Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    Процесс работы над проектом позволяет детям проявить свои творческие способности. У них появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и проведенное мероприятие (изготовленное изделие и др.), значимость и необходимость своего труда для окружающих людей, а главное, ребятам предоставляется самостоятельность и свобода мышления, возможность реализации любого варианта поставленной проблемы с непременным обоснованием своего решения.

      Используя данную технологию в своей работе с одаренными детьми, социальный педагог должен учитывать следующие условия:

  • творческая деятельность детей должна быть обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью;
  • на каждом этапе социальный педагог должен выступать не лидером, а участником деятельности, умело корректирующим и направляющим деятельность в нужное русло, если это необходимо;
  • для эффективной организации коллективно-творческой деятельности социальный педагог должен уметь выбирать и предлагать детям наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;
  • социальному педагогу необходимо владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • умение оказывать посредническую помощь при взаимодействии детей с другими специалистами (учителями, психологами, родителями и др.);
  • организация коллективно-творческих групп может осуществляться как в период обучения, так и в период школьных каникул.

    Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что не только учитель  технологии или любой другой учитель-предметник может использовать в своей деятельности метод проектов. В результате использования социальным педагогом в своей деятельности данного метода можно добиться желаемых результатов. Причем проективную деятельность с элементами творчества целесообразно использовать не только в работе с одаренными детьми, но и с детьми девиантного, делинквентного поведения, а также с детьми-инвалидами и другими категориями детей, нуждающихся в помощи и поддержке взрослых. Данная деятельность вызывает положительные эмоции у ее участников; дети приобретают навыки общения со сверстниками; возбуждает активность детей — они действуют более уверенно, перестают стесняться своей «непохожести», становятся самим собой; дает возможность взаимодействия детей со своими родителями, ведь для реализации многих проектов можно пригласить родителей. В процессе совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, начинают понимать и принимать их такими, какие они есть. Дети в свою очередь учатся общаться со взрослыми; повышается возможность социальной защищенности и социально-трудовой адаптации в современном мире.

    Опираясь  на результаты проведенных научных  исследований и отмечая особую актуальность использования творческих проектов на уроках технологии, необходимо создать эффективную систему трудовой подготовки учащихся. С этой целью мы постарались выявить уровень трудовой подготовки учащихся пятых-шестых классов общеобразовательных школ, а также использование творческих проектов учителями трудового обучения на занятиях.

    В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

  • выяснить широту кругозора учащихся;
  • проанализировать возможности использования творческих проектов учителями технологии на уроках.

    В соответствии с поставленными задачами были разработаны вопросы для учащихся и учителей.

    Экспериментальным обследованием было охвачено 95 человек  учащихся и 20 человек учителей трудового  обучения.

    Техника опроса исключала возможность опрашиваемых советоваться друг с другом, списывать. Элемент внезапности ответов исключал возможность предварительной подготовки.

    Ответы  оценивались по трехбалльной шкале: полные, правильные; неполные и неточные; неправильные.

    Итак, результаты ответов учащихся:

  • полных правильных ответов дано 55 (3,8%);
  • не полных и неточных — 310 (21,53%);
  • неправильных ответов — 1075 (74,65%).

    Результаты  ответов учителей трудового обучения:

  • полных правильных ответов дано 44 (3,49%);
  • неполных и неточных — 29 (23,10%);
  • неправильных — 925 (73,41%).

    В ходе исследования нами были выявлены три группы учащихся с различным уровнем сформированности  знаний и умений по трудовой подготовке.

    К группе с высоким уровнем сформированности знаний и умений по трудовой подготовке отнесены те учащиеся, которые проявляют  настойчивость, инициативу, интерес, творческое отношение к своей деятельности.

    К группе со средним уровнем сформированности знаний и умения по трудовому обучению относятся те учащиеся, которые осознают необходимость трудовой подготовки, но проявляют эпизодический интерес.

    К группе с низким уровнем сформированности знаний и умений отнесены те учащиеся, у которых отсутствует потребность в трудовой подготовке, отличаются пассивностью, безразличным отношением к творческому поиску.

    Результаты  констатирующего эксперимента показали, что уровень сформированности знаний и умений по трудовой подготовке учащихся как контрольной группы, так и экспериментальной не высок. Это видно из приведенной ниже таблицы.

   Таблица 1.3.1.

Уровень сформированности знаний и умений учащихся  
по трудовой подготовке

Уровень Контрольные группы Экспериментальные группы
Абс. цифры % абс. цифры %
высокий 2 4 2 4,4
средний 12 24 10 22,2
низкий 36 72 33 73,3
 

  Таким образом, выяснив знания учащихся по трудовой подготовке, а также возможности  использования творческих проектов учителями трудового обучения можно сделать вывод, что качество трудовой подготовки учащихся может быть значительно улучшено на основе использования творческих проектов.

Выводы

   Современному  учителю сегодня недостаточно лишь преподносить готовые знания школьникам, он должен попытаться сформировать у учащихся комплекс умений учить самого себя. Важно, чтобы учащиеся не только обладали знаниями и умениями, но и умели пополнять их, самостоятельно добывать нужную информацию и пользоваться ею. Сегодня в школах детей учат творить, видеть в обычном необычное, в знакомой ситуации видеть новую проблему и находить различные пути ее решения. Разумеется, увидеть что-то по-новому — очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Помочь учителю в этом может умелое использование метода проектов на своих уроках. Выполнение творческих проектов в программе образовательной области «Технология» занимает в последнее время ведущее место.

   Под творческим проектом понимается самостоятельная  работа учащихся, выполненная под  руководством учителя. В результате этой работы создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

   Всю работу над проектом условно можно  разделить на следующие этапы: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный. В результате проектной деятельности выполняются и осваиваются не только трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторские и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму и дизайн объектов труда.

   К основным преимуществам данного метода можно отнести: стимулирование активности учащихся; развитие выразительных возможностей учащихся; возможность проявления и развития своих способностей и склонностей; мобилизация всех видов мыслительной и творческой деятельности учащихся; развитие навыков анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и др.

   Также можно выделить и те трудности, с  которыми сталкиваются учителя и учащиеся при выполнении творческих проектов. Так, недостаток учебного времени, которое отводится на обучение учащихся проектированию, ухудшение состояния материально-технической базы школьных мастерских, а также недостаточная теоретико-методическая разработанность данной методики приводит к тому, что учителя с осторожностью относятся к методу проектов и используют его в своей деятельности очень редко. Для учащихся наибольшие затруднения вызывают выбор темы проекта, а также разработка конструкторской и технологической документации. 

   Указанные выше трудности не исчерпывают важности и необходимости поиска путей использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе. Учитель должен анализировать разработки проектов других учителей, иметь свои разработки, чтобы добиться желаемых результатов и чтобы не бояться организовывать проектную деятельность учащихся.

 

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 

2.1. Использование учебно-методического  комплекса организации  и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» 

    У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень творческого развития детей зависит от содержания и методов обучения в школе.

    Использование разнообразных методов обучения, в том числе и метод проектов, позволяет целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы и находить новые оригинальные подходы.

    Анализ  программы урока «Технология» показывает, что разработка, выполнение и презентация индивидуальных или групповых творческих проектов предусматривается лишь при изучении такого раздела данной дисциплины, как «Рукоделие». Однако в литературе можно встретить разработки и доказательства эффективности использования творческих проектов при изучении любого раздела.

    Например, при изучении раздела «Технология  приготовления пищи» учащимся можно  предложить в качестве проекта разработку такого праздника как «День рождения». Участники проекта определяют задачи, которые необходимо решить при организации и проведении праздника. В процессе его реализации у учащихся будут развиваться кулинарные способности, умения составлять меню, сервировать праздничный стол и другие навыки. Такой проект как «Создание образа подруги к выпускному балу» может включать знания из нескольких разделов: «Красота и здоровье. Гигиена девочки», «Технология обработки ткани», «Рукоделие», «Этика и культура поведения». Таким образом, можно сказать, что правильно организованная творческая деятельность учащихся позволит умело сочетать уже имеющиеся знания и приобретать новые по основным разделам программы. Кроме того, творческий проект, реализуемый не в начале учебного года, а через некоторое время позволит учителю оценить знания учащихся и определить, на какие вопросы нужно больше уделить внимания.

    Для плодотворного управления деятельностью  школьников при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» учитель должен сам иметь опыт разработок, в противном случае под видом творческих проектов будет проходить обыкновенное копирование описанных в литературе чужих разработок. Учитель должен изучать и анализировать разработки других учителей, для того, чтобы самому приобретать опыт и в дальнейшем умело организовывать деятельность учащихся.

    Ниже приводится разработанный нами учебно-методический комплекс организации творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком». В программе на изучение данной темы отводится всего 10 часов. За это время необходимо не только научить каждого ребенка основным приемам вязания крючком, но и дать ему возможность выполнить небольшое изделие. В этом учителю может помочь метод проектов. Ведь данная методика предполагает работу над изделием, как на уроке, так и самостоятельно в свободное время. 

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии