Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     Работа  с детьми включала широкое использование  подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств  дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Опишем игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств в приложении 2.

     Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку.

     Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось  не менее 8 – 10 мин. Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала  добровольное участие детей. Старались  подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Чтобы интересы детей  совпадали и игры проходили живее, использовали игротеку. На место выносился  небольшой ящик с мелким игровым  инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали  игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода.

     Применяли игровые упражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасыванием  колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию  и равновесие. В них участвовали  по несколько человек, а остальные  активно наблюдали. Участники каждого  аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные  по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.

     Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили  игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки  во рву", "Гуси-лебеди"), в которых  дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и  дополнительными гимнастическими  движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому  развитию (например, игра "Кто подходил"). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а  также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах."Чья команда быстрее". Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 – 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

     С помощью игр-эстафет у детей  формировались такие волевые  качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В  эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время  бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.

     Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие  условия, которые формировали у  них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для  достижения цели в игре; умение соблюдать  очередность, не мешая другим, не выкрикивать  и не нарушать правила игры. Участие  детей в предложенных нами играх  способствовало их самоутверждению, развивало  настойчивость, стремление к успеху.

     В течении исследуемого периода, нами был апробирован комплекс организационных форм воспитания целеустремленности у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Этот комплекс включает: систему занятий с детьми, спортивных подвижных игр, соревнований. Физкультурно-оздоровительная деятельность сменяется спортивно-оздоровительной деятельностью. Данная деятельность как занятие спортом характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся и охватывает период спортивного совершенствования и спортивного мастерства.

     Для детского сада подбирается оптимальный режим учебно-тренировочных занятий с учетом возраста, возможностей дошкольников, целей деятельности педагога. Для воспитания целеустремленности комплекс создается с учетом индивидуальных особенностей старших дошкольников, входящих в объединение на основе следующих принципов: сбалансированности двигательного психологического и интеллектуального развития старшего дошкольника; обеспечение оптимальной двигательной нагрузки; обеспечение повышенного уровня сложности двигательной активности для создания ситуации преодоления; создание ситуации самостоятельного выбора участия старших дошкольников в соревнованиях, сборах, тренингах; чередование тренировочных и соревновательных форм; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

     Работа  педагогов по созданию ситуации успеха в спортивной школе дала положительные  результаты: с одной стороны у  дошкольников повысился интерес  к занятиям физкультурно-оздоровительной  деятельностью, повысился уровень  мотивации достижения, с другой они  осваивали алгоритмы самостоятельного устранения возникающих у них  препятствий. Для определения мотивации  достижения успеха или избегания  неудач был использован тест-опросник измерения мотивации достижения (ТМД) А. Мехрабиана в модификации  М. Ш. Магомед-Эминова. Тест-опросник предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания  неудач. При этом оценивается, какой  из этих двух мотивов у испытуемого  доминирует. Тестирование проводилось совместно со взрослыми, родителями. (Приложение 2)

     По  результатам диагностики в группах  старших дошкольников были получены следующие результаты: 118,3 - результат  первой диагностики и 122,6 - результат  второй, проведенной через год.

     Сопровождение воспитательного процесса, ориентированного на формирование целеустремленности как  качества личности предполагает обеспечение  этапности. Мы выделяем следующие этапы  воспитания целеустремленности в физкультурно-оздоровительной  деятельности в учреждении дополнительного  образования:

  1. Медицинский осмотр, диагностика уровня физического и личностного развития старших дошкольников;
  2. Проектирование и планирование педагогической деятельности в соответствии с этими особенностями (учебной, воспитательной, организационной);
  3. Выбор методов, приемов, комплекса организационных форм и индивидуальных заданий в соответствии с физическими возможностями дошкольников. Данный выбор должен осуществляться с учетом следующих направлений работы по воспитанию целеустремленности: формирование у старших дошкольников представлений о целеполагании и выборе оптимальных путей для достижения цели; создание педагогом условий для осознания старшим дошкольником собственных целей в физкультурно-оздоровительной деятельности; развитие прогностических умений старших дошкольников, умений самоконтроля и коррекции деятельности; подбор задач, соответсующих физическим возможностям детей и требующих приложения усилий для их разрешения; постепенное усложнение задач, стоящих перед ребенком.
  4. Реализация образовательных программ, на основе взаимодействия взрослых и дошкольников с использованием диалоговых форм;
  5. Мониторинг физического и личностного развития дошкольников;
  6. Коррекция педагогической деятельности.

     В практической деятельности педагога на занятии физической культуры воспитание целеустремленности у старших дошкольников строилось с учетом этих этапов. В процессе работы с дошкольниками проводился мониторинг их физического и личностного развития. Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развитие ребенка. Каждый педагог должен иметь полное представление о характере собственной деятельности, о том, какими знаниями и навыками он должен владеть, чтобы обеспечить управляемое позитивное развитие ребенка и сохранить его здоровье. Решение этих проблем тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности с целью предотвращения ее возможного неблагоприятного воздействия на развитие детей. Эта задача может быть успешно решена при осуществлении психолого-педагогического мониторинга.

     Понятие мониторинг появилось в процессе изучения влияния хозяйственной  деятельности человека на окружающую природную среду.

     Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция - суть мониторинга. Другими  словами, мониторинг является одним  из методов контроля. Мониторинг - это  контроль не результата, а процесса деятельности, выявление тенденций  динамики ее развития. Характер этой деятельности определяет и специфику, и содержание мониторинга, например: медицинский, хозяйственный, педагогический, психолого-педагогический и пр.

     В науке управления мониторинг определяется как универсальный тип мыследеятельности, который требует и особых знаний, и специфических навыков, и профессионализма. Но прежде всего он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг часто называют специфической информационной технологией. Основной целью педагогического  мониторинга является коррекция  образовательной и оздоровительной  деятельности, условий среды учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных  воздействий на развитие детей.

     Для определения сформированности у  старших дошкольников целеустремленности как качества личности использовался  мониторинг физического развития дошкольников, а также анкета и методика определения  уровня притязаний личности, основанная на идеях У. Джемса. Анкета включала следующие вопросы:

    1. Что тебя больше всего привлекает в занятиях физкультуры:
  • нравится вид спорта
  • нравится педагог
  • интересно общаться с ребятами
  • возможность добиваться спортивных результатов
  • возможность участвовать в соревнованиях
    1. Какого результата ты хочешь достичь?
    2. От чего получаешь наибольшее удовлетворение и радость?
    3. Какой спорт нравится?
    4. Каким спортом хотел бы заниматься?
    5. На кого хотел бы хотел стать похожим?
    6. Каким должен быть человек, занимающийся спортом?
    7. Что тебе необходимо делать для достижения цели?
    8. Что ты уже делаешь для достижения цели?
    9. Что может тебе помешать достичь цели?
    10. Что ты можешь сделать для преодоления трудностей?
    11. Какими результатами своей спортивной деятельности ты можешь гордиться?

     По  результатам анкетирования на начальном  этапе работы, у детей был выявлен  интерес к определенному виду спорта, было желание выполнять требования педагога, добиваться результата, побеждать в соревнованиях. Старшие дошкольники часто могли сформулировать цель своей деятельности, но цели, как правило, носили ситуативный характер, не были долгосрочными, они очень обобщенно представляли предполагаемый результат своих занятий («буду сильнее», «смогу побеждать на соревнования», «стану более развитым», «буду хорошо выполнять упражнения»). Они не могли четко ответить на вопрос: как они могут добиться цели, что для этого необходимо делать, что делать в ситуации неуспеха, проигрыша («надо больше тренироваться», «не пропускать занятий», «быть старательнее», «тренировать силу воли».

     Итоги повторного анкетирования показали, что дошкольники не только ставят цели, но и более четко определяют пути их достижения.

     Результаты  определения уровня притязаний старших  дошкольников показали, что средний  результат повысился с 1,7 до 2. При  этом, если на начальном этапе опытной  работы среди дошкольников были дети с уровнем притязаний ниже среднего (12%), то в конце года занятий физкультурно- оздоровительной деятельностью  таких не стало. В целом уровень  притязаний можно считать объективным.

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности