Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности

Автор: K*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности.
Объект исследования: процесс воспитания целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, при которых физкультурно-оздоровительная деятельность способствует воспитанию целеустремленности у старших дошкольников ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущность понятия "волевые качества". Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы и приемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качеств дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания целеустремленности у детей дошкольного возраста 7
1.1. Воспитание целеустремленности как психолого-педагогические проблемы 7
1.2. Исследование проблемы воспитания целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике 18
1.3. Особенности воспитания целеустремленности и настойчивости на занятиях физической культуры 29
Вывод по 1 главе 48
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование проблемы воспитания целеустремленности на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 50
2.1. Методы исследования уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста 50
2.2. Методика воспитания целеустремленности у дошкольников на физкультурных занятиях 54
Вывод по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68

Работа содержит 1 файл

дипломная целеустремленность.docx

— 140.00 Кб (Скачать)

     Физическое  воспитание — это система мероприятий  развивающего, усовершенствующего и  корригирующего характера, способствующая физическому развитию мальчика, подростка, девочки, девушки, укреплению их здоровья, овладению жизненно важными двигательными  навыками, развитию умственной и физической трудоспособности.

     Физическое  воспитание несет в себе выполнение образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

     С самого раннего возраста нужно воспитывать  привычку к строгому соблюдению режима дня и к ежедневным занятиям физическими упражнениями, учить умению самостоятельно заниматься в детском саду и дома, организовывать и проводить игры со своими сверстниками и детьми более младшего возраста.

     У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий.

     В процессе физического воспитания имеются  большие возможности для нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

     При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств (честности, справедливости, чувства товарищества, взаимопомощи; умения заниматься в коллективе, сознательной дисциплины, бережного отношения к физкультурному инвентарю и др.), а также для проявления волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, выдержки и т. д.).

     Хорошо  поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, ибо обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности центральной нервной системы и других систем организма, что, в свою очередь, помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, наряду с закреплением знаний (в том числе и не специальных, например, о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы и общественной жизни) у детей развиваются психические процессы (ощущение, восприятие, наблюдение, представление, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

     В дошкольном возрасте важно воспитывать  положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

     С воспитанием чувств, положительных  эмоций тесно связано эстетическое воспитание. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, . поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.[94, 40]

     Физическое воспитание способствует развитию воли, настойчивости, целеустремленности. Методами физического воспитания являются разнообразные и выполняемые в различных условиях физические упражнения, подвижные игры, спорт, а также закаливание.

     Организационными  формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика (зарядка); уроки физкультуры в школе; занятия  в спортивных (профессиональных или  любительских) секциях, в детских  спортивных школах.

     Суть  физического воспитания сводится к  трем основным моментам:

     Регулярное  напряжение различных групп мышц, суставов и связок, что способствует наилучшему развитию их функций и  координации.

     Определенная  нагрузка, оказывающая тренировочное  влияние на системы обеспечения  движений — дыхательную, сердечнососудистую, на обмен веществ и энергию.

     Регулярное  выполнение определенного количества разнообразных упражнений, выработка  стремления и способности выполнять  их правильно и в планируемом  объеме способствует формированию таких  положительных черт характера, как  настойчивость, решительность, способность  к самооценке и самоконтролю, привычка придерживаться определенных правил поведения.

     Основоположник  учения о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт отмечал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с достаточно слабым телом. Однако такое нарушение гармонии в построении и функциях организма  не остается безнаказанным — оно  неминуемо тянет за собой бессилие внешних проявлений — мысли и  ум могут быть, но не хватит надлежащей энергии для последовательной проверки своих идей и применения их на практике». Поэтому физическое воспитание является важным звеном всего процесса воспитания и развития подрастающего поколения.

     В детских дошкольных учреждениях  для развития двигательной активности детей используют музыкальные занятия, способствующие развитию ритма, умению распределять свои движения во времени. С маленькими детьми целесообразно  заниматься зарядкой и гимнастикой. 
Особенностью физического воспитания детей старшего возраста является способность отличать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц. Детям такого возраста рекомендуются подвижные игры, активизирующие работу мышц живота и спины, с бросками, ловлей, метанием на дальность и в цель различных по форме легких предметов (мячей, дисков, мягких игрушек). Целесообразно выполнять танцевальные упражнения, прыжки со скакалкой, ходьбу и т. п.

     Физкультура, двигательная активность является естественной биологической потребностью детей. Не случайно Е.А. Аркин считал значительную подвижность малыша "его естественной стихией".

     Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по всеобщему признанию, выступает игра, "которая является доступной для ребенка формой активного участия в окружающей общественной жизни, активного познания ею действий и отношений взрослых".

