Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    На первом-втором занятии ученицы изучают технику вязания (цепочка из воздушных петель, полупетля, столбик без накида, столбик с накидом) крючком. Затем приступают к непосредственному вывязыванию изделия «Квадрат». Освоив вязание квадрата, ученицы самостоятельно и с увлечением могут изготовить несложные изделия, фантазируя и придумывая новые варианты его использования. В старших классах из вязаных крючком квадратов можно собрать покрывало, жилет оригинальной формы и другие интересные изделия [16].

    В качестве объекта труда ученицам 5-го класса можно предложить выполнить сумочку из вязаных квадратов. Причем, модель сумочки может быть одинаковой для всех учениц — тогда проект осуществляется в форме коллективной работы. Учащиеся могут придумать свою модель, которая будет отличаться либо цветовым решением, либо формой, либо отделкой, тем, на что хватит фантазии у учениц — индивидуальная форма работы. А также может быть организована работа в группах или звеньях, где работа распределяется с учетом способностей, возможностей и интересов учащихся. Кроме того, учащиеся могут предложить разработать и изготовить другое изделие из вязаных квадратов. Разработанные нами занятия дают возможность учителю использовать различные средства, формы, методы обучения.

    Работу  над выбором проекта рекомендуется начинать задолго до его реализации. Свои идеи лучше обсуждать коллективно, при непосредственном участии учителя, так как он в случае необходимости может развить, натолкнуть на мысль, дополнить идею [29].

    В таблице 2.1. приводятся этапы проекта и рекомендуемое количество занятий на каждый этап.

      Таблица 2.1.1.

Поэтапное количество часов

№ п/п Этап Количество  занятий
1. Поисковый 1—2 занятия  + самостоятельная работа
2. Конструкторский 1 занятие + самостоятельная  работа
3. Технологический 2 занятия + самостоятельная  работа
4. Заключительный 1 занятие или  внеурочное время

Занятие 1.

    Тема: История и способы вязания крючком.

    Задачи:

1. Изучить  историю и способы вязания  крючком.

2. Познакомить  с изделиями, выполненными из  вязаных квадратов.

3. Познакомить  с алгоритмом проектной деятельности.

4. Научить  выявлять проблемы и проводить  исследование потребностей.

5. Научить  подбирать нити, соответствующие  номеру крючка.

6. Научить  правильно организовывать рабочее  место.

7. Освоить  способы вывязывания петель и основных элементов вязания крючком (столбик, полустолбик, столбик с накидом), а также изучить их условные обозначения.

8. Развитие  интереса к вязанию.

9. Воспитание  самостоятельности принятия решений.

    Оборудование  и оснащение:

  1. Плакат «Инструменты и материалы» (приложение 1).
  2. Правила безопасного труда при вязании крючком.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Плакат  «Алгоритм проектной деятельности».

4. Таблица  (табл. 2.1.2.) «Условные обозначения  элементов вязания крючком».

Таблица 2.1.2.

Условные  обозначения основных элементов вязания крючком

№п/п Название  элемента

Условное  обозначение

1. Петля подъема
2. Воздушная петля
3. Полустолбик ׀ или /, или
4. Столбик без  накида È или Í
5. Столбик с одним  накидом
6. Столбик с двумя  накидами
7. Соединительный столбик Ç                          

5. Схемы  (карточки) с изображением основных  приемов вязания крючком.

 

 
 

  6. Образцы изделий, связанных крючком  разными способами.

  1. Учебники «Технология» 5 и 6 классов.

    Деятельность  учителя:

    Рассказывает  об истории старинных рукоделий. Организует обсуждение сообщений учащихся об истории вязания крючком, проводит беседу с учащимися о способах вязания крючком и их сравнении.

    Знакомит  учащихся с алгоритмом проектной  деятельности и обсуждает с ними каждый этап проектной деятельности. Обсуждает с учащимися и помогает им выявить и разрешить проблему. Советует, как исследовать потребности в вязаных изделиях. Проводит диагностику знаний и умений.

    Во  время практической части урока  знакомит учащихся с основными правилами  безопасного труда при вязании крючком. Рассказывает о видах крючков и ниток, а также о значении номера крючка и толщины ниток. Объясняет и демонстрирует основные приемы вязания крючком, правильное положение рук. Знакомит учащихся с условными обозначениями.

    Деятельность учащихся:

    Выступают и обсуждают сообщения об истории  вязания крючком. Знакомятся со способами вязания крючком, сравнивают их. Знакомятся с изделиями, выполненными из квадратов.

    Изучают алгоритм и обсуждают с учителем компоненты проектной деятельности, записывают схему в тетрадь. Выявляют проблему, знакомятся, как проводить исследование потребностей в декоративных вязаных изделиях.

    Изучают правила безопасного труда при  вязании крючком, записывают их в тетрадь. Знакомятся с инструментами и материалами, используемыми для вязания крючком, учатся подбирать нитки, соответствующие номеру крючка. Учатся вывязывать основные элементы. Изучают условные обозначения основных элементов вязания крючком. Зарисовывают условные обозначения.

Занятие 2.

    Тема: Вязание изделия «Квадрат».

    Задачи:

1. Научить  проводить анализ потребностей  в вязаных изделиях членов  семьи.

2. Помочь  учащимся сформулировать тему  и задачи проекта.

3. Организовать  составление плана проектной  деятельности.

4. Выработать  требования к проектируемому изделию.

5. Организовать  выдвижение идей, а также выбор лучшей.

6. Научить  читать и вязать по схеме.

7. Научить  вязать «Квадрат» по схеме.

  1. Развитие творческой инициативы.
  2. Воспитание трудолюбия.

    Оборудование  и оснащение:

1. Схема вязания  квадрата по кругу.

2. Таблица  «Требования к проектируемому  изделию».

3. Эскизы  различных вариантов сумочек.

4. Журналы  и книги по вязанию крючком.

5. Альбом  с образцами элементов вязания  крючком.

    Деятельность  учителя:

    Проводит  анализ исследованных учащимися  потребностей в вязаных изделиях и способов их удовлетворения. Помогает учащимся сформулировать тему и задачи проекта. Участвует в обсуждении плана выполнения проекта.

    Помогает  учащимся выработать требования к проектируемому изделию. Организует обсуждение каждого вида декоративного изделия, его применения, проводит сравнительный анализ. Помогает учащимся осуществить правильный выбор лучшей идеи.

    Учит  учащихся приемам вязания квадрата по кругу используя схему.

    Деятельность  учащихся:

    Участвуют в анализе результатов исследований потребностей членов семьи в вязаных изделиях, определяют возможности их удовлетворения.

    Формулируют тему и задачи проекта. Обсуждают  и составляют план работы по проекту. Вырабатывают требования к проектируемому изделию, анализируют различные варианты декоративных изделий. Участвуют в выдвижении идей, определяют лучшую идею из всех предложенных. Фиксируют результаты в тетрадях. Учатся читать схемы и вязать по ним.

Занятие 3.

    Тема: Разработка композиции изделия.

    Задачи: 

1. Провести  исследование технологии изготовления вязаного изделия.

2. Исследовать  различные рисунки и схемы  узоров, проанализировать их.

3. Научить  разрабатывать композицию изделия  и создавать орнамент.

4. Научить  производить расчет размеров  квадрата и изделия.

5. Научить  производить выбор необходимых материалов, оборудования, инструментов.

6. Научить  рассчитывать себестоимость изделия  (с учетом затрат  на сырье,  основные и вспомогательные материалы, на износ инструмента и на электроэнергию); определять ориентировочную цену, сравнивать ее с ценой аналогичных изделий.

7. Развитие  технических и интеллектуальных  способностей.

8. Воспитание  организованности в работе.

    Оборудование  и оснащение:

1. Журналы  со схемами и рисунками декоративных  изделий, выполненных из вязанных квадратов (желательно чтобы были примеры сумок).

2. Альбом  с образцами «Вязание крючком».

3. Таблица  «Расчет себестоимости проектируемого  изделия».

4. Последовательность  построения чертежа изделия.

    Деятельность  учителя:

    Организует  беседу с учащимися о том, как  произвести экономическую оценку проектируемого изделия. Объясняет им основные понятия такие, как себестоимость, цена, прибыль, товар. Рассказывает школьникам, как провести маркетинговые исследования (рыночные), рассчитать себестоимость изделия, определить ориентировочную цену и сравнить ее с ценой аналогичных изделий. Помогает учащимся заполнить таблицы по расчету себестоимости проектируемого изделия.

    Рассказывает  о таких понятиях, как  безотходное  производство, вторичное использование сырья, утилизация отходов.

    Организует исследование и выбор технологии изготовления изделия, путем соотнесения ее с требованиями к проектируемому изделию. Проводит с учащимися исследования схем вязания квадратов по журналам и книгам. Помогает учащимся провести анализ данных схем и рисунков, понять процесс создания композиции и орнамента рисунка изделия. Организует работу с учащимися по группам с целью создания и разработки ими композиции рисунка изделия, используя элементы готовых схем и рисунков и дополняя своими.

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии