Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Для устранения препятствий с целью создания ситуации успеха педагогу необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности детей. Необходимо, чтобы дошкольник, занял рефлексивную позицию. Обсуждение с дошкольником того что и почему не получается должно помочь ему определить собственные проблемы, выявить их причины. Препятствие - это то, что отделяет или отдаляет ребенка от достижения желаемого результата. Источником препятствий выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте или в окружающей его среде. Т. В. Анохина дифференцирует препятствия на субъективные (личностные, «Я- препятствия»), социальные и материальные.
«Я-препятствия» могут быть связаны с отсутствием ориентировки, недостаточностью информации о среде, ситуации, в которой находится дошкольник, о требованиях, которые к нему предъявляются. «Я-препятствия» могут носить характер трудности: некоторые сложности в деятельности, отношениях, самосознании. При этом ребенок может самостоятельно справиться с трудностью, так как имеет для этого все необходимые задатки, способности, качества. Но для этого ему необходимо напряжение физических, волевых, интеллектуальных, моральных сил. Ребенку нередко приходится выполнять действия, которые в обычной жизни он никогда не делал. Трудность вызывает у ребенка не столько сама деятельность, сколько неуверенность в своих силах, боязнь сделать что-то не так. Для того, чтобы ребенок преодолел трудность, бывает достаточно сказать: «Ты можешь это сделать. Ты с этим справишься». При этом дошкольник должен чувствовать, что рядом взрослый, который может защитить его в любой ситуации. Ребенок должен понимать, что его подстрахуют, но в тоже время он должен знать, то что он делает, является его выбором, он за это несет ответственность. Нередко трудности возникают у детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Взрослые демонстрируют образцы взаимоотношений. Они могут создавать ситуации эффективного взаимодействия и общения, создавать ситуации, в которых будут проявляться лучшие качества детей. Непосредственно общаясь с дошкольником, испытывающем трудности, педагог может демонстрировать успешность ребенка, его принятие и положительное к нему отношение.
Если
препятствие превратилось для ребенка
в проблему, которую он не может
устранить имеющимися у него средствами,
ему нужна непосредственная помощь
взрослого связанная с
Результатом созданной педагогами ситуации успеха для старшего дошкольника могут быть следующие позитивные моменты:
-переживание
успеха внушает старшему
-появляется
желание вновь достигнуть
-
положительные эмоции, рождающиеся
в результате успешной
Вывод по 1 главе:
Целеустремленность –волевое качество личности, которое направлено, прежде всего на достижение цели. Наиболее важные качества целеустремленности – это самостоятельность, способность к самопонуждению, к отказу от отвлекающих соблазнов, к длительной устойчивой самоорганизации, наличие цели, мотив.
Для поведения дошкольников целеустремленность заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности. Чаще всего мотивом в поведении ребенка для достижения цели становится нравственная норма, мотивы дошкольника отличаются разнообразием и приобретают разную побудительную силу. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Целеустремленность старшего дошкольника всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое доставляет ему его дела, будь то игра или занятие физкультуры, по мере накопления им знаний об окружающем , цели ребенка становятся более богаче.
Физическое воспитание играет огромную роль для воспитания волевых качеств, а так же и целеустремленности. На занятиях физкультуры педагог проводит подвижные игры, так как именно игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Подвижные игры воспитывают в ребенке волю, настойчивость, целеустремленность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.
Экспериментальная работа по формированию целеустремленности личности в процессе подвижной игровой деятельности на занятиях физической культуры была проведена с группой дошкольников старшей группы детского сада "Звездочка" г. Ханты-Мансийска. В группе 29 человек.
Задачи исследования.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
На
первом этапе нашего исследования провели
изучение целеустремленности у детей.
Дошкольникам были предложены подвижные
игры. Это было сделано в целях
создания условий, требующих от ребенка
определенной целеустремленности, необходимых
для достижения личного успеха. Кроме
того, эти игры выявляли доброжелательность
детей в отношении со взрослыми
и сверстниками. Каждая игра помогала
определить, насколько развита у
детей согласованность
Анализ проводили по схеме:
1.Умеет
ли ребенок удерживать и
2.
Умеет ли самостоятельно
3.Умеет
ли ребенок сдерживать свои
эмоции (не заплакать, если больно)
и непосредственные желания (
4.Какие качества целеустремленности у ребенка сформированы:
1)ответственность
– самостоятельно ставить цель,
и руководствуется ею в
2)
упорство – проявляет
3)
настойчивость – проявляет:
4)
решительность – своевременно
и, когда это нужно, быстро
принимает решения и смело
проводит их в жизнь.
5)
выдержка – проявляет
6)
дисциплинированность –
7)
самостоятельность – умеет
Результаты исследования поместили в таблицу 1.
№ | Фамилия и имя ребенка | Какие качества целеустремленности сформированы у ребенка | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1 | Биба Алена | + | + | _ | + | + | + | + |
2 | Бельтюкова Наташа | _ | + | + | _ | _ | + | + |
3 | Бибиков Илья | + | + | + | _ | _ | _ | + |
4 | Ибрагимов Саша | _ | + | + | + | _ | _ | + |
5 | Хасанова Настя | + | _ | + | _ | + | _ | + |
6 | Калиничева Лиза | _ | + | + | _ | _ | _ | _ |
7 | Кошкаров Максим | _ | + | + | _ | _ | _ | _ |
8 | Козловская Анжелика | + | _ | _ | + | + | + | + |
9 | Коровин Егор | + | _ | + | _ | + | + | + |
10 | Григорьев Александр | _ | _ | + | + | + | _ | + |
11 | Еремеенко Валентин | + | + | + | + | + | + | _ |
12 | Животовский Александр | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
13 | Каюков Илья | _ | + | + | _ | + | + | + |
14 | Панов Егор | + | _ | + | _ | + | + | _ |
15 | Калиничева Алина | + | _ | + | + | + | + | + |
16 | Колмакова Милена | _ | + | _ | _ | + | + | + |
17 | Глухов Виталя | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
18 | Жернакова Арина | + | + | + | _ | + | _ | _ |
19 | Конева Ангелина | _ | + | + | _ | + | _ | + |
20 | Шавкунов Костя | _ | _ | _ | + | _ | _ | + |
21 | Чусовитин Костя | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ |
22 | Овчинникова Татьяна | + | _ | + | + | + | + | + |
23 | Остапенко Денис | _ | + | _ | _ | + | _ | _ |
24 | Плотникова Александра | _ | + | _ | _ | + | _ | _ |
25 | Пономарева Виктория | + | + | _ | _ | _ | + | + |
26 | Ниясова Катя | _ | + | _ | + | _ | + | _ |
27 | Ниясова Лиза | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ |
28 | Олейник Света | + | _ | + | _ | + | + | _ |
29 | Биткина Света | + | _ | _ | + | + | + | _ |
Итак,
из таблицы видно, что у многих
детей преобладает
1.
Высокий – ребенок
2.
Средний – ребенок
3.
Ребенок не умеет
У
нас получилось следующее: 4 ребенка
показали высокий уровень
После изучения волевых качеств дошкольников нами была составлена система игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.
Для того чтобы игра способствовала развитию волевых качеств у дошкольника, она должна соответствовать следующим правилам:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).