Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     2. В физкультурно-оздоровительных  кружках- объединениях реализующих дополнительное образование существует особая организация жизнедеятельности старших дошкольников. Данные объединения носят во многом клубный характер. Клуб - это место (пространство) свободного общения, встреч, объединения по интересам, самодеятельности и самоорганизации, активного общественного участия в решении индивидуальных и коллективных проблем. Прежде всего, клуб - сообщество и способ самоорганизации интересов в групповые и поддержки друг друга в решении собственных проблем его членами, в том числе проблем взросления. Клубная форма наиболее адекватна возрастным особенностям дошкольников и учитывает естественную потребность к самовыражению, самоорганизации и самоопределению. В отличие от других учреждений системы образования, например ДОУ, клуб - неформальная система, не ограниченная рамками жестких норм, устоявшихся ролей, позициями «надо» и «должен». Поэтому основой клубных программ является свободное межличностное и групповое общение дошкольников и взрослых, в процессе которого рождается интерес, коллективное дело, определенные коллективно выработанные нормы, правила организации жизни, разделение ответственности и компетентности. Доверие, самостоятельность в выработке норм жизнедеятельности, возможность самоконтроля, основанное на добровольности участие в коллективной деятельности, в том числе соревновательного характера позволяет формировать у дошкольников целеустремленность, внутреннюю дисциплинированность, умение подчиняться коллективным нормам и регламентам.

     3. В физкультурно-оздоровительной  деятельности используются специфические  организационные формы, в том  числе учебно-тренировочные занятия  и соревнования, позволяющие воспитывать целеустремленность. Педагог должен тщательно планировать тренировки еще до того, как он встретится с группой на площадке или в зале. В этом планировании должны быть отражены индивидуальные особенности и потребности дошкольников, сезон, в течение которого предполагается тренироваться, а также характер предстоящих соревнований. Путем исследований и наблюдений было замечено, что лучшие тренеры обычно планируют свои тренировки до мельчайших деталей, выделяя определенное время на различные упражнения, взаимодействия и т.п. Составление точного и продуманного плана является не только важной частью работы тренера, но и задает определенный ритм работы дошкольникам. Независимо от вида спорта, при разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные общие требования. В тренировке должна быть предусмотрена как физическая, так и психологическая разминка для подготовки к последующей более напряженной работе. В это время дошкольник может разминаться самостоятельно, общаться с товарищами по команде и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать. До начала предполагаемой тренировки педагог должен информировать дошкольников о ее интенсивности и длительности. Когда ребят дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут, скорее всего, минимальными. В этом случае они мысленно настраиваются на самую легкую или тяжелую работу, что отрицательно скажется на результативности тренировки. Определение интенсивности и предполагаемого результата может идти и с учетом мнения ребят. Время, отводимое на целостные действия (например, в индивидуальных видах спорта) или игровые взаимодействия и отдельные упражнения на занятиях, должно быть сбалансировано. На занятии, состоящем почти полностью из командных действий, остается мало времени для работы над отдельными элементами целостных действий и навыков. С другой стороны, если на занятии используется слишком много упражнений, то это затрудняет ребенку восприятие целостного действия и может привести к тому, что он будет сосредоточивать свое внимание лишь на отдельных частях его. Упражнения напоминают общую, например игровую, ситуацию, но во многом и значительно отличаются от нее. Отдельные упражнения обычно не готовят дошкольников к проявлению усилий в целостном движении или действии. Однако включение отдельных упражнений в тренировки позволяет не только работать над совершенствованием навыков и умений или решать специфические задачи, но и вносить известное разнообразие в работу. Требования педагога выполнить все предлагаемые упражнения, довести занятие до конца, добиться определенного результата при определенной сложности и усталости воспитывают волевые качества, целеустремленность.

