Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.[65]
Удержание и достижение цели зависит от ряда условий. Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры.
Во-вторых,
от успехов и неудач в деятельности.
Ведь результат - это наглядное подкрепление
волевого действия. В 3-4 года успехи и
неудачи не влияют на волевое действие
ребенка. Средние дошкольники переживают
успех или неуспех в своей
деятельности. Неудачи влияют на нее
отрицательно и не стимулируют настойчивость.
А успех всегда влияет положительно.
Более сложное соотношение
В-третьих, от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата.
В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности (Н.И.Непомнящая). (Так, изготовление ковриков из бумаги было более успешным, когда взрослый или другие дети предъявляли требования к этим подаркам от имени лиц, которым подарки предназначались.)
В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель. (Я.З.Неверович, изучая влияние разных мотивов на деятельность дошкольников, показала, что она была более активной, когда дети изготовляли флажок для малышей, а салфетку для мамы. Если ситуация менялась (салфетка предназначалась для малышей, а флажок для мамы), ребята очень часто не доводили дело до конца, постоянно отвлекались. Они не понимали, зачем маме нужен флажок, а малышам - салфетка.) Постепенно дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, которые становятся произвольными. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой (А.Н.Леонтьев, Е.О.Смирнова). Развитие произвольности происходит в разных сферах психики, в разных видах деятельности дошкольника.
У
дошкольника впервые овладение
движениями становится целью деятельности.
Постепенно они превращаются в управляемые,
подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного
образа. Ребенок сознательно пытается
воспроизвести характерные
Механизм
управления собой строится по типу
управления внешними предметными действиями
и движениями. Задача сохранить неподвижную
позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет
управление своим поведением осуществляется
под контролем зрения. Поэтому
ребенок легко отвлекается на
внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники
применяют некоторые приемы, чтобы
не отвлекаться. Управление своим поведением
осуществляется ими под контролем
двигательных ощущений. Управление собой
приобретает черты
В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь (З.М.Истомина, Н.Г.Агеносова, А.В.Запорожец и др.).
К 6-7 годам складывается произвольность в сфере общения со взрослым (Е.Е.Кравцова).
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Дети могут удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.
Осознанность и опосредованность - это главные характеристики произвольности.
Осознание
собственных действий позволяет
дошкольнику управлять своим
поведением, преодолеть его импульсивность.
Дошкольники часто не отдают себе
отчета в том, что именно и как
они делают. Собственные действия
проходят мимо их сознания. Ребенок
находится внутри предметной ситуации
и не может ответить на вопрос, что
он делал, во что играл, как и почему.
Чтобы «отойти от себя», увидеть,
что, как и зачем он делает, ребенку
нужна точка опоры, выходящая
за пределы конкретно
В дошкольном возрасте ребенку нужна внешняя опора для регуляции своего поведения.
Внешней опорой, которая помогает ребенку управлять своим поведением, является выполнение роли в игре. В этой деятельности правила как бы относятся к дошкольнику не прямо, а через роль. Образ взрослого мотивирует действия ребенка и помогает их осознать. Поэтому дошкольники достаточно легко выполняют правила в сюжетно-ролевой игре, хотя могут нарушать их в жизни.
У старшего дошкольника опорой в регуляции своего поведения и деятельности является образ себя во времени (что хотел сделать, что делаю или сделал, что буду делать).
Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения (С.Н.Рубцова). В 4 года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам он понимает взаимообусловленность разных компонентов деятельности. Ребенок выделяет не только цели и объекты, но и способы действия с ними. К 6 годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка (Г.Г.Кравцов и др.). Он не только выполняет указания воспитателя: «Иди мыть руки», «Убирай игрушки», «Нарисуй кошку», но и сам выступает источником, инициатором целей: «Пойдем, поиграем в кукольном уголке», «А давайте хоровод водить». То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Ведь часто ребенок, мотивирующий необходимость следовать нравственной норме ссылкой на требование взрослого, легко ее нарушает в самостоятельной деятельности, при отсутствии внешнего контроля. В таком случае можно говорить о несформированности внутреннего механизма регуляции своих действий. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт. Так, если дети могут представить, как обрадуется мама изготовляемому подарку, то легче довести работу до конца.
В
дошкольном возрасте, на основе самооценки
и самоконтроля, возникает саморегуляция
собственной деятельности. Первые предпосылки
контроля за своим поведением возникают
у преддошкольника и вызваны
стремлением к
На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.
В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.
Подчеркнем, что даже у детей старшего дошкольного возраста без непосредственного руководства взрослого может отсутствовать потребность в самоконтроле.
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое доставляет ему его дела, будь то игра или занятие физкультуры, по мере накопления им знаний об окружающем , цели ребенка становятся более богаче.
Со слов Р.М. Геворкян, развитие целеустремленности у детей дошкольного возраста связано с развитием личности ребенка: его мышления, воображения, моральных качеств и особенно эмоций, а кроме того, зависит от отношения играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой. Если тема осознана, связана с воображением, мечтами ребенка, то целеустремленность проявляется ярче.
При воспитании целеустремленности необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в его мотивах (у одного — подражание на основе заинтересованности, у другого — сознательный интерес и т.д.), в верности поставленной цели, в творческих поисках, в стремлении к преодолению затруднений, умении согласовывать свой замысел с замыслами товарищей, а также отстоять свое предложение, в степени заинтересованности в игре, развития воображения. [29]
Таким образом, укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:
-
у детей формируются
-
развивается способность к
- складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми;
-целеустремленность-
это одно из основных и
-воспитание
целеустремленности –
Главная задача физического воспитания в детском саду — обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно — от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста.
Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.
Вместе, с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма.
Таким образом, в методике физического воспитания детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности - активности, наглядности, доступности, индивидуальных возможностей детей, систематичности, степенности повышения требований1