Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.
Задачи исследования:
Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8
Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36
2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36
2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51
Выводы ………………………………………..……………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..
При использовании творческих проектов процесс учения — обучения как для учащегося, так и для педагога становится широко мотивированным, более эффективным, имеет восходящую направленность. Педагогический процесс, осуществляемый на основе метода проектов, представляет собой не просто базовую учебную площадку для будущего функционирования учащегося в окружающем динамическом пространстве, как в традиционной системе обучения, а позволяет в ходе всего процесса учения — обучения активно участвовать в его преобразовании. При этом преобразование рассматривается как движение. А совокупность движений есть композиция. Педагог и учащиеся в ходе проектной деятельности участвуют как в организации и совершенствовании педагогического процесса, так и в гармонизации его с окружающим пространством, образуя при этом композиционную целостность образовательного процесса с внутренней и внешней средой. Метод проектов — это один из немногих методов, который позволяет производить данную гармонизацию [24].
Таким
образом, можно сделать вывод, что
метод проектов это один из эффективных,
интересных методов обучения. Он позволяет
не только стимулировать интерес к предмету,
но также способствует развитию познавательной
активности учащихся, помогает формировать
у учащихся такие необходимые качества,
как способность самостоятельно решать
творческие и технологические задачи,
принимать обоснованные решения, применять
и использовать приобретенные умения,
знания, навыки и информацию в различных
сферах преобразовательной деятельности.
1.2.
Психологические
факторы эффективности
использования
творческих проектов
на занятиях
Человек постоянно выдумывает и изобретает что-то новое, ранее не существовавшее, проявляет творчество. И как разнообразна деятельность человека, так разнообразно и творчество: художественное, научное, техническое, творчество в отношениях между людьми, например в любви или воспитании детей. Разнообразны и творческие методы: один более полагается на вдохновение, внезапное озарение, другой — на кропотливый труд и мастерство [33].
Л. С. Выготский считал, что деятельность человека можно разделить на два типа: один вид деятельности — воспроизводящий, или репродуктивный, связанный тесным образом с памятью человека. Человек, воспроизводящий уже ране создававшееся, повторяет выработанные приемы действий. Второй вид деятельности, основанный на комбинирующей, или творческой способности мозга человека, психологи назвали воображением или фантазией. «Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Именно творческая деятельность человека делает его существование обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [5].
Как известно, познавательная деятельность учащихся складывается из творческой и репродуктивной частей. Развитие познавательных способностей детей в решающей степени зависит от их творческой деятельности. Причем наиболее эффективной является систематическая творческая деятельность учащихся, а не эпизодическая. Стимулирование регулярной творческой активности учащихся на уроках технологии предоставляется возможным при применении метода проектов, а именно выполнение учащимися творческих проектов. Выполнение проектов ставит учащихся перед необходимостью проявлять свою инициативу, эстетический вкус, нешаблонное мышление, воображение, фантазию, что в свою очередь способствует развитию у них творческих способностей.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше возможностей усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
С. Поляков пишет: «творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развить». Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, там, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека [20].
Развивать творческие способности ребенка — значит развивать его воображение, мышление.
Мышление всегда носит творческий характер (психологи утверждают — «нетворческого мышления» нет), так как оно направлено на открытие новых знаний. Например, там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (это может быть новый способ обработки изделия), то здесь выступает творческое мышление.
Творческий
характер мышления проявляется в
таких его качествах как
В
качестве основного критерия творчества
часто рассматривается
Развитие
творческих способностей школьников не
может происходить без
Поэтому метод проектов является одним из методов, позволяющим ставить перед учащимися такие задачи, решение которых ставило бы их в ситуацию поиска, т. е. познавательной и творческой активности.
Однако из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, — очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска информации, к процессу изготовления изделия.
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и метод творческих проектов систематически, целенаправленно позволяет развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, новые пути и способы решения проблемы и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития психических процессов: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышают их творческо-поисковую активность. Психологические исследования творческой деятельности, развития творческих способностей позволяют выделить также и те факторы, которые мешают развитию творческих способностей. А это:
Для получения положительных результатов творческой проектной деятельности учащихся, важное значение имеет мотивация, наличие цели, стремление к ее достижению.
По мнению Н. В. Матяш, в проектной деятельности школьников важную роль играют социальные мотивы: желание получить положительные отметки, соревновательные мотивы самоутверждения в группе сверстников, похвала и др. Хотя социальные мотивы значимы, но на первое место все же выходят учебно-познавательные от широких мотивов познания нового, разрешения возникающих по ходу выполнения проекта проблемных ситуаций до познавательных мотивов самообразования и самосовершенствования [14].
Как
формировать мотивацию
П. С. Лернер утверждает, что ядром мотивации проектной деятельности учащихся признается спектр интересов, который специфичен для каждой возрастной группы. Так, для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и «нужных» объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности. Для старшеклассников характерны нацеленность на постижение процесса, желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, хотя и им присуще стремление к личному успеху, беспроблемности в выполнении заданий.
П. С. Лернер также выделяет некоторые приемы, которые учитель может использовать в своей деятельности для формирования интереса к проектным заданиям, процессу проектирования:
1.
Объяснение сути проектного
Учителю важно помнить, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Безусловно, формировать альтернативное мышление проще на уроках математики, чем на уроке труда. Однако при выполнении изделия всегда есть возможность выбора разных способов работы. От ребенка требуется увидеть несколько вариантов решения проблемы и выбрать лучший из них.
Любой труд, в том числе ручной, как утверждает Л. Кузнецова, если он ведет к овладению новым умением, необходим школьнику не только для того, чтобы он приобрел нужные в жизни практические навыки, но и для того, чтобы усовершенствовать свой ум.
Каждое новое умение — это не просто сноровка, богатство физических навыков: это еще и новый шаг в умственном развитии. Занимаясь ручным трудом, ребенок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берет на себя функции управления новым для ребенка видом деятельности и, управляя ею, развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует ребенок, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развить только в процессе овладения навыками ручного труда.
Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии