История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 13:29, лекция

Описание работы

В XVIII в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине ХIХ в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке. Прогресс в промышленности и технике породил определенные проблемы в области общественных отношений. Миграция населения из деревень в города заставила людей адаптироваться к вновь создавшимся условиям. Стала увеличиваться преступность, так как созданные семьи не имели твердо устоявшихся моральных ценностей, число беспризорных и нищих росло с геометрической прогрессией. В Америку прибывали жители слабо развитых стран Европы

Работа содержит 1 файл

Соц.педагогика лекции.docx

— 204.16 Кб (Скачать)

 

Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства.

 

Задача диссоциального воспитания – присоединение и подготовка кадров, которые нужны для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.

 

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Воспитание в таких группах сводится к тому, чтобы добиться беспрекословного подчинения членов организации своему лидеру, образование ими твердых понятий, соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

 

В диссоциальном воспитании человек определен не как личность, а как индивид, как объект воздействия лидеров. Отношения между членами организации и лидерами имеют сугубо инструментально-деятельностный характер. Например, в ходе криминальных или экстремистских (в политических тоталитарных организациях) действий.

 

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать приведенные ниже.

 

Во-первых, основной род занятий  группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

 

Во-вторых, автократический  стиль руководства характеризуется  единоличным управлением лидера, который требует полного подчинения от членов группы или организации, постоянно  следит за жизнью и поведением каждого  рядового члена, в случае нарушения  установленных правил использует самые  жесткие меры.

 

В-третьих, в зависимости  от основного рода занятий группы или организации в ней развивается  специфическая субкультура (жаргон, эстетические пристрастия и т. д.), являющаяся эффективным средством  диссоциального воспитания.

 

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

 

1. Появление у человека  образа организации, очень привлекательного  для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных  особенностей, потребности войти  в нее и получить в ней  признание.

 

Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, не имеющих смысла жизни и т. д.

 

2. Присутствие человека  в жизнедеятельности организации,  освоение им ее норм, ценностей,  стиля взаимоотношений.

 

3. Удовлетворение потребностей  определенных классов людей в  антисоциальных формах, преображение ряда потребностей в антисоциальные.

ЛЕКЦИЯ № 10. Микросоциум

 

Определить рамки микросоциума иногда не представляется возможным. Микросоциум можно ограничивать двором, кварталом, микрорайоном.

 

Условно микросоциум – это конкретное определенное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах – микрорайон. Микросоциум – это функционирующая на определенной территории общность, содержащая в себе семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.

 

Непосредственное влияние  микросоциума на сам процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных или субъективных характеристик микросоциума.

 

Микросоциум обладает рядом характеристик.

 

Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село (или поселок) может быть более или менее изолированным и отдаленным от других поселений.

 

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке – компактная или разбросанная застройка; в городе – микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

 

От всех этих характеристик  зависит функциональная структура  пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп и т. д.

 

Немаловажной характеристикой  микросоциума надо считать демографическую, т. е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференциации; особенности половозрастного состава; состав семей.

 

Со стороны возможностей, которые имеются в микросоциуме для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура – наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и др.

 

Одной из главных характеристик  микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

 

Микроклимат можно определить уровнем образования жителей, соотношением жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, созданием криминогенных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и некоторых других организаций.

 

Эффективность и мера влияния  микросоциума на социализацию конкретного человека зависят от степени его включенности в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные различия. В деревне, поселке, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городе степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети и подростки основную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части молодежи, а более образованная в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

 

Микросоциум включает в себя комплекс взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).

 

Все эти характеристики воспитания дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии входящих в микросоциум индивидов, семей и различных реальных и предполагаемых групп населения.

 

В частности, надо изменять воспитательные возможности среды и школы  на базе самой школы. Могут быть и  другие варианты. Так, «центрами кристаллизации»  воспитательного пространства могут  стать внешкольные и культурно-просветительные  учреждения, спортивные, досуговые и оздоровительные центры. В ряде случаев воспитательное пространство микросоциума создается благодаря усилиям детских и юношеских самодеятельных, а также религиозных организаций.

 

Создание воспитательного  пространства является возможным, когда  в микросоциуме существует социально-педагогическая служба, располагающая собственным бюджетом, штатными работниками различного профиля (социальными педагогами и работниками, психологами, медиками, юристами и др.) и создающая при себе корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспитательного пространства целенаправленной, планомерной и системной. В идеале функции социально-педагогической службы микросоциума включают в себя:

 

1) диагностику ситуации  в микросоциуме, определение по ее результатам экстренных и среднесрочных необходимых действий; интеграцию воспитательных возможностей микросоциума (материальных, кадровых, содержательных);

 

2) развитие и создание  культурно-досуговой инфраструктуры;

 

3) стимулирование, поддержку  и развитие детских, молодежных  и взрослых инициатив по созданию  различных клубных объединений  и самодеятельных организаций;

 

4) улучшение экологической  ситуации, создание и развитие  условий для массовых занятий  спортом; адресную заботу о  физическом развитии, питании, медицинском  обслуживании и здоровом образе  жизни детей, подростков и юношей;

 

5) оказание психолого-педагогической, юридической, медико-психологической  помощи нуждающимся в ней;

 

6) психолого-педагогическую  помощь в профессиональной ориентации, адресную помощь в приобретении  и изменении профессии, в трудоустройстве,  в постановке на учет на  бирже труда;

 

7) работу с неблагополучными  семьями, помощь психологов, социальных  и медицинских работников подобным  семьям, а также опеку о детях  из таких семей;

 

8) профилактику и помощь  в преодолении конфликтов в  микросоциуме;

 

9) выявление старших, дурно  влияющих на младших, адресную  работу с ними; изучение и исправление  противоправного и саморазрушительного поведения;

 

10) социально-психологическую  помощь жителям, являющимся социально  ущербными, и бывшим заключенным.

 

Эффективность воспитания и  позитивность социализации в целом  отчасти зависят от того, удастся  или нет создать воспитательное пространство, и от того, сколь эффективно оно функционирует и развивается. Созданное и эффективно функционирующее  воспитательное пространство в большей  или меньшей степени интегрирует  в себе четыре выделенные выше составные  части социализации.

 

В рамках воспитательного  пространства во взаимодействии детей, подростков, юношей с общественными, государственными, религиозными и частными организациями частично происходит относительно направляемая социализация. Но указанное взаимодействие из чисто  функционально-ролевого может стать  более или менее эмоционально-межличностным, направленным на решение проблем  развития конкретных групп и отдельных  личностей.

 

В рамках воспитательного  пространства происходит самоизменение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность самоизменения конкретных людей становятся объектами педагогического влияния.

 

И, наконец, воспитательное пространство по определению является одной из сфер относительно социально контролируемой социализации – воспитания. Причем воспитание в данном случае приобретает  специфический характер интеграции институциональных и личностных ресурсов в целях эффективной  позитивной социализации детей, подростков, юношей.

 

Создание воспитательного  пространства микросоциума становится реальным, а его функционирование и развитие – эффективным и долговременным только в том случае, если большая часть жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реализовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личностные ресурсы.

ЛЕКЦИЯ № 11. Компьютер  и социализация

 

Компьютер – электронная  вычислительная машина, применяемая  для решения определенных математических задач с различным объемом  вычислений, основанная на использовании  электронных приборов и устройств для обработки разнообразной информации.

 

В последнее время компьютеры являются основой новых информационных технологий, применяющихся практически  во всех сферах человеческой деятельности и способствующих социализации своих  пользователей. Это связано с  интерактивным характером данных технологий. Современные персональные компьютеры и разработанное программное  обеспечение предоставляют широкие  познавательные возможности для  своих пользователей.

 

Источником познания является и Интернет, соединяющий в себе систему глобальной мультимедийной связи пользователей между собой и систему доступа к многочисленным банкам информации, распределенным в масштабах всего мира.

 

Это определяется тем, что, обладая  возможностью неограниченного доступа  к сетевой информации, пользователь может задаться целью освоить ту или иную область знания или расширить свой кругозор. Стимулирующим фактором стремления к самообразованию может послужить любознательность или, наоборот, обостренная рефлексия.

 

Интернет предоставляет  пользователю выбор, какая информация может быть ему полезна, а какая  – нет. Отсутствие внешних ограничений  на получение информации, вероятно, одно из самых привлекательных свойств  Интернета. В то же время бесконтрольность доступа к его ресурсам несет  в себе достаточно серьезную потенциальную  опасность для развития человека. В глобальной сети находится большое  количество ресурсов порнографического  содержания, которые демонстрируют  и пропагандируют различные формы  насилия. Особенно негативно это  сказывается на еще неокрепшем сознании подростков.

Информация о работе История возникновения социальной педагогики