействия (кооперативный или конкурентный). Основное различие между кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области его целей.
Кооперация предполагает, что каждый партнер (или микрогруппа) достигает своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели,т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.
В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп исключает достижение ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту. По мнению одного из наиболее видных теоретиков конфликта М. Дойча, конфликты могут быть деструктивными и конструктивными.
Деструктивный конфликт приводит к разногласиям, к ухудшению взаимодействия, к его разрушению. Содержательная причина конфликта быстро отходит на второй план, а на первом оказывается переход «на личности».
Конструктивный конфликт
чаще возникает тогда, когда столкновение
происходит не из-за несовместимости
участников взаимодействия, а из-за
различия точек зрения на какую-либо
проблему, на способы ее решения. Такой
конфликт помогает всесторонне понять
и рассмотреть проблему, открывает
возможности поисков
Итоги анализа обычно подводит руководитель коллектива или другой ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы, на отношении членов коллектива к делу, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы, на уроках на будущее.
Под обучением взаимодействию
понимается формирование и развитие
у человека интеллектуальной, психической
и социальной готовности к эффективному
участию во взаимодействии и освоении
им способов практической реализации
этой готовности. Оптимальными периодами
подготовки к взаимодействию являются
детство, отрочество, юность, когда
человек наиболее восприимчив к
обучению и обладает настоятельной
потребностью взаимодействовать с
окружающими. Подготовка к взаимодействию
может вестись в воспитательной
организации несколькими
Во-первых, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования, осуществляемого руководителем, о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.
Во-вторых, в ходе специально
создаваемых ситуаций в жизни
организации и первичных
В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь организации.
Чему же в первую очередь
надо учить, и какие возможности
для этого предоставляет
У детей необходимо развивать базу для речевого общения, которая характеризуется наличием достаточного запаса слов, правильностью речи, логикой в построении и изложении высказывания, способностью выделять из услышанного основной смысл; правильностью постановки вопроса и т. д. Отсутствие подобной базы приводит к отсутствию уверенности, необходимой для свободного общения.
Также необходимо формировать у учащихся социально ценные установки. Важно, чтобы они рассматривали партнеров по взаимодействию как цель, а не способ достичь собственного благополучия. У ребят необходимо вызвать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату. Они должны понять, что взаимодействие – это диалог, требующий толерантности к идеям и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и понимать собеседника.
Наряду со свободным владением
речью и формированием
Информация о работе История возникновения социальной педагогики