     Один  из основателей системы физического  воспитания дошкольников Е.А. Аркин  подчеркивал, что "Игра дает ребенку  ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания".

     Выдающийся  педагог П.Ф. Лесгафт в своей  оригинальной системе физического  воспитания значительное место отводил  подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни.

     Большую часть своего времени дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а  игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и в остальных  видах деятельности. Если педагог  замечает, что в учении, общении  или труде у ребенка недостает  тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где  соответствующие качества могли  бы проявиться и развиться.

     Подвижные игры - первая деятельность, которой  принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего  содержания, морально-волевых качеств.

     В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

     Самостоятельность - независимость, свобода от внешних  влияний, принуждений, от посторонней  поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения  нам дает "Толковый словарь русского языка". В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных  факторов, действовать на основе своих  взглядов и побуждений.[94]

     Особую  роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют  игры, причем каждый вид игровой  деятельности вносит свой, специфический  вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному  формированию произвольной регуляции  действий. Подвижные игры ведут к  закреплению у ребенка необходимых  волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме  этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

     Работа  со старшими дошкольниками обнаруживает их психологическую потребность  в прохождении всевозможных испытаний  для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под  волевыми качествами будем подразумевать  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических  условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно  в психологии изучают волевые  качества личности через проявление физического усилия. (1, с. 130)

     Представляется  целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством различных  игр. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

     Признаками  упорства, настойчивости является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели.

     Вышеперечисленные волевые качества можно развить  у детей старшего дошкольного возраста с помощью подвижных игр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

     Таким образом, можно сказать, что такое  качество как целеустремленность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми.

     Признаками  выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в  затрудненных условиях; умение держать  себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при  сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение  в непривычной обстановке.

     Важно, чтобы к участию в играх  привлекались родители учащихся, которые  могли бы, например, исполнять роль экспертов. Проводимая психопрофилактическая  работа с родителями также может  способствовать развитию волевых качеств  дошкольников.

     В детских садах создаются оптимальные условия для физического развития детей, усиливается работа по воспитанию общей выносливости, закаливанию, улучшению организации физкультурных занятий. Необходимо формировать у детей привычки к неукоснительному выполнению режима дня и ежедневным физкультурным занятиям, воспитывать положительные черты характера — чувство товарищества, честность, взаимопомощь, справедливость, смелость и т. д.

     Двигательная культура предполагает овладение выработанными нормативами различных движений и развитие на этой основе таких качеств, как координированность, ловкость, быстрота, выносливость и т. д.[ 77]

     Занятия физической культурой обладают социально- педагогическими потенциалами, использование которых может повышать эффективность воспитания целеустремленности.

     Потенциалы  в науке определяются как совокупность средств, возможностей, необходимых  для чего-либо. Физическая культура предоставляет старшим дошкольникам уникальные возможности для самопознания, самореализации, приобретения опыта оздоровления, участия в соревнованиях, формирования умений ставить и достигать цели. Это связано с теми особенностями, которыми обладает физкультурно- оздоровительная деятельность по сравнению с другими видами деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность позволяет оказывать положительное влияние не только на физическое совершенствование, но и на формирование личности в целом, воспитание волевых качеств в частности.

     Мы  выделили ряд потенциалов физической культуры относительно процесса воспитания целеустремленности как качества личности.[77]

     1. Физкультурно-оздоровительная деятельность  старших дошкольников организуется в рамках общего дошкольного образования, где дети получают знания о физкультурно-оздоровительной деятельности, сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры. Перед детьми раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности, даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, содействующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). Кроме этого дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур. На уроках раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей физической подготовке и формах их организации, приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Однако, количество уроков физической культуры в ДОУ, негативное отношение к этим урокам у дошкольников приводит к тому, что не всегда реализуются поставленные педагогами учебные задачи и тем более задачи воспитания личностных качеств учеников. Значительно большими возможностями для решения образовательных, воспитательных задач физкультурно-оздоровительной деятельности обладает учреждение дополнительного образования, которые позволяет не только целенаправленно занимать свободное время дошкольников и формировать у них образцы социально полезного досуга. Учреждение реализующее дополнительное образование работает на основе принципа добровольности, что дает возможность детям сделать самостоятельный выбор и повышает заинтересованность, мотивированность дошкольников к предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме того, педагог дополнительного образования более свободен в выборе средств педагогической деятельности и может учесть потребности детей, их возможности, больше внимания уделять индивидуальной работе. Именно индивидуальный подход способствует воспитанию целеустремленности у дошкольников. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями педагог может подбирать не только оптимальную двигательную нагрузку, но и создавать ситуации преодоления, что необходимо для развития целеустремленности.

Информация о работе Исследование методов и приемов организации деятельности дошкольников в целях формирования целеустремленности