Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной стороны, детерминирована  потребностью (степень необходимости  и возможности ее удовлетворения в данных условиях), а с другой - средствами, служащими для ее реализации. Средства как бы вызывают цель и  результат, поэтому их часто и  определяют друг через друга.

     В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так  как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно  с точки зрения материальных условий  бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению  о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение  и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают  всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них  не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь  преодолевать свое подчинение им. Свобода  личности есть уход от власти низменных  потребностей, выбор высших ценностей  и стремление к их реализации.

     Ценностные  ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением  целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой  предельные цели, высшие ценности мировоззренческих  систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

     Понимание ценностных ориентаций как нравственного  идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать  в соответствии с требованиями нравственного  идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует  гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических  ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся  личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.

     В мотивационно-ценностном отношении  личности объективное и субъективное представлено в единстве, определяя  ее избирательную направленность как  на ценности деятельности, так и  на процессы самореализации.

     Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает  на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся  функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы  объективных возможностей изменения  действительности, выступают как  неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую  направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический  образ жизни, готовность принимать  на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать  независимо от частных обстоятельств  и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим  содержанием, вырабатывать гуманистическую  стратегию и преобразовывать  себя как гуманную личность.

     Для описания человека как личности многие психологи (Л. И. Божович, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С. Мерлин и другие) используют набор из четырех характеристик: темперамент, характер, способности  и направленность личности. Для сохранения единства, по мнению Ф. И. Кевля необходимы четыре характеристики субъекта как  носителя сознания (перцепция, аффект, мышление и воля) [72].

     Воля  определяется в «Психологическом словаре» как способность человека, проявляющаяся  в самодетерминации и саморегуляции  им своей деятельности и различных  психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор  мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной  или избыточной их мотивации, организацию  психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и  психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при  достижении поставленных целей. Понятие  воли было первоначально введено  для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний  человека связанного с постановкой  проблем «свободы воли». Возможность  произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, так  же объясняется наличием воли, как  и проявление в действиях человека таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержка, смелость. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у  человека желанием), можно свести к  трем реальностям, в основе которых  лежит необходимость: восполнения  дефицита побуждения к действиям  при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

     Сущность  воли заключается в том, что она  есть потребность в преодолении  препятствий. Как всякая иная потребность, она может явиться источником положительных или отрицательных  эмоций, обусловленных самим фактом преодоления или не преодоления  преграды. Эта потребность выступает  как склонность к достижению далеких  целей, к овладению труднодостижимыми  предметами влечений.

     Безвольный  человек предпочитает подчиняться  потребности из-за экономии сил, уступать своей лени. Удовольствие от преодоления  препятствий, помех - наиболее яркий  показатель воли. Поэтому важно, чтобы  каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в спорте, в  учении и труде. Индивидуальная норма  удовлетворения «рефлекса свободы» - воли - чрезвычайно важная черта характера [75, 48].

     Воля  выражается в способности человека к сознательному регулированию  и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или  иной степени сопряжено с психическим  регулированием, то есть волевым процессом.

     В качестве источников волевого процесса выступают потребности и интересы, выражающиеся в стремлениях. В зависимости  от степени осознанности стремления разделяются на влечения, желания, хотения. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

     Влечение - это стремление, в котором осознается лишь недовольство каким-то состоянием, но не осознаются цель его изменения, пути и средства ее достижения. Когда  возникает осознанная связь между  влечением, неосознанно выражающим потребность, и предметом, который  способен эту потребность удовлетворить, влечение переходит в желание, оно  как бы опредмечивается приобретает  свой мотив. Такое опредмечивание уже  является предпосылкой возникновения  собственно волевого процесса, здесь  появляются возможности для организации  действия. По мере усиления желание переходит в хотение. Хотение означает не только знание цели, но и стремление к ее реализации, уверенность в ее достижимости, направленность на овладение предметом желания и соответствующими средствами, убежденность в необходимости этого. Осознание цели и ее выбор - различные звенья в волевом процессе. Между ними возможен период колебаний. Принятие решения есть выбор определенной цели, побуждаемой мотивом [37, 21-45].

     Поведение без актуально переживаемой потребности, но имеющее общественную необходимость  и есть волевое поведение, где  смысл заданного извне действия оправдывается через произвольно  выбранный субъектом мотив, осмысливание ситуации и последствий действия. Затем, при повторении действия, это  поведение либо «привязывается»  к уже имеющемуся у человека мотиву, либо создается новый мотив, уже  внутренне связанный с заданным действием.

     Другими словами, волевое поведение - это  поведение, переходное от действия по необходимости к действию по новому сформированному мотиву, адекватному  заданному действию. Искусственно связывая в сознании и воображении начало или окончание действия с ходом  параллельных, не зависящих от него событий, человек как бы создает  дополнительное побуждение к действию [66, 121-122].

     Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о  регулировании поведения. В возможности  выбора того или иного решения, возможности  направить свое поведение в том  или ином направлении практически  осуществляется, проявляется господство человека над собой [37, 59-71].

     Волевое действие - это действие, осуществляемое по выбору. Выбор есть признак волевого действия. Где нет выбора, там  нет волевого действия.

     Если  же мы говорим о выборе, то естественно  ввести еще одно понятие — принятие решения. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения. Однако выбор и принятие решения не есть еще волевое действие.

     А. Н. Леонтьев особое внимание уделял целеподчиненности  волевого акта «волевые процессы (я  предпочитаю говорить - волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности.»  Волевыми называют действия, подчиненные  не только сознательной, но, более того, разумной цели, то есть такой, которая  не только сознается, но ставится как  необходимая, разумная. Воля есть там  и только там, где целеподчиненное  действие происходит в условиях выбора между двумя или многими возможными действиями [84].

     Платонов  К. К. понимает волю как форму психического отражения и опирается на раскрытие  сущности цели как психического явления. [46] Цель - это отражение объективно существующих возможностей результата действия или деятельности. Она может  быть близкой или отдаленной, более  общей, частной или элементарной, то есть ближайшей и неразложимой. Цель может быть и иллюзорной, поскольку  иллюзия это искаженное отражение  реальности. Необходимо различать объективную  цель (как отражаемое) и цель как  отраженное, как психическое явление.

     Наиболее  существенным, исходным для понимания  воли является целеустремленность, которая  может принимать формы психического процесса, состояния и свойства личности. Целеустремленность - это отражение  объективных отношений, объективной  общей и отдаленной цели и возможностей личности. Притязания (уровень притязаний) представляют собой целеустремленность, в которой возможности личности заменены ее направленностью. Поскольку  направленность личности включает в  свою структуру потребности, притязания всегда бывают эмоционально окрашенными  и относятся не только к проявлениям  воли, но и эмоций.

     Волевое усилие («сила воли») как процесс  и настойчивость («стойкость воли») как состояние или как свойство личности, а, следовательно, и в целом  воля - это отражение объективного отношения цели деятельности, соответствующей уровню притязаний личности и фактически выполняемой собственной деятельности, обеспечивающей достижение этой цели. Волевое усилие одноразово и связано с более близкой целью, настойчивость, целеустремленность - с более отдаленной, общей, подчиняющей себе частные цели.

     Целеустремленность - устойчивая направленность волевой  активности на достижение наиболее значимой отдаленной цели, способность подчинить  ей свое поведение на длительное время. Наиболее важные компоненты целеустремленности: 1) волевые качества (самостоятельность, способность к самопонуждению, к  отказу от отвлекающих соблазнов, к  длительной устойчивой самоорганизации); 2) наличие цели (она может быть выбрана самостоятельно или поставлена кем-то, но подлинная целеустремленность возможна только там, где цель полностью  внутренне принята личностью; содержание цели воздействует на личность: либо обогащает  ее новыми внутренними возможностями, способствует нравственному возмужанию и духовному росту, параллельно  укрепляя характер, либо приводит к  духовной опустошенности и даже к  психическому краху; 3) мотив, то есть почему, зачем, ради чего выбрана данная цель, что побуждает к ее достижению.

     Целеобразование порождает целеустремленность, которую  Р. Акофф и Ф. Эмери определили, как способность объекта действовать  целеустремленно, то есть продолжать преследовать одну и ту же цель даже при возникновении  препятствий, при изменении внешних  условий, изменяя способы достижения цели [5]. Такое упорство возможно при  наличии достаточных ресурсов, в  том числе информационных, организационных, интеллектуальных, человеческих. Возможность  увидеть собственные ресурсы  и использовать их для достижения цели можно, с позиции этих авторов, рассматривать как целеустремленность.

     В работах Н.Д. Левитова, В.И. Селиванова, П.А. Рудика, А.М. Бардиан, Л.А. Шифмана  целеустремленность также понимается как волевая черта личности. В  их толковании целеустремленность человека неразрывно связана с идейной направленностью человека, его умением ставить ясные общественно значимые цели и бороться за их достижение

     Имеются отдельные попытки выделить различные  проявления целеустремленности (Н.Д. Левитов, А.М. Бардиан).

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности