Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     Целеустремленности, как и каждой волевой черте  личности, свойственны свои характерные  особенности, в силу которых она  занимает своеобразное место в волевой  деятельности; человека.

     Целеустремленность  определяется прежде всего постановкой  ясной цели; при этом имеется в  виду не только сознайте того, чего следует  достичь, но и умение предвидеть способы  и средства достижения цели. Целеустремленный человек всегда ищет правильных путей  и способов для достижения цели, старается представить себе процесс  достижения цели. В результате конечная цель (близкая или далекая) становится ясной, и таким образом повышается решимость и настойчивость три  ее достижении. Определенность и ясность  цели делают человека активным, придают  ему и его действиям организованность и стойкость, помогают проявлять  выдержку и упорство в борьбе с  препятствиями и трудностями. С  ясностью цели связаны готовность и  решимость преодолевать трудности.

     Другой  особенностью целеустремленности является умение человека подчинять все свои поступки, действия и помыслы избранной  цели.

     Третьей особенностью целеустремленности является неуклонное, устойчивое стремление добиваться поставленной цели. Это стремление проявляется в умении длительное время сохранять цель и организовать свое поведение для ее осуществления. Этой особенностью целеустремленность тесно связывается с настойчивостью и вообще с теми волевыми чертами, которые объединяются термином стойкость. Стремление достичь поставленной цели пробуждает упорство и настойчивость в борьбе с трудностями и препятствиями. В этой борьбе настойчивость проявляется как фактор, характеризующий силу стремления человека к данной цели, устойчивость его целеустремленности. Особенность целеустремленности – постоянство в стремлениях – часто проявляется и в неудержимом желании достигать все новых и новых успехов.

     Целеустремленность  оценивается положительно, когда  она проявляется при осуществлении  высоких целей. В этом смысле существуют различные виды целеустремленности: сугубо личная целеустремленность, направленная на достижение личных целей, порой носящая  узко эгоистический характер, противоречащая нормам и правилам коммунистической морали; целеустремленность, направленная на достижение общественно значимых целей, одновременно становящимися  и теми целями, в достижении которых  личность находит индивидуальное удовлетворение. Такая целеустремленность и является моральной целеустремленностью, формирование которой является одной из задач  коммунистического воспитания. Именно этот вид целеустремленности и был  предметом нашего исследования.

     Идейно-моральная  сторона целеустремленности проявляется  не только в том, какие цели ставит перед собой человек в жизни  и деятельности, в какой мере они  вытекают из чувства долга и отвечают интересам коллектива, Родины, но и  в том, какими способами и приемами старается он достичь их и как  оценивает результаты своих стараний. В этом смысле целеустремленность тесно  связана с принципиальностью.

     Таким образом, критерием целеустремленности человека являются общественная значимость поставленных целей и преодоление  трудностей в борьбе за достижение целей.

1.2. Исследование проблемы  воспитания целеустремленности  у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике

 

     Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей  дошкольного возраста является целеустремленность.

     Целенаправленность  поведения дошкольников заключается  в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности.

     В дошкольном возрасте происходит становление  волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

     Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается  уже у младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его  игрушке, ищет ее, если она выходит  за пределы его поля зрения. Но такие  цели задаются извне (предметом).

     Зарождение  личных желаний ведет к появлению  «внутренней» целенаправленности, обусловленной  стремлениями и потребностями самого ребенка.

     У дошкольника целеполагание развивается  по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом  изменяются и по содержанию. Младшие  дошкольники ставят цели, связанные  со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить  цели, важные не только для них, но и  для окружающих. Как подчеркивал  Л.С.Выготский, самым характерным  для волевого действия является свободный  выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей  к деятельности, объясняет, почему выбрана  та или иная цель.

     В дошкольном возрасте складывается соотношение  мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который  определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Подчеркнем, что система мотивов легко  нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению  хорошо известных правил. Например, малыш, спеша посмотреть, какой подарок  принесла бабушка, забывает с ней поздороваться, хотя в других ситуациях он всегда здоровается со взрослыми и сверстниками.

     На  основе соподчинения мотивов у малыша появляется возможность сознательно  подчинять свои действия отдаленному  мотиву (А.Н.Леонтьев). Например, сделать  рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем  празднике. То есть поведение ребенка  начинает опосредоваться идеальным  представляемым образцом («Как обрадуется мама, получив рисунок в подарок»). Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации дает возможность  отнести действие на будущее.

     Соподчинение  мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем детстве борьба мотивов  и, следовательно, их соподчинение отсутствует. Преддошкольник просто подчиняется  более сильному мотиву. Привлекательная  цель непосредственно вызывает у  него действие. Дошкольник же осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость  выбрать.

     Соподчинение  мотивов у дошкольника, как показали исследования А.Н.Леонтьева, первоначально  происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение  мотивов задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные  обстоятельства. Теперь дошкольник может  стремиться к достижению непривлекательной  цели ради чего-нибудь другого, значимого  для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь  более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные  действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл. Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом  становится нравственная норма.[76]

     Расширение  границ жизнедеятельности дошкольника  приводит к развитию мотивов, затрагивающих  сферы отношения к окружающему  миру, другим людям и самому себе.

     Мотивы  дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают  разную побудительную силу.

     У детей старшего дошкольного возраста ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Они предполагают стремление ребенка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Поэтому в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

     В дошкольном детстве у ребят развивается  интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием  предпосылок учебной деятельности.

     В возрасте 3-7 лет интенсивно развиваются  познавательные мотивы. По данным Н.М.Матюшиной  и А.Н.Голубевой, в 3-4 года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. А у детей 4-7 лет наблюдается  настойчивость и при решении  умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

     В старшем дошкольном возрасте в дидактической  игре познавательные мотивы выходят  на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и  умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти  задачи решались.

     В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и  признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

     Мотивы, связанные с притязанием ребенка  на признание, выражаются (в возрасте 4-7 лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем  другие дети, всегда добиваться хороших  результатов в деятельности.

     К 6-7 годам ребенок начинает более  адекватно относиться к своим  достижениям и видеть успехи других детей.

     Если  мотивы, связанные с притязанием  ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка  постоянно ругают или не замечают, дают обидные прозвища, не берут  в игру и т. д., у него могут проявляться  асоциальные формы поведения, приводящие к нарушению правил. Ребенок стремится  с помощью негативных поступков  обратить на себя внимание других людей.

     Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения  со сверстниками и выполнять общую  деятельность. Причем мотивы общения  с товарищами у детей 5-7 лет настолько  сильны, что ребенок часто отказывается от своих личных интересов для  того, чтобы поддержать контакты, например, соглашается на непривлекательную  роль, отказывается от игрушки.

     У дошкольника расширяется интерес  к миру взрослых, более ярко, чем  в раннем детстве, проявляется стремление приобщиться к нему, действовать, как взрослый. Эти безусловно положительные  мотивы могут приводить к нарушению  ребенком правил поведения, к действиям, которые порицаются старшими.

     Учитывая  высокую побудительную силу мотивов, связанных со стремлением быть как  взрослый, необходимо показать малышу, где и как можно проявлять  свою «взрослость», доверить ему какое-нибудь безобидное, но серьезное и важное дело, «которое без него никто не сможет сделать хорошо». А оценивая его поступок, на первый взгляд заведомо отрицательный, необходимо прежде всего выяснить мотив, который его вызвал.

     На  протяжении всего дошкольного возраста мотивы поощрения и взыскания, которые  связаны со стремлением поддерживать положительные взаимоотношения  со взрослыми «быть хорошим», делают эффективной педагогическую оценку. Для детей 3-4 лет эти мотивы наиболее действенны. Старшие дошкольники  успешно преодолевают собственные  личные стремления не только ради получения  поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам.

     Важнейшим приобретением в мотивационной  сфере дошкольников, наряду с соподчинением  мотивов, является развитие нравственных мотивов. В 3—4 года нравственные мотивы либо отсутствуют, либо лишь незначительно  влияют на исход борьбы мотивов. В 4-5 лет они уже свойственны значительной части детей. А в возрасте 5-7 лет  нравственные мотивы становятся особенно действенными. К 7 годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в  потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста сохраняются  следующие особенности борьбы мотивов. По-прежнему ребенок совершает много  импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Для старшего дошкольника  возможно подавление аффекта, хотя и  с трудом. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между  общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности