Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
1. "Зайцы в огороде". В игре принимали участие все дети. На площадке
начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-"сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
2. "Космонавты"
По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка – "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)
В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: "Опоздавшим – места нет!" Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!
Как только произносилось последнее слово, все разбегались по "ракетодромам" и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становились в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в "космосе". Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: "Опоздавшим – места нет!" В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
3. "Белые медведи". Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: "медвежонок" не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил "медведь"; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что "медведь" рычал: "Выхожу на ловлю!" – и начинал ловить "медвежат". Сначала он ловил одного "медвежонка" (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" брались за руки и начинали ловить остальных играющих. "Медведь" отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили "медвежат". Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все "медвежата". Последний пойманный игрок становился "белым медведем". Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись пока осалит "медведь"; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.
4. "Компас". На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы "С" (север), "Ю" (юг), "3" (запад), "В" (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду воспитателя: "Юг!", "Север!", "Запад!", "Восток!" По команде: "Юг!" все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.
"Бой петухов"
Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному "петуху". "Петухи" становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу "петухи" старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все "петухи" приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.
«Измерение мотивации достижения»
(А. Мехрабиан)
Модификация
теста-опросника А. Мехрабиана для
измерения мотивации достижения
(ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым.
ТМД предназначен для диагностики
двух обобщенных устойчивых мотивов
личности: мотива стремления к успеху
и мотива избегания неудачи. При
этом оценивается, какой из этих двух
мотивов у испытуемого
Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
- 1 – скорее не согласен, чем согласен
- 2 – не согласен
- 3 – полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
При
обработке результатов
Тест опросника (форма А)
9.
Я скорее выучу
Тест опросника (форма Б)