Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложение 1 76
Приложение 2 78
Приложение 3 82
Актуальность исследования. Волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Воля неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.
Актуальные проблемы, а именно проблемы воспитания волевых качеств у детей в современных дошкольных заведениях и семье предопределяет выбор темы " Воспитание целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культуры ".
Целеустремленность
- это волевое качество, которое
позволяет личности планомерно и
сосредоточенно действовать, стремясь
к достижению цели. Ф. Н. Гоноболин, В.
А. Селиванов, А. Ц. Пуни и другие авторы
считают, что волевые качества, в
том числе целеустремленность личности
формируются в процессе различных
видов деятельности, причем специфическими
для этого методами. Физкультурно-оздоровительная
деятельность не является исключением.
Однако проблема развития целеустремленности
в физкультурно-
Актуальность
поднятой проблемы вызвана потребностью
психологов, педагогов и родителей
в совершенствовании уже
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1.
Изучить уровень
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3.
Определить методы и приемы
организации игровой
4.
Предложить систему игр и
5.
Проверить педагогическую
Гипотеза исследования: занятия физической культуры способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ, если будет сконструирована воспитывающая среда образовательного учреждения, обеспечивающая воспитание целеустремленности как качества личности; если обеспечено педагогическое сопровождение воспитания целеустремленности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Методами
решения исследовательских задач явились
теоретический анализ научной литературы,
изучение и обобщение педагогического
опыта, изучение педагогической и медицинской
документации, сравнение, обобщение и
синтез полученных данных, моделирование
и проектирование, непосредственное наблюдение,
анкетирование, контрольные испытания,
опытная работа с качественной обработкой
ее результатовТеоретико-
Экспериментальная база исследования: муниципальные дошкольное образовательное учреждении реализующее дополнительное образование детей спортивной направленности в с.Нялинское Ханты-Мансийского Автаномного округа-Югры .В эксперименте в течение одного года участвовало 29детей.
Рассматривая процесс становления и развития целеустремленности у старших дошкольников необходимо обратиться к понятию личность. Это связано с тем, что целеустремленность является одним из волевых проявлений, а воля структурный компонент личности. Развитие волевых качеств, в том числе целеустремленности неразрывно связано с развитием личности в целом. Именно воля выполняет функцию регулирования и активизации психической деятельности человека. Личность, обладающая целеустремленностью, другими волевыми качествами, можно назвать субъектом собственной жизни. Субъект - это человек, познающий и преобразующий окружающий мир, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно.
Развивающаяся
личность представляет собой сложное,
динамическое образование, которое
характеризуется внутренним единством.
Личность - это человек, обладающий
совокупностью социально-
Признавая
личность и развитие ее сущностных
сил в качестве ведущей ценности,
гуманистическая педагогика в своих
теоретических построениях и
технологических разработках
В
многообразных действиях и
Потребности
обращены в будущее, вследствие чего
они программируют образцы
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория "мотив", таким образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.
Самые
сокровенные моменты