Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного  возраста 7

1.1. Воспитание целеустремленности  как психолого-педагогические  проблемы 7

1.2. Исследование проблемы  воспитания целеустремленности  у детей старшего  дошкольного возраста  в дошкольной педагогике 18

1.3. Особенности воспитания  целеустремленности  и настойчивости  на занятиях физической  культуры 29

Вывод по 1 главе 48

ГЛАВА 2. Экспериментальное  исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей  старшего дошкольного  возраста 50

2.1. Методы исследования  уровня сформированности  целеустремленности  у детей старшего  дошкольного возраста 50

2.2. Методика воспитания  целеустремленности  у дошкольников  на физкультурных  занятиях 54

Вывод по 2 главе 63

Заключение 65

Список  использованной литературы 68

Приложение 1 76

Приложение 2 78

Приложение 3 82

 

Введение

 

     Актуальность  исследования. Волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Воля неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

     К старшему дошкольному возрасту у  ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности  эмоциональной и волевой жизни  детей старшего дошкольного возраста.

     Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный  уровень произвольной регуляции  эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно  переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и  цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

     Воля  относится к ключевым проблемам  развития личности определяющим самостоятельность  и ответственность дошкольника  за востребованность в будущем. Сегодня  физическое воспитание направлено в  первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.

     Актуальные  проблемы, а именно проблемы воспитания волевых качеств у детей в  современных дошкольных заведениях и семье предопределяет выбор  темы " Воспитание целеустремленности у детей старшего дошкольного  возраста на занятиях физической культуры ".

     Целеустремленность - это волевое качество, которое  позволяет личности планомерно и  сосредоточенно действовать, стремясь к достижению цели. Ф. Н. Гоноболин, В. А. Селиванов, А. Ц. Пуни и другие авторы считают, что волевые качества, в  том числе целеустремленность личности формируются в процессе различных  видов деятельности, причем специфическими для этого методами. Физкультурно-оздоровительная  деятельность не является исключением. Однако проблема развития целеустремленности в физкультурно-оздоровительной  деятельности недостаточно разработана  в педагогической науке.

     Актуальность  поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей  в совершенствовании уже имеющихся  подходов психолого-педагогического  воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и  организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных  и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально  построенных и действенных педагогических технологий.

     Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации  деятельности дошкольников в целях  формирования целеустремленности.

     Объект  исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.

     Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить уровень разработанности  данной проблемы в психолого-педагогической  литературе.

     2. Определить сущность понятия  "волевые качества". Дать характеристику  игровой деятельности;

     3. Определить методы и приемы  организации игровой деятельности  с целью формирования волевых  качеств дошкольников.

     4. Предложить систему игр и игровых  приемов в целях формирования  волевых качеств дошкольников.

     5. Проверить педагогическую эффективность  предлагаемой системы работы.

     Гипотеза  исследования: занятия физической культуры способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ, если будет сконструирована воспитывающая среда образовательного учреждения, обеспечивающая воспитание целеустремленности как качества личности; если обеспечено педагогическое сопровождение воспитания целеустремленности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

     Методами  решения исследовательских задач явились теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, изучение педагогической и медицинской документации, сравнение, обобщение и синтез полученных данных, моделирование и проектирование, непосредственное наблюдение, анкетирование, контрольные испытания, опытная работа с качественной обработкой ее результатовТеоретико-методологической основой исследования являются: концепция деятельностного подхода в формировании личности (А. Н. Леонтьев), идеи личностно-ориентированной педагогики (Е. В. Бонда- ревская, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, В. В. Сериков, Ю. И. Турчанинова. И. С. Якиманская и другие); совокупность научных идей о развитии у детей осознанности и произвольности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова, Г. А. Урунтаева, Д. Б. Элько- нин); совокупность теоретических положений о развитии у детей волевой регуляции и волевых качеств личности (Б. Г. Ананьев, А. В. Быков, К. Я. Вазина, В. К. Котырло, А. Н. Леонтьев, Н. И. Непомнящая, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шульга); общие теоретические положения о взаимосвязи воспитания и физической культуры (Б. Г. Ананьев, В. Г. Афанасьев, Б. А. Ашмарин, С. Г. Вершловский, А. П. Матвеев, Л. П. Матвеев, С. Б.Мельников, П. Н. Осипов); труды ученых, обращенные к проблеме оздоровительного и воспитательного значения физической культуры (В. К. Бальсевич, Э. Г. Булич, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров).