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность как особый вид активности, целенаправленна не только на оздоровление, но и на достижение личных результатов. Опрос детей занимающихся в учреждении занимающихся в кружке дополнительного образования спортивной направленности показал, что участие в соревнованиях и личные достижения являются значимыми причинами их прихода в подобные учреждения. Педагогу важно обращать внимание на выстраивание перспектив занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью для старшего дошкольника. Ребенок должен реально увидеть возможности улучшения своих личных результатов в ходе тренировки. Большое значение имеет здесь пример других участников детского объединения.
  2. Особые возможности для воспитания целеустремленности имеет специфическое организационное оформление спортивных сообществ, позволяющее чувствовать себя членом команды, стремиться к достижению командных целей. В командах, так же как и у отдельных людей, имеется потребность в достижении, перед ними ставятся цели, которые после их достижения, превышения или невыполнения формируют групповой уровень притязаний на будущее, а, следовательно, групповую целеустремленность. Чувствуя себя членом команды, которой необходимо одержать побуду в соревнованиях, дошкольник как правило не только принимает командные цели, но и особенно настойчиво стремиться к их выполнению. Особое значение при этом имеет роль педагога, который вместе с командой выстраивает стратегию действий, определяет место каждого члена в команде. Это позволяет старшему дошкольнику осознавать процесс целеполагания, выбора путей достижения цели и принятия решения. Действия команды и отдельных ее участников на соревнованиях не только контролируются воспитателем, но и оцениваются дошкольниками самостоятельно. Они учатся не только переживать за действия команды, но и эмоционально поддерживать своих товарищей, что является немаловажным для развития целеустремленности.

     6. В каждом детском объединении  физкультурно-оздоровительной направленности  возникает своеобразная субкультура.  Можно наблюдать особый стиль  взаимоотношений среди детей  и взрослых, можно слышать особые  «жаргонные» слова, характерные  для данного вида спорта, у  команды появляются особые атрибуты, форма. Все это делает каждый  коллектив неповторимым. Поскольку  носителем субкультуры является  педагог, он может влиять на  субкультуру, изменяя ее в зависимости  от целей деятельности.

     В детском объединении складывается свод правил поведения, регулирующий взаимоотношения  детей и взрослых. Эти правила  могут быть привнесены педагогами или  выработаны коллективно взрослыми  и детьми. Обсуждение и принятие правил еще не означает, что все  эти правила будут безукоснительно  соблюдаться. Взрослому необходимо особое внимание уделять контролю за выполнением правил и предъявлять  достаточно жесткие требования к дошкольникам. Это связано во многом с особыми условиями физкультурно-оздоровительной деятельности, с требованиями техники безопасности. Наличие субкультуры педагогических и детских коллективов, их нацеленность на победу, позволяет формировать целеустремленность как качество личности;

     7. Эмоциональная насыщенность физкультурно-оздоровительной  деятельности, позволяет проживать  и переживать ситуации успеха  и неуспеха. Дошкольники в силу  возрастных особенностей переживают  подобные ситуации очень сильно. Они не умеют сдерживать проявления  своих чувств. Могут принять необдуманное  решение. Педагогу важно учить  дошкольника в любой ситуации, не зависимо от переживаний,  принимать решение и продолжать  движение к намеченной цели. Полученный  в ходе подобных переживаний  опыт оказывает положительное  влияние на воспитание целеустремленности.

     Несмотря  на то, что занятия физической культуры обладают большими потенциалами для воспитания и развития личности, занятия спортом, физические упражнения не входят, по признанию многих исследователей, в сферу приоритетов современных дошкольников: только небольшое число дошкольников занимаются в каких-то спортивных секциях [158]. С одной стороны, причиной этому могут быть материальные затруднения, которые не позволяют дошкольнику заниматься в этих секциях и кружках, а другой стороны, в стране еще пока в недостаточной мере культивируется идея здорового образа жизни.

     Занятия строятся с учетом следующих этапов и требований:

    1. Объяснение - каждый дошкольник осваивает упражнение (элемент) с целью подготовки к соревнованиям, повышения уровня своего мастерства, а так же для дальнейшего применения знаний, умений и навыков в жизни.
    2. Практика - отработка умений выполнить подход (действие: подготовка, настрой, исходное положение, выполнение, конечное положение, проверка, восстановление, уборка), в том числе подход на оценку (т.е. показать тренеру освоенное движение, получив за это качественную оценку). Выполнение модельных (как на соревнованиях) и контрольных упражнений.
    3. Отработка умений выполнить предварительные, подготовительные и подводящие упражнения с целью дальнейшего успешного освоения более сложных элементов. Умение выполнить контрольный подход, т.е. самостоятельно выполнив движение оценить самого себя. Умение выявить, что нужно изменить в освоении движения, в собственных качествах, в подготовке, и принять решение для этих изменений.
    4. Педагог подбирает движения и упражнения, которые выполнимы ребенком, но требуют приложения усилий для развития качеств, необходимых для выполнения более сложного элемента. Движения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от его способностей, тем самым достигается доступность в занятии и заинтересованность дошкольников в освоении программы.
    5. Педагог планирует занятия таким образом, чтобы ребенок осваивал движения от простого к сложному, постепенно усложняя задачи.

     Особое  значение для воспитания целеустремленности у старших дошкольников имеют  спортивные сборы. Воспитание целеустремленности на спортивных сборах осуществляется в более практической форме:

     -выполняется  конкретный путь от отдельно  взятого движения к соревнованиям,  т.е. каждый день дошкольник  выполняет отдельные движения, связки  из элементов, комбинации, подходы,  думая о том, что от правильно  выполненного одного движения  зависит дальнейший успех. Также  во время спортивных сборов  более часто проводятся модельные  и контрольные занятия;

     -с  целью создания условий для  осознания собственных целей  в физкультурно-оздоровительной  деятельности во время сборов  дошкольники осуществляют инструкторскую (проводят самостоятельно общие  разминки, выполняя функции тренера)  и судейскую (самостоятельно оценивают  упражнения друг друга, выявляя ошибки, недочеты, тем самым, корректируя собственную подготовку) практику;

     - умение прогнозировать, контролировать  и корректировать свою подготовку  в выполнении домашних заданий,  которые включают в себя написание  плана подготовки в целом на  период до соревнований, на одно  занятие в частности и на  отдельно взятое движение, занесение  в таблицы каждодневных результатов,  их сравнение, анализирование  и в соответствие с выводами  изменение в выполнении движений, в подготовке, в построении комбинаций;

  • во время спортивных сборов дошкольником выполняется план подготовки в зависимости от его способностей, качеств, но соответствующий программе, правилам соревнований.
  • во время спортивных сборов строго соблюдается последовательность подготовки: занятие - контрольное занятие - модельное занятие - контрольные соревнования - отборочные соревнования - основные соревнования. Если ребенок не выполняет хотя бы один из этапов, он не сможет успешно выступить на соревнованиях. Занять высокое место и получить приз.

     В работе мы опираемся на понимание  воспитывающей среды как совокупности окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих  его вхождению в современную  культуру. Воспитывающая среда включает в себя предметно пространственное, поведенческое, событийное и информационное окружение.

     Педагогический  коллектив формирует среду с  одной стороны максимально приближенную к деятельности спортивных команд, с другой, обладающую возможностями  воспитательного влияния на старших  дошкольников. Такая среда способствует воспитанию целеустремленности как  качества личности у старшего дошкольника.

     Предметно-пространственная среда спортивных сооружений предъявляет  к дошкольнику требования, которые  он должен выполнять, в то же время, предоставляя ему возможность вести  себя более свободно и активно. Это  способствует развитию волевых качеств  личности, так как ребенок должен преодолевать противоречие между стремлением  к активности и подчинением требованиям  предметно-пространственного окружения. Спортивное содержание деятельности, стремление к личным достижениям, соревновательность, командный дух оказывают значительное влияние на поведенческую среду, а, следовательно, на воспитание целеустремленности. Информационная среда связана с  возможностью получения ребенком сведений, по определенному виду спорта, поддержанию  здорового образа жизни, знания, которые  стимулируют саморазвитие и самовоспитание целеустремленности, других волевых  качеств личности.[75]

     Событийность  воспитывающей среды обеспечивается эмоциональной значимостью для  старшего дошкольника его участия  в тренировках, соревнованиях, возможности  личных достижений.

     Конструирование воспитывающей среды образовательного учреждения обеспечивает воспитание целеустремленности как качества личности у старших  дошкольников. Решающую роль при этом играет направленность педагогического  коллектива учреждения дополнительного  образования на воспитание целеустремленности у старших дошкольников.

     Для мотивации, формирования знаний и умений, а, следовательно, создания ситуации успеха в физкультурно-оздоровительной  деятельности педагог может использовать «авансирование похвалой», информирование о предстоящей физкультурной  деятельности, ее привлекательности, возможностях изменения себя в этой деятельности, теоретическое обучение основам  выполнения различных упражнений, информирование дошкольников о нормативах, возможных  достижениях, объяснение нового опирающееся  на имеющийся у дошкольников опыт, демонстрацию с участием наиболее подготовленных детей, разбор выполненного ребенком упражнения с акцентированием внимания на положительном, соревнование, игру, поощрение, эмоциональную поддержку.

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности