Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Работа
с детьми включала широкое использование
подвижных игр. Они способствовали
формированию таких волевых качеств
дошкольника как
Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку.
Для
организации и проведений игр (если
проводилось 2 – 3 сразу) требовалось
не менее 8 – 10 мин. Игры имели свои особенности.
Прежде всего, их организация предусматривала
добровольное участие детей. Старались
подбирать игры простые, но занимательные,
в которых допускалась
Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальные активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.
Подвижные
игры для развития решительности, настойчивости,
упорства, быстроты и ловкости проводили
игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки
во рву", "Гуси-лебеди"), в которых
дети после быстрого бега с увертыванием,
подскоками, прыжками могли отдохнуть.
Игры с ритмичной ходьбой и
дополнительными
С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.
Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.
В течении исследуемого периода, нами был апробирован комплекс организационных форм воспитания целеустремленности у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Этот комплекс включает: систему занятий с детьми, спортивных подвижных игр, соревнований. Физкультурно-оздоровительная деятельность сменяется спортивно-оздоровительной деятельностью. Данная деятельность как занятие спортом характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся и охватывает период спортивного совершенствования и спортивного мастерства.
Для детского сада подбирается оптимальный режим учебно-тренировочных занятий с учетом возраста, возможностей дошкольников, целей деятельности педагога. Для воспитания целеустремленности комплекс создается с учетом индивидуальных особенностей старших дошкольников, входящих в объединение на основе следующих принципов: сбалансированности двигательного психологического и интеллектуального развития старшего дошкольника; обеспечение оптимальной двигательной нагрузки; обеспечение повышенного уровня сложности двигательной активности для создания ситуации преодоления; создание ситуации самостоятельного выбора участия старших дошкольников в соревнованиях, сборах, тренингах; чередование тренировочных и соревновательных форм; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
Работа
педагогов по созданию ситуации успеха
в спортивной школе дала положительные
результаты: с одной стороны у
дошкольников повысился интерес
к занятиям физкультурно-оздоровительной
деятельностью, повысился уровень
мотивации достижения, с другой они
осваивали алгоритмы
По
результатам диагностики в
Сопровождение
воспитательного процесса, ориентированного
на формирование целеустремленности как
качества личности предполагает обеспечение
этапности. Мы выделяем следующие этапы
воспитания целеустремленности в физкультурно-
В практической деятельности педагога на занятии физической культуры воспитание целеустремленности у старших дошкольников строилось с учетом этих этапов. В процессе работы с дошкольниками проводился мониторинг их физического и личностного развития. Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развитие ребенка. Каждый педагог должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том, какими знаниями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка и сохранить его здоровье. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности с целью предотвращения ее возможного неблагоприятного воздействия на развитие детей. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга.
Понятие мониторинг появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду.
Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция - суть мониторинга. Другими словами, мониторинг является одним из методов контроля. Мониторинг - это контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций динамики ее развития. Характер этой деятельности определяет и специфику, и содержание мониторинга, например: медицинский, хозяйственный, педагогический, психолого-педагогический и пр.
В
науке управления мониторинг определяется
как универсальный тип
Для определения сформированности у старших дошкольников целеустремленности как качества личности использовался мониторинг физического развития дошкольников, а также анкета и методика определения уровня притязаний личности, основанная на идеях У. Джемса. Анкета включала следующие вопросы:
По результатам анкетирования на начальном этапе работы, у детей был выявлен интерес к определенному виду спорта, было желание выполнять требования педагога, добиваться результата, побеждать в соревнованиях. Старшие дошкольники часто могли сформулировать цель своей деятельности, но цели, как правило, носили ситуативный характер, не были долгосрочными, они очень обобщенно представляли предполагаемый результат своих занятий («буду сильнее», «смогу побеждать на соревнования», «стану более развитым», «буду хорошо выполнять упражнения»). Они не могли четко ответить на вопрос: как они могут добиться цели, что для этого необходимо делать, что делать в ситуации неуспеха, проигрыша («надо больше тренироваться», «не пропускать занятий», «быть старательнее», «тренировать силу воли».
Итоги повторного анкетирования показали, что дошкольники не только ставят цели, но и более четко определяют пути их достижения.
Результаты определения уровня притязаний старших дошкольников показали, что средний результат повысился с 1,7 до 2. При этом, если на начальном этапе опытной работы среди дошкольников были дети с уровнем притязаний ниже среднего (12%), то в конце года занятий физкультурно- оздоровительной деятельностью таких не стало. В целом уровень притязаний можно считать объективным.