     Экспериментальная база исследования: муниципальные дошкольное образовательное учреждении реализующее дополнительное образование детей спортивной направленности в с.Нялинское Ханты-Мансийского Автаномного округа-Югры .В эксперименте в течение одного года участвовало 29детей.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста

1.1. Воспитание целеустремленности  как психолого-педагогические  проблемы

 

     Рассматривая  процесс становления и развития целеустремленности у старших дошкольников необходимо обратиться к понятию личность. Это связано с тем, что целеустремленность является одним из волевых проявлений, а воля структурный компонент личности. Развитие волевых качеств, в том числе целеустремленности неразрывно связано с развитием личности в целом. Именно воля выполняет функцию регулирования и активизации психической деятельности человека. Личность, обладающая целеустремленностью, другими волевыми качествами, можно назвать субъектом собственной жизни. Субъект - это человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно.

     Развивающаяся личность представляет собой сложное, динамическое образование, которое  характеризуется внутренним единством. Личность - это человек, обладающий совокупностью социально-значимых качеств. Воспитание изменяет личность постольку, поскольку оно ведет  к возникновению у нее мыслей, чувств, установок, отношений, всего  того, что побуждает личность к  определенным поступкам. Главный принцип  воспитательной деятельности - единство сознания и поведения. Методы организации  деятельности (педагогическое требование, приучение, упражнение, режим дня, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций). Человек становится личностью не только и не столько благодаря  внешней предметной практической деятельности, сколько благодаря внутреннему  процессу осознания. Все виды деятельности, имеющие общественно-значимую цель, потенциально обладают определенными  воспитательными ресурсами. Каждая деятельность может и не повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев). По отношению к формирующейся личности человека, деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены способы педагогической инструментовки (А.С.Макаренко). Знания забываются и теряются, а остается только то, что прочувствовано, что нашло эмоциональный отклик. Обучение должно быть воспитывающим. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения, наказания). Соревнование - стимулирует активность учащихся, поощрение позволяет учащимся продолжать деятельность в том же направлении, а наказание - наоборот. (Психолого-педагогические требования к применению методов поощрения и наказания) Методы контроля, самоконтроля и самооценки (педагогическое наблюдение, беседы, опросы, метод выполнения поручений). Выбор методов воспитания. Пример с воспитанником и курицей и Макаренко. Выбор метода зависит от цели, содержания, принципов воспитания, учета возрастных индивидуальных способностей, зрелости коллектива, авторитета педагога. Макаренко: "Методика не допускает стереотипных решений и даже хороших шаблонов. Никакое средство педагогическое даже общепринятое, каким обычно у нас считается и беседа, и общественное воздействие не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим".

     Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих  теоретических построениях и  технологических разработках опирается  на ее аксиологические характеристики.

     В многообразных действиях и деятельностях  личности проявляются ее специфические  оценочные отношения к предметному  и социальному миру, а также  к самой себе. Благодаря оценочным  отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение  ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

     Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые  формы жизни. Благодаря своей  регуляторной функции, потребности  представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они  во многом несут в себе программу  этого развития. Именно в этой связи  А. С. Макаренко писал, что "глубочайший  смысл воспитательной работы... заключается  в отборе и воспитании человеческих потребностей" [83].

     Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность  и цель соединяют мотивы. Потребности  первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и  существующими условиями бытия  субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя  бороться за сохранение или изменение  условий. Категория "мотив", таким  образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая  отношение субъекта к условиям его  жизни и деятельности.

     Самые сокровенные моменты личностного  Я скрыты в мотивах поступков  и поведения людей. Система ценностей  в этой связи может рассматриваться  как выраженная в идеальной форме  стратегия поведения, а мотивы - как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности