Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    Деятельность  учащихся:

    Участвуют в беседе об экономической оценке проектируемого изделия. Учатся проводить маркетинговые исследования, рассчитывать себестоимость изделия, определять ориентировочную цену и сравнивать ее с ценой аналогичных изделий. Заполняют предложенные таблицы.

    Участвуют в беседе об экологической оценке проектно- преобразовательной деятельности. Знакомятся со следующими  понятиями: безотходное производство, вторичное использование сырья, утилизация отходов.

    Проводят  исследование и выбор технологии изготовления изделия. Исследуют схемы и рисунки узоров различных декоративных изделий, выполненных из вязанных квадратов по предложенным журналам и книгам. Проводят их сравнительный анализ, учатся разрабатывать композиции и создавать орнамент изделий. Работают по группам над созданием композиции рисунка декоративного изделия, строят чертеж изделия и рассчитывают количество квадратов, необходимых для изготовления выбранного объекта. А также осуществляют выбор материалов, инструментов и оборудования.

Занятие 4.

    Тема: Способы соединения квадратов в изделие.

    Задачи: 

1. Изучить  способы соединения квадратов  в изделие.

2. Организовать  самостоятельную работу по изготовлению  проектируемого изделия.

3. Организовать  работу по составлению технологической  карты изготовления проектируемого изделия.

4. Развитие  эстетического вкуса.

5. Воспитание  аккуратности в работе.

    Оборудование  и оснащение:

1. Альбом  образцов «Способы соединения  квадратов в изделие».

2. Учебник  «Технология» 5, 6 класса.

3. Технологическая  карта изготовления различных вязаных изделий.

    Деятельность  учителя:

    Организует  беседу с учащимися об основных технологических  процессах изготовления вязаного изделия, беседу с учащимися о существующих способах соединения квадратов в изделие. Организует самостоятельную работу по составлению технологической карты изготовления проектируемого учащимися изделия и работу по изготовлению изделия.

    Деятельность  учащихся:

      Участвуют в беседе об основных  технологических процессах изготовления вязаного изделия. Знакомятся с различными способами соединения квадратов в изделие, зарисовывают несложные схемы ажурной отделки.

    Составляют  технологическую карту изготовления своего изделия.

    Работают  самостоятельно над изготовлением  проектируемого изделия (вяжут квадраты по выбранным схемам).

Занятие 5.

    Тема: Окончательная обработка готового изделия.

    Задачи:

1. Изучить  способы окончательной обработки  готового изделия.

2. Организовать  самостоятельную работу по отделке  и окончательной  обработке готового изделия.

3. Научить  правильно оформлять пояснительную  записку по проекту.

4. Развитие  творческих способностей.

5. Воспитание  усидчивости и терпения.

    Оборудование  и оснащение:

1. Плакаты,  используемые  в процессе проведения  предыдущих занятий.

2. Альбомы  с образцами.

3. Учебники  «Технология» 5, 6 класса.

4. Образцы оформления пояснительной записки к проекту.

    Деятельность  учителя:

    Организует  самостоятельную работу учащихся по изготовлению изделия, его оформлению, по оформлению пояснительной записки проектной деятельности. Проводит консультации с учащимися.

    Организует беседу со школьниками о способах окончательной обработки готового вязаного изделия: стирке, накрахмаливании, влажно-тепловой обработке.

    Деятельность  учащихся:

    Работают  самостоятельно над оформлением  пояснительной записки (она может  быть оформлена в виде альбома, проектной тетради или любая другая форма) проектной деятельности и изготовление проектируемого изделия, его отделкой. Отделка изделия может быть различной. Можно использовать различные виды народных ремесел: макраме, вышивка бисером и другими бусинами, аппликация. Учащиеся могут сами придумывать и сочетать различные виды творчества не только для украшения изделия, но и для придумывания своей модели. Ведь творческий проект открывает простор для творчества и фантазии.

    Участвуют в беседе о способах окончательной обработки готовых вязаных изделий. Фиксируют их в тетради.

Занятие 6.

    Может проводится как на уроке, так и  вне (например, презентация проекта на школьной ярмарке). 

    Тема: Оценка и анализ выполненной работы.

    Задачи: 

1. Закрепить  знания этапов проектной деятельности.

2. Формировать  адекватную самооценку, уверенность  в себе,  коммуникабельность.

3. Организовать  защиту проектов учащихся  и  выставку изделий.

4. Определить  конечный уровень знаний и  умений учащихся по изучению  раздела «Рукоделие».

5. Провести  анкетирование учащихся по результатам  проектной деятельности.

6. Развитие  культуры речи.

7. Воспитание  ответственности.

    Оборудование  и оснащение:

  1. Контрольные тесты (приложение 2.).
  2. Оценочный лист.

    Деятельность  учителя:

    Организует  представление учащимися своих  проектов и готовых изделий, обсуждение ими результатов выполнения проектов,  самооценку и анализ проектной деятельности.

    Организует  выставку изделий учащихся.

    Проводит  диагностику знаний и умений учащихся по разделу «Рукоделие» в 5 классе (пояснительная записка, изделие, защита и тестирование). Комментирует выставленные оценки за проект.

    Деятельность  учащихся:

    Представляют  проекты и готовые изделия, обсуждают  результаты проектной деятельности, оценивают  и анализируют ее.

    Участвуют в оформлении выставки изделий. Выполняют  тестовые задания по разделу «Рукоделие» в 5 классе, отвечают на вопросы учителя. Предоставляют необходимую документацию по выполненному проекту.

    Ниже  приводится пояснительная записка  проекта, выполненного учащимися 5-го класса.

 

Пояснительная записка

    Ф. И. учащегося ________________________ класс _____ школа _______

    Руководитель  проекта ___________________________________________

    Тема: Изделие из вязаных квадратов.

    Объект  труда: сумка.

    План  работы приводится в таблице 2.1.3.

    Таблица 2.1.3.

План  выполнения работы

Исследовательский этап
  1. Обоснование потребности в изделии
  2. Выбор модели. Описание внешнего вида.
  3. Определение требований к изделию.
  4. Организация рабочего места.
Конструкторский этап
  1. Построение конструкции изделия.
Технологический этап
  1. Выбор материалов.
  2. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
  3. Выполнение технологических операций.
  4. Построение технологической карты изготовления изделия.
Заключительный  этап
  1. Расчет себестоимости изделия.
  2. Оценка качества выполненной работы.
  3. Оформление пояснительной записки.
  4. Защита проекта.

Обоснование потребности в изделии

    У каждой девушки может возникнуть потребность в красивой, практичной, не дорогостоящей сумке. 

Выбор модели. Описание внешнего вида

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Модель 1. Универсальная сумка квадратной формы размером 22х22см, с длинной  ручкой. Сумка выполнена из квадратов двух видов и декорирована по  низу бахромой. Квадраты передней части сумки расположены в шахматном порядке. Сумка может быть использована как пляжная, прогулочная или для музыкальных нот и других предметов.

Определение требований к изделию

    Требования  к проектируемому изделию приводятся в таблице 2.1.4.

Таблица 2.1.4.

Требования  к проектируемому изделию

№ п/п Перечень  критериев

Требования  к проектируемому изделию

1. Функциональное  назначение Изделие должно быть практичным и удобным.
2. Человеческий  фактор Должно удовлетворять  потребности человека.
3. Материал Возможность изготовления изделия из материалов, имеющихся  в достаточном количестве.
4. Технология  изготовления Простота в  изготовлении.
5. Внешний вид Изделие должно быть красивым и оригинальным
6. Стоимость Себестоимость изделия не должна быть больше аналогичных изделий на рынке, в магазинах.

Построение  конструкции изделия

    В таблице 2.1.5. приводится последовательность построения чертежа сумки, а также  определение количества квадратов, необходимых для изготовления изделия.

Таблица 2.1.5.

Построение  чертежа сумки

№ п/п Этап  работы Построение Графическое  
изображение
1 2 3 4
1. Положение верхней  и боковой линий сумки В т.А построить  прямой угол
2. Ширина сумки От т. А вправо отложить отрезок АВ=21(22)
3. Линия низа От т. А вниз отложить отрезок АН=21(22)
4. Построение  передней части сумки Построить квадрат  АВСН
5. Определение количества квадратов Квадрат АВСН разделить  на равные квадраты размером 7х7. Графически определить количество квадратов (в данном случае 9х2=18) 
 
6. Построение  ручки сумки Построить прямоугольник  ПП1ЕЕ1: ПП1=3; ПЕ=40

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии