История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Развитие человека в том  или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия  для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для  конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

 

Конечно, предложенное выделение  сфер жизнедеятельности несколько  условно, ибо в реальности они  тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным  образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры, и т. д.

 

Управление – сознательное использование руководителями власти, имеющихся ресурсов, научных знаний для получения результатов, как  можно полнее реализующих задачи и цели социального воспитания.

 

Стиль руководства определяет меру «жесткости-мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые  руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации  и в составляющих ее первичных  коллективах.

 

Эффективное самоуправление предполагает участие большой части  членов коллектива в выборе целей  жизнедеятельности, в определении  путей их достижения, в организации  и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются  отношения ответственной зависимости.

 

Самоуправление реализуют  общее собрание и система подотчетных  ему органов, формирующихся на выборной основе, с периодически сменяемым  составом членов. Структура органов  самоуправления воспитательной организации  и первичных коллективов, их взаимосвязь  зависят от содержания жизнедеятельности, возраста и других характеристик  членов коллектива, уровня его развития, сложившихся в организации традиций.

 

Изменение условий и содержания жизнедеятельности организации, состава  и возраста членов коллектива ведет  к изменению делегированных самоуправлению прав и структуры его органов.

 

Самоорганизация – самопроизвольно  протекающие в человеческих общностях  процессы регулирования, в основе которых  лежат обычаи, традиции, особенности  лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и другие социально-психологические феномены.

 

В сфере самоорганизации  действуют очень эффективные  неформальные санкции по отношению  к тем членам коллектива, которые  каким-либо образом нарушают принятые обычаи, нормы (от насмешки и сплетен  до разрыва отношений и изоляции). Самоорганизация может играть конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную) роль.

 

Учет и использование  конструктивного потенциала самоорганизации (предполагая знание руководителем  неформализованной структуры коллектива и специфичных для нее ценностей) помогают достичь такого положения, когда направленность процессов  самоорганизации в основном совпадает  с усилиями по достижению целей управления. В таком случае самоорганизация  становится важным фактором развития самоуправления и условием эффективности  управления жизнедеятельностью коллективов  и воспитательных организаций.

 

Стиль руководства и соотношение  управления, самоуправления и самоорганизации  играют важную роль в актуализации воспитательных возможностей всех сфер жизнедеятельности в конкретных коллективах и организациях.

 

Актуализация воспитательных возможностей содержания жизнедеятельности  происходит в том случае, когда  руководители, с одной стороны, возбуждают у членов коллектива как минимум  интерес к содержанию деятельности воспитательной организации, а с  другой – делают это содержание настолько субъективно значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений  и побуждало стремление осмысливать  себя, других, отношения к себе, с  собой, к миру и с миром.

 

Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент на то, что может стать субъективно  значимым для конкретных коллективов  и микрогрупп в силу возрастных особенностей их членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности может стать значимым, если он ощущает возможность решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач и проблем (самоосознания, удовлетворения интересов, нахождения благоприятной позиции среди окружающих и многого др.), а также в определенной мере удовлетворения своих потребностей.

 

И для коллектива, и для  его членов в отдельности привлекательность  жизнедеятельности связана с  формами ее организации (например, с  тем, насколько эти формы учитывают  возрастные особенности стиля жизни  и тенденции моды).

 

Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зависит  и от того, насколько оно имеет  социально ориентирующий характер. Имеется в виду то, насколько оно  расширяет видение мира и познание социальной действительности членами  коллектива, помогает осмыслить собственную  позицию в мире. Это становится реальным, во-первых, если содержание субъективно  значимо, во-вторых, информационно насыщено, в-третьих, позволяет реализовать  и развивать креативность членам коллектива.

 

Важным условием актуализации жизнедеятельности коллективов  и организаций можно считать  необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации.

 

Дифференцированный подход в социальном воспитании – один из способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения, решения  педагогических задач с учетом социально-психологических  особенностей воспитанников.

 

Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут  быть как реальные структурные единицы  организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовленности к определенной деятельности и пр. Отнесение к той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на основе имплицитных представлений руководителя о личностных особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.

 

Дифференцированный подход на основе изучения, анализа и классификации  проявлений различных качеств личности позволяет руководителю выделить общие  черты, свойственные определенной группе членов коллектива. Затем, используя  результаты исследования, он определяется со стратегией своего взаимодействия с данной группой, принимая необходимые  меры для включения ее в общую  жизнедеятельность. Необходимое условие  применения дифференцированного подхода  – изучение деловых и межличностных  отношений в коллективе, так как  они во многом определяют как характер и особенности проявления личности, так и состав и особенности  реально существующих в коллективе групп.

 

Насколько эффективными будут  результаты дифференцированного подхода, зависит от атмосферы в творческом коллективе, доброжелательности, гуманистической  направленности и коллективных ценностей, демократичности педагогического  управления.

 

Взаимодействие – это  организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.

 

Содержательной основой  взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом  и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами  конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (по-знания, спорта, общения и т. д.).

 

Организуется взаимодействие в контактных группах – в коллективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекается большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (так называемая толпа).

 

Планирование взаимодействия в процессе реализации принятого  в результате групповой дискуссии  решения предполагает определение  того, что нужно сделать и как  распределить обязанности между  членами коллектива, т. е. поиск ответов  на ряд вопросов:

 

1) из каких элементов  состоит работа по реализации  принятого решения;

 

2) кому лучше, целесообразнее  реализовывать ту или иную  часть работы (всему коллективу, отдельным его членам или микрогруппам);

 

3) кому лучше быть организаторами  той или иной части работы;

 

4) в какое время, в  какой последовательности и к  какому сроку должны быть сделаны  те или иные части работы.

 

Реализация спланированной работы осуществляется в соответствии с определенными нормами взаимодействия. Нормы взаимодействия, с одной  стороны, изначально сообщаются его  организатором (воспитателем, руководителем), с другой стороны, вырабатываются самими партнерами в процессе взаимодействия, а кроме того, они определяются нормами коллектива и характером сложившихся в нем отношений.

 

Ценности и нормы, принимаемые  и вырабатываемые партнерами, определяют их поведение и характер процесса взаимодействия (кооперативный или  конкурентный). Основное различие между  кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области  его целей.

 

Кооперация предполагает, что каждый партнер (или микрогруппа) достигает своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели,т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

 

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров  или одной из микрогрупп исключает достижение ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту. По мнению одного из наиболее видных теоретиков конфликта М. Дойча, конфликты могут быть деструктивными и конструктивными.

 

Деструктивный конфликт приводит к разногласиям, к ухудшению взаимодействия, к его разрушению. Содержательная причина конфликта быстро отходит  на второй план, а на первом оказывается  переход «на личности».

 

Конструктивный конфликт чаще возникает тогда, когда столкновение происходит не из-за несовместимости  участников взаимодействия, а из-за различия точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такой  конфликт помогает всесторонне понять и рассмотреть проблему, открывает  возможности поисков компромисса, регулирования и разрешения конфликта, позволяет найти оптимальное  решение возникшей проблемы. После  завершения запланированной работы в коллективе проводится ее анализ. Анализ идет на собрании и предполагает обсуждение, в процессе которого коллектив  ищет ответы как минимум на вопросы: что было удачно, что не получилось и почему, что и как можно  было сделать лучше, что надо учесть на будущее?

 

Итоги анализа обычно подводит руководитель коллектива или другой ведущий, акцентируя внимание на общем  результате работы, на отношении членов коллектива к делу, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы, на уроках на будущее.

 

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической  и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности. Оптимальными периодами  подготовки к взаимодействию являются детство, отрочество, юность, когда  человек наиболее восприимчив к  обучению и обладает настоятельной  потребностью взаимодействовать с  окружающими. Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями.

 

Во-первых, в процессе организации  взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью  соответствующего инструктирования, осуществляемого  руководителем, о том, как целесообразно  и эффективно взаимодействовать  в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.

 

Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни  организации и первичных коллективов, которые предполагают взаимодействие.

 

В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично  включенных в жизнь организации.

 

Чему же в первую очередь  надо учить, и какие возможности  для этого предоставляет жизнедеятельность  организации?

 

У детей необходимо развивать  базу для речевого общения, которая  характеризуется наличием достаточного запаса слов, правильностью речи, логикой  в построении и изложении высказывания, способностью выделять из услышанного  основной смысл; правильностью постановки вопроса и т. д. Отсутствие подобной базы приводит к отсутствию уверенности, необходимой для свободного общения.

 

Также необходимо формировать  у учащихся социально ценные установки. Важно, чтобы они рассматривали  партнеров по взаимодействию как  цель, а не способ достичь собственного благополучия. У ребят необходимо вызвать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его  результату. Они должны понять, что  взаимодействие – это диалог, требующий  толерантности к идеям и к  мелким недостаткам партнера, умения слушать и понимать собеседника.

 

Наряду со свободным владением  речью и формированием определенных установок в сфере взаимодействия важно и развитие у детей, подростков, юношей коммуникативных умений.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики