Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    На  втором году обучения большое внимание уделяется творческой самостоятельности детей. Выполняются работы для выставок, конкурсов, ярмарок. В конце 2-го года обучения каждый кружковец должен обладать определенными знаниями и умениями.

    Программа учит кружковцев видеть интересное, необычное, опирается на современное направление дизайна, помогает школьникам интересно и содержательно организовать свободное время, развивает художественный вкус и содействует гармоничному эстетическому воспитанию, помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, так как включает много самостоятельных заданий [22].

    Занятия в кружке не только развивают ребенка  как творческую активную личность, но и дают возможность освоить  некоторые виды декоративно-прикладного искусства, а полученные умения и навыки помогут при изготовлении различных предметов быта, сувениров, подарков, при украшении интерьера и одежды.

    В процессе систематической целенаправленной работы с учащимися экспериментальной группы, мы получили следующие результаты работы нашего исследования.

    Таблица 2.2.3.

Итоги формирующего эксперимента

Уровень Начало  эксперимента Конец эксперимента
контрольная  
группа
экспериментальная  
группа
контрольная  
группа
экспериментальная группа
абс. цифры % абс. цифры % абс. цифры % абс. Цифры %
Высокий 2 4 2 4,4 8 16 14 31,1
Средний 12 24 10 22,2 17 34 21 46,7
Низкий 36 72 33 73,3 25 50 10 22,2

    Проведенный в процессе исследования психолого-педагогический эксперимент подтвердил актуальность проблемы и правомерность выдвинутых гипотетических предположений.

    Проведенное исследование позволяет поставить вопрос о необходимости совершенствования трудовой подготовки учащихся:

  1. Обогатить содержание трудовой подготовки школьников материалами по использованию творческих проектов.
  2. Разработать и внедрить в учебный процесс трудового обучения учащихся творческие проекты.

Выводы

 

    Творческими натурами называют людей, которые из упаковок от киндерсюрпризов делают всевозможные игрушки, из пластиковых бутылок мастерят вазы для цветов, из ненужного тряпья и старой ваты творят великолепные панно [11].

    Чтобы воспитать в ребенке творческую натуру учителю технологии и руководителю кружка по рукоделию необходимо использовать различные пути и методы обучения, в том числе, и метод творческих проектов. В ходе выполнения проекта учащиеся не только получают эмоциональное удовлетворение от результатов собственного труда, но они также знакомятся с пошаговым путем «рождения» любого изделия, будь то небольшой сувенир или целое изделие. В процессе этого дети учатся ценить не только вещи, но и труд тех людей, которые трудятся над созданием изделия. Процесс работы над проектом позволяет пробудить у учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить свои творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное авторское изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей, а главное, ребятам предоставляются самостоятельность и свобода мышления [15].

    У каждого ребенка есть способности  и таланты. Школьники от природы  любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство как на уроках, так и во внеурочное время.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Принципиальным  отличием современной образовательной  области «Технология» от традиционного трудового обучения должна стать свобода выбора вида, цели и объекта деятельности, технологии. Лозунгом трудового обучения было: «от умений к навыкам, от навыков к готовому изделию, от готового изделия к выставке». Лозунг образовательной области «Технология» сегодня: «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его защите и реализации», т. е. от традиционного трудового обучения осталась только практическая реализация проекта, в процессе которой и будут нарабатываться те умения, которые ранее были основной целью. При этом упор предполагается сделать на поиск новых идей, развитие творческого потенциала личности в той или иной сфере деятельности [9].

    По  мнению П. С. Лернер, цели новой образовательной  области «Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. При этом алгоритм его остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решений [13].

    Современная психология выделяет четыре основные фазы творческого процесса: подготовку — сознательную деятельность, являющуюся предпосылкой создания новой идеи; созревание — бессознательную работу над проблемой, вынашивание идеи; вдохновение — рождение идеи (или решения), ее переход из бессознательного в сознание; сознательную работу по развитию идеи, ее окончательному оформлению и проверке [33]. Сравнивая фазы творческого процесса с этапами реализации творческого проекта, можно сказать, что проектная деятельность проходит все фазы творческого процесса. Выполнение учащимися заданий творческого характера направлена на развитие их творческих способностей, которые в свою очередь влияют на развитие всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения. Ученики учатся проявлять свою инициативу, быть самостоятельными, учатся принимать решения в различных ситуациях, находить различные способы решения проблемы, проявляют свою фантазию, получают удовлетворение от результатов своего труда, обогащаются положительными эмоциями.

      Рассматривая метод проектов  в рамках педагогических аспектов, можно сделать вывод, что данный метод не новое явление в педагогике. Однако в отечественной педагогике его относят к одним из инновационных методов обучения. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить методы обучения, организационные формы проведения занятий. Ведь проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю придерживаться всех принципов обучения, позволяет расширить и разнообразить средства обучения.

    В организации проектной деятельности учащихся велика роль учителя, поэтому  для него важно:

  • умение выбрать и предложить ученикам наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  • не следует стