2.
В физкультурно-оздоровительных
кружках- объединениях реализующих
дополнительное образование существует
особая организация жизнедеятельности
старших дошкольников. Данные объединения
носят во многом клубный характер. Клуб
- это место (пространство) свободного
общения, встреч, объединения по интересам,
самодеятельности и самоорганизации,
активного общественного участия в решении
индивидуальных и коллективных проблем.
Прежде всего, клуб - сообщество и способ
самоорганизации интересов в групповые
и поддержки друг друга в решении собственных
проблем его членами, в том числе проблем
взросления. Клубная форма наиболее адекватна
возрастным особенностям дошкольников
и учитывает естественную потребность
к самовыражению, самоорганизации и самоопределению.
В отличие от других учреждений системы
образования, например ДОУ, клуб - неформальная
система, не ограниченная рамками жестких
норм, устоявшихся ролей, позициями «надо»
и «должен». Поэтому основой клубных программ
является свободное межличностное и групповое
общение дошкольников и взрослых, в процессе
которого рождается интерес, коллективное
дело, определенные коллективно выработанные
нормы, правила организации жизни, разделение
ответственности и компетентности. Доверие,
самостоятельность в выработке норм жизнедеятельности,
возможность самоконтроля, основанное
на добровольности участие в коллективной
деятельности, в том числе соревновательного
характера позволяет формировать у дошкольников
целеустремленность, внутреннюю дисциплинированность,
умение подчиняться коллективным нормам
и регламентам.
3.
В физкультурно-оздоровительной
деятельности используются специфические
организационные формы, в том
числе учебно-тренировочные занятия
и соревнования, позволяющие воспитывать
целеустремленность. Педагог должен тщательно
планировать тренировки еще до того, как
он встретится с группой на площадке или
в зале. В этом планировании должны быть
отражены индивидуальные особенности
и потребности дошкольников, сезон, в течение
которого предполагается тренироваться,
а также характер предстоящих соревнований.
Путем исследований и наблюдений было
замечено, что лучшие тренеры обычно планируют
свои тренировки до мельчайших деталей,
выделяя определенное время на различные
упражнения, взаимодействия и т.п. Составление
точного и продуманного плана является
не только важной частью работы тренера,
но и задает определенный ритм работы
дошкольникам. Независимо от вида спорта,
при разработке тренировочных планов
необходимо учитывать определенные общие
требования. В тренировке должна быть
предусмотрена как физическая, так и психологическая
разминка для подготовки к последующей
более напряженной работе. В это время
дошкольник может разминаться самостоятельно,
общаться с товарищами по команде и привыкать
к социальным и физическим условиям, в
которых ему предстоит работать. До начала
предполагаемой тренировки педагог должен
информировать дошкольников о ее интенсивности
и длительности. Когда ребят дезинформируют
или вообще ничего не говорят о предстоящей
работе, то в самом начале тренировки их
усилия и старания будут, скорее всего,
минимальными. В этом случае они мысленно
настраиваются на самую легкую или тяжелую
работу, что отрицательно скажется на
результативности тренировки. Определение
интенсивности и предполагаемого результата
может идти и с учетом мнения ребят. Время,
отводимое на целостные действия (например,
в индивидуальных видах спорта) или игровые
взаимодействия и отдельные упражнения
на занятиях, должно быть сбалансировано.
На занятии, состоящем почти полностью
из командных действий, остается мало
времени для работы над отдельными элементами
целостных действий и навыков. С другой
стороны, если на занятии используется
слишком много упражнений, то это затрудняет
ребенку восприятие целостного действия
и может привести к тому, что он будет сосредоточивать
свое внимание лишь на отдельных частях
его. Упражнения напоминают общую, например
игровую, ситуацию, но во многом и значительно
отличаются от нее. Отдельные упражнения
обычно не готовят дошкольников к проявлению
усилий в целостном движении или действии.
Однако включение отдельных упражнений
в тренировки позволяет не только работать
над совершенствованием навыков и умений
или решать специфические задачи, но и
вносить известное разнообразие в работу.
Требования педагога выполнить все предлагаемые
упражнения, довести занятие до конца,
добиться определенного результата при
определенной сложности и усталости воспитывают
волевые качества, целеустремленность.
- Физкультурно-оздоровительная
деятельность как особый вид активности,
целенаправленна не только на оздоровление,
но и на достижение личных результатов.
Опрос детей занимающихся в учреждении
занимающихся в кружке дополнительного
образования спортивной направленности
показал, что участие в соревнованиях
и личные достижения являются значимыми
причинами их прихода в подобные учреждения.
Педагогу важно обращать внимание на выстраивание
перспектив занятий физкультурно-оздоровительной
деятельностью для старшего дошкольника.
Ребенок должен реально увидеть возможности
улучшения своих личных результатов в
ходе тренировки. Большое значение имеет
здесь пример других участников детского
объединения.
- Особые возможности
для воспитания целеустремленности имеет
специфическое организационное оформление
спортивных сообществ, позволяющее чувствовать
себя членом команды, стремиться к достижению
командных целей. В командах, так же как
и у отдельных людей, имеется потребность
в достижении, перед ними ставятся цели,
которые после их достижения, превышения
или невыполнения формируют групповой
уровень притязаний на будущее, а, следовательно,
групповую целеустремленность. Чувствуя
себя членом команды, которой необходимо
одержать побуду в соревнованиях, дошкольник
как правило не только принимает командные
цели, но и особенно настойчиво стремиться
к их выполнению. Особое значение при этом
имеет роль педагога, который вместе с
командой выстраивает стратегию действий,
определяет место каждого члена в команде.
Это позволяет старшему дошкольнику осознавать
процесс целеполагания, выбора путей достижения
цели и принятия решения. Действия команды
и отдельных ее участников на соревнованиях
не только контролируются воспитателем,
но и оцениваются дошкольниками самостоятельно.
Они учатся не только переживать за действия
команды, но и эмоционально поддерживать
своих товарищей, что является немаловажным
для развития целеустремленности.
6.
В каждом детском объединении
физкультурно-оздоровительной направленности
возникает своеобразная субкультура.
Можно наблюдать особый стиль
взаимоотношений среди детей
и взрослых, можно слышать особые
«жаргонные» слова, характерные
для данного вида спорта, у
команды появляются особые атрибуты,
форма. Все это делает каждый
коллектив неповторимым. Поскольку
носителем субкультуры является
педагог, он может влиять на
субкультуру, изменяя ее в зависимости
от целей деятельности.
В
детском объединении складывается
свод правил поведения, регулирующий взаимоотношения
детей и взрослых. Эти правила
могут быть привнесены педагогами или
выработаны коллективно взрослыми
и детьми. Обсуждение и принятие
правил еще не означает, что все
эти правила будут безукоснительно
соблюдаться. Взрослому необходимо
особое внимание уделять контролю за
выполнением правил и предъявлять
достаточно жесткие требования к дошкольникам.
Это связано во многом с особыми условиями
физкультурно-оздоровительной деятельности,
с требованиями техники безопасности.
Наличие субкультуры педагогических и
детских коллективов, их нацеленность
на победу, позволяет формировать целеустремленность
как качество личности;
7.
Эмоциональная насыщенность физкультурно-оздоровительной
деятельности, позволяет проживать
и переживать ситуации успеха
и неуспеха. Дошкольники в силу
возрастных особенностей переживают
подобные ситуации очень сильно.
Они не умеют сдерживать проявления
своих чувств. Могут принять необдуманное
решение. Педагогу важно учить
дошкольника в любой ситуации,
не зависимо от переживаний,
принимать решение и продолжать
движение к намеченной цели. Полученный
в ходе подобных переживаний
опыт оказывает положительное
влияние на воспитание целеустремленности.
Несмотря
на то, что занятия физической культуры
обладают большими потенциалами для воспитания
и развития личности, занятия спортом,
физические упражнения не входят, по признанию
многих исследователей, в сферу приоритетов
современных дошкольников: только небольшое
число дошкольников занимаются в каких-то
спортивных секциях [158]. С одной стороны,
причиной этому могут быть материальные
затруднения, которые не позволяют дошкольнику
заниматься в этих секциях и кружках, а
другой стороны, в стране еще пока в недостаточной
мере культивируется идея здорового образа
жизни.
Занятия
строятся с учетом следующих этапов и
требований:
- Объяснение
- каждый дошкольник осваивает упражнение
(элемент) с целью подготовки к соревнованиям,
повышения уровня своего мастерства, а
так же для дальнейшего применения знаний,
умений и навыков в жизни.
- Практика
- отработка умений выполнить подход (действие:
подготовка, настрой, исходное положение,
выполнение, конечное положение, проверка,
восстановление, уборка), в том числе подход
на оценку (т.е. показать тренеру освоенное
движение, получив за это качественную
оценку). Выполнение модельных (как на
соревнованиях) и контрольных упражнений.
- Отработка
умений выполнить предварительные, подготовительные
и подводящие упражнения с целью дальнейшего
успешного освоения более сложных элементов.
Умение выполнить контрольный подход,
т.е. самостоятельно выполнив движение
оценить самого себя. Умение выявить, что
нужно изменить в освоении движения, в
собственных качествах, в подготовке,
и принять решение для этих изменений.
- Педагог подбирает
движения и упражнения, которые выполнимы
ребенком, но требуют приложения усилий
для развития качеств, необходимых для
выполнения более сложного элемента. Движения
подбираются индивидуально для каждого
ребенка, в зависимости от его способностей,
тем самым достигается доступность в занятии
и заинтересованность дошкольников в
освоении программы.
- Педагог планирует
занятия таким образом, чтобы ребенок
осваивал движения от простого к сложному,
постепенно усложняя задачи.
Особое
значение для воспитания целеустремленности
у старших дошкольников имеют
спортивные сборы. Воспитание целеустремленности
на спортивных сборах осуществляется
в более практической форме:
-выполняется
конкретный путь от отдельно
взятого движения к соревнованиям,
т.е. каждый день дошкольник
выполняет отдельные движения, связки
из элементов, комбинации, подходы,
думая о том, что от правильно
выполненного одного движения
зависит дальнейший успех. Также
во время спортивных сборов
более часто проводятся модельные
и контрольные занятия;
-с
целью создания условий для
осознания собственных целей
в физкультурно-оздоровительной
деятельности во время сборов
дошкольники осуществляют инструкторскую
(проводят самостоятельно общие
разминки, выполняя функции тренера)
и судейскую (самостоятельно оценивают
упражнения друг друга, выявляя ошибки,
недочеты, тем самым, корректируя собственную
подготовку) практику;
-
умение прогнозировать, контролировать
и корректировать свою подготовку
в выполнении домашних заданий,
которые включают в себя написание
плана подготовки в целом на
период до соревнований, на одно
занятие в частности и на
отдельно взятое движение, занесение
в таблицы каждодневных результатов,
их сравнение, анализирование
и в соответствие с выводами
изменение в выполнении движений,
в подготовке, в построении комбинаций;
- во время
спортивных сборов дошкольником выполняется
план подготовки в зависимости от его
способностей, качеств, но соответствующий
программе, правилам соревнований.
- во время
спортивных сборов строго соблюдается
последовательность подготовки: занятие
- контрольное занятие - модельное занятие
- контрольные соревнования - отборочные
соревнования - основные соревнования.
Если ребенок не выполняет хотя бы один
из этапов, он не сможет успешно выступить
на соревнованиях. Занять высокое место
и получить приз.
В
работе мы опираемся на понимание
воспитывающей среды как совокупности
окружающих ребенка обстоятельств,
социально ценностных, влияющих на
его личностное развитие и содействующих
его вхождению в современную
культуру. Воспитывающая среда включает
в себя предметно пространственное,
поведенческое, событийное и информационное
окружение.
Педагогический
коллектив формирует среду с
одной стороны максимально приближенную
к деятельности спортивных команд,
с другой, обладающую возможностями
воспитательного влияния на старших
дошкольников. Такая среда способствует
воспитанию целеустремленности как
качества личности у старшего дошкольника.
Предметно-пространственная
среда спортивных сооружений предъявляет
к дошкольнику требования, которые
он должен выполнять, в то же время,
предоставляя ему возможность вести
себя более свободно и активно. Это
способствует развитию волевых качеств
личности, так как ребенок должен
преодолевать противоречие между стремлением
к активности и подчинением требованиям
предметно-пространственного окружения.
Спортивное содержание деятельности,
стремление к личным достижениям, соревновательность,
командный дух оказывают значительное
влияние на поведенческую среду,
а, следовательно, на воспитание целеустремленности.
Информационная среда связана с
возможностью получения ребенком сведений,
по определенному виду спорта, поддержанию
здорового образа жизни, знания, которые
стимулируют саморазвитие и самовоспитание
целеустремленности, других волевых
качеств личности.[75]
Событийность
воспитывающей среды обеспечивается
эмоциональной значимостью для
старшего дошкольника его участия
в тренировках, соревнованиях, возможности
личных достижений.
Конструирование
воспитывающей среды образовательного
учреждения обеспечивает воспитание целеустремленности
как качества личности у старших
дошкольников. Решающую роль при этом
играет направленность педагогического
коллектива учреждения дополнительного
образования на воспитание целеустремленности
у старших дошкольников.
Для
мотивации, формирования знаний и умений,
а, следовательно, создания ситуации успеха
в физкультурно-оздоровительной
деятельности педагог может использовать
«авансирование похвалой», информирование
о предстоящей физкультурной
деятельности, ее привлекательности, возможностях
изменения себя в этой деятельности,
теоретическое обучение основам
выполнения различных упражнений, информирование
дошкольников о нормативах, возможных
достижениях, объяснение нового опирающееся
на имеющийся у дошкольников опыт,
демонстрацию с участием наиболее подготовленных
детей, разбор выполненного ребенком упражнения
с акцентированием внимания на положительном,
соревнование, игру, поощрение, эмоциональную
поддержку.