Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    Приобретая  новое умение, ребенок делает шаг  вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ребенком цель — и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для ее осуществления. А отработка уже приобретенных навыков труда и приобретение новых — все это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова, а тот, кто не привык работать руками, умен только наполовину: во многих ситуациях обычной практической жизни он не сможет проявить смекалки, сообразительности, окажется просто беспомощным [10].

    Таким образом, можно сказать, что проектная деятельность учащихся на уроках технологии направлена на развитие их творческих способностей, которые в свою очередь влияют на развитие всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения. Ученики учатся проявлять свою инициативу, быть самостоятельными, учатся принимать решения в различных ситуациях, находить различные способы решения проблемы, проявляют свою фантазию, получают удовлетворение от результатов своего труда, обогащаются положительными эмоциями.

    В творчестве личность человека изменяется, обогащается и развивается. 

  1.3. Метод проектов  в работе с одаренными  детьми 

    Василькова  Ю. В. считает, что в отличие от учителя-предметника место социального  педагога в школе не за учительским  столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Социальному педагогу в своей деятельности приходится работать с разной категорией детей, которых часто называют «трудновоспитуемыми», детьми «группы риска». Все эти дети требуют особого внимания. Ребенок попадает в категорию «трудновоспитуемых» по разным причинам, зачастую не зависящим от его самого [3].                                                                                               

    Как пишет В. Н. Сорока-Росинский: «Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры… сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны — умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении».

    Надо  сказать, что среди всех категорий  детей, с которыми приходится работать социальному педагогу, выделяется группа детей, которые на первый взгляд ничем не отличаются от своих сверстников — это одаренные дети. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Многие учителя, воспитателя и даже родители могут сказать, что такие дети не нуждаются в повышенном внимании в процессе обучения и воспитания — они сами хорошо справляются. И здесь они ошибаются.

    Ведь  не случайно одаренные дети по решению  Всемирной организации здравоохранения  входят в «группу риска» наряду с  умственно отсталыми детьми, малолетними  правонарушителями, детьми алкоголиков  и др. Эти дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах [3].

    Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или  иной области деятельности. Различают  одаренность:

  • социальную, иначе лидерскую;
  • психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
  • академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
  • интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок — умник и умница, а в школе — отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;
  • творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают — и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему [3].

    Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

    Всем  одаренным детям свойственна  потребность в знаниях. Их не нужно  заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Многие из них с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Такие дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры.

    Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той  сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

    По  мнению Лейтеса Н. С. и других, одна из проблем одаренных детей —  школьное образование. Реальный уровень  способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по  духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. И чтобы не привлекать к себе внимания учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, они работают ниже своих способностей. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. В результате их потенциальные возможности не развиваются. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть [21].

    При выявлении детей с незаурядными творческими, умственными или другими возможностями  встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным потребностям.

    Существуют  разные стратегии обучения одаренных  детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обеспечить только гибкими методами обучения. Для этого рекомендуется разрабатывать специальные учебные программы, построенные на основе учета особенностей детей. Основными стратегиями обучения одаренных детей являются ускорение и обогащение. Однако надо понимать, что ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

    Существуют  некоторые формы ускорения, например, ранее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими  и эмоциональном развитии  детей.  Ранний прием в школу  должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка [21].

    Возможно  и ускоренное прохождение стандартной  учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей. Однако такая форма наименее эффективна.

    В ряде школ практикуется перевод учащихся в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку [3].

    Оптимальный результат эффективной формы  ускорения достигается при одновременном  соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения.  Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий ускорения  и обогащения [21].

    Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно. Причем, педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку.

    Следует сказать, что хотя и определены эффективные  формы работы с одаренными детьми, но в настоящее время они практически не реализуются. Школы, в которых создаются специальные классы для одаренных детей или школы, где одаренные дети учатся по специально разработанным для них учебным программам, встречаются очень редко.

    В результате одаренные дети попадают в состояние большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Социальная изоляции — это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. И вот здесь на помощь ребенку может придти социальный педагог.

    Как социальный педагог может помочь одаренным детям не оказаться  в ситуации социальной изоляции? Какие  методы работы с такими детьми он может  выбрать? Наиболее популярной технологией, которая может быть использована в практике социально-педагогической деятельности с одаренными детьми, является технология коллективно-творческой проектной деятельности, построенная на взаимодействии детей в малых группах. При выполнении проектов наибольший интерес представляют школьники подросткового возраста. Подростковая проектная деятельность — это такая деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной новизной.

    Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

    Поляков С. указывает на то, что подросток  чувствует себя творцом. Он создает  продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работу, и сам серьезно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьезную организацию [20]. 

    Краткое описание этапов организации творческой деятельности одаренных детей в группе включает:

  1. Постановку общей цели, для достижения которой дети разбиваются на группы (от 3 до 7—9 человек). (Например, подросткам предлагается организовать праздник для младших детей — День именинника).  Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходят объединение детей на основе общей цели деятельности и создание условий для мотивации этой деятельности у каждого ребенка.
  2. На следующем этапе происходит обсуждение всех проектов, в ходе чего для осуществления выбирается один или создается сводный. Выбирается совет дела из представителей каждой группы. Этот орган управления призван распределить обязанности между всеми участниками дела. При этом дети учатся понимать и принимать точку зрения других, договариваться.
  3. Далее совет дела осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. (Распределяя задания, необходимо учитывать способности и интересы детей. Так, детям с творческой одаренностью можно предложить выполнить своими руками небольшие подарки для именинников. Это могут быть небольшие сувениры из бисера, соломки, нитей и т. д. Для детей с художественной одаренностью в качестве творческого задания может быть предложено выполнение ярких открыток с оригинальными поздравлениями или поручить организацию концерта и т. д.). Каждая группа вносит свой вклад в реализацию общего проекта, причем от успеха одной группы зависит деятельность других, поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. На этом этапе дети приобретают опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические умения и навыки, развивают или открывают свои способности.
  4. Обсуждение удач и недостатков проведенного дела. Каждая группа анализирует свои действия, высказывая предложения на будущее. Данный этап способствует формированию у детей умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не должны затрагиваться личные качества детей [32].

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии