Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.
Задачи исследования:
Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8
Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36
2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36
2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51
Выводы ………………………………………..……………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..
Деятельность учащихся:
Участвуют в беседе об экономической оценке проектируемого изделия. Учатся проводить маркетинговые исследования, рассчитывать себестоимость изделия, определять ориентировочную цену и сравнивать ее с ценой аналогичных изделий. Заполняют предложенные таблицы.
Участвуют в беседе об экологической оценке проектно- преобразовательной деятельности. Знакомятся со следующими понятиями: безотходное производство, вторичное использование сырья, утилизация отходов.
Проводят исследование и выбор технологии изготовления изделия. Исследуют схемы и рисунки узоров различных декоративных изделий, выполненных из вязанных квадратов по предложенным журналам и книгам. Проводят их сравнительный анализ, учатся разрабатывать композиции и создавать орнамент изделий. Работают по группам над созданием композиции рисунка декоративного изделия, строят чертеж изделия и рассчитывают количество квадратов, необходимых для изготовления выбранного объекта. А также осуществляют выбор материалов, инструментов и оборудования.
Занятие 4.
Тема: Способы соединения квадратов в изделие.
Задачи:
1. Изучить способы соединения квадратов в изделие.
2. Организовать
самостоятельную работу по
3. Организовать
работу по составлению
4. Развитие эстетического вкуса.
5. Воспитание аккуратности в работе.
Оборудование и оснащение:
1. Альбом образцов «Способы соединения квадратов в изделие».
2. Учебник «Технология» 5, 6 класса.
3. Технологическая карта изготовления различных вязаных изделий.
Деятельность учителя:
Организует беседу с учащимися об основных технологических процессах изготовления вязаного изделия, беседу с учащимися о существующих способах соединения квадратов в изделие. Организует самостоятельную работу по составлению технологической карты изготовления проектируемого учащимися изделия и работу по изготовлению изделия.
Деятельность учащихся:
Участвуют в беседе об
Составляют
технологическую карту
Работают самостоятельно над изготовлением проектируемого изделия (вяжут квадраты по выбранным схемам).
Занятие 5.
Тема: Окончательная обработка готового изделия.
Задачи:
1. Изучить
способы окончательной
2. Организовать
самостоятельную работу по
3. Научить
правильно оформлять
4. Развитие творческих способностей.
5. Воспитание усидчивости и терпения.
Оборудование и оснащение:
1. Плакаты, используемые в процессе проведения предыдущих занятий.
2. Альбомы с образцами.
3. Учебники «Технология» 5, 6 класса.
4. Образцы оформления пояснительной записки к проекту.
Деятельность учителя:
Организует самостоятельную работу учащихся по изготовлению изделия, его оформлению, по оформлению пояснительной записки проектной деятельности. Проводит консультации с учащимися.
Организует беседу со школьниками о способах окончательной обработки готового вязаного изделия: стирке, накрахмаливании, влажно-тепловой обработке.
Деятельность учащихся:
Работают самостоятельно над оформлением пояснительной записки (она может быть оформлена в виде альбома, проектной тетради или любая другая форма) проектной деятельности и изготовление проектируемого изделия, его отделкой. Отделка изделия может быть различной. Можно использовать различные виды народных ремесел: макраме, вышивка бисером и другими бусинами, аппликация. Учащиеся могут сами придумывать и сочетать различные виды творчества не только для украшения изделия, но и для придумывания своей модели. Ведь творческий проект открывает простор для творчества и фантазии.
Участвуют в беседе о способах окончательной обработки готовых вязаных изделий. Фиксируют их в тетради.
Занятие 6.
Может проводится как на уроке, так и вне (например, презентация проекта на школьной ярмарке).
Тема: Оценка и анализ выполненной работы.
Задачи:
1. Закрепить знания этапов проектной деятельности.
2. Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникабельность.
3. Организовать защиту проектов учащихся и выставку изделий.
4. Определить конечный уровень знаний и умений учащихся по изучению раздела «Рукоделие».
5. Провести
анкетирование учащихся по
6. Развитие культуры речи.
7. Воспитание ответственности.
Оборудование и оснащение:
Деятельность учителя:
Организует представление учащимися своих проектов и готовых изделий, обсуждение ими результатов выполнения проектов, самооценку и анализ проектной деятельности.
Организует выставку изделий учащихся.
Проводит диагностику знаний и умений учащихся по разделу «Рукоделие» в 5 классе (пояснительная записка, изделие, защита и тестирование). Комментирует выставленные оценки за проект.
Деятельность учащихся:
Представляют проекты и готовые изделия, обсуждают результаты проектной деятельности, оценивают и анализируют ее.
Участвуют в оформлении выставки изделий. Выполняют тестовые задания по разделу «Рукоделие» в 5 классе, отвечают на вопросы учителя. Предоставляют необходимую документацию по выполненному проекту.
Ниже приводится пояснительная записка проекта, выполненного учащимися 5-го класса.
Пояснительная записка
Ф. И. учащегося ________________________ класс _____ школа _______
Руководитель
проекта ______________________________
Тема: Изделие из вязаных квадратов.
Объект труда: сумка.
План работы приводится в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3.
План выполнения работы
Исследовательский этап |
|
Конструкторский этап |
|
Технологический этап |
|
Заключительный этап |
|
Обоснование потребности в изделии
У каждой девушки может возникнуть потребность в красивой, практичной, не дорогостоящей сумке.
Выбор модели. Описание внешнего вида
Модель 1. Универсальная сумка квадратной формы размером 22х22см, с длинной ручкой. Сумка выполнена из квадратов двух видов и декорирована по низу бахромой. Квадраты передней части сумки расположены в шахматном порядке. Сумка может быть использована как пляжная, прогулочная или для музыкальных нот и других предметов.
Определение требований к изделию
Требования к проектируемому изделию приводятся в таблице 2.1.4.
Таблица 2.1.4.
№ п/п | Перечень критериев | Требования к проектируемому изделию |
1. | Функциональное назначение | Изделие должно быть практичным и удобным. |
2. | Человеческий фактор | Должно удовлетворять потребности человека. |
3. | Материал | Возможность изготовления изделия из материалов, имеющихся в достаточном количестве. |
4. | Технология изготовления | Простота в изготовлении. |
5. | Внешний вид | Изделие должно быть красивым и оригинальным |
6. | Стоимость | Себестоимость изделия не должна быть больше аналогичных изделий на рынке, в магазинах. |
Построение конструкции изделия
В таблице 2.1.5. приводится последовательность построения чертежа сумки, а также определение количества квадратов, необходимых для изготовления изделия.
Таблица 2.1.5.
Построение чертежа сумки
№ п/п | Этап работы | Построение | Графическое
изображение |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Положение верхней и боковой линий сумки | В т.А построить прямой угол | |
2. | Ширина сумки | От т. А вправо отложить отрезок АВ=21(22) | |
3. | Линия низа | От т. А вниз отложить отрезок АН=21(22) | |
4. | Построение передней части сумки | Построить квадрат АВСН | |
5. | Определение количества квадратов | Квадрат АВСН разделить
на равные квадраты размером 7х7. Графически
определить количество квадратов (в данном
случае 9х2=18) |
|
6. | Построение ручки сумки | Построить прямоугольник ПП1ЕЕ1: ПП1=3; ПЕ=40 |
Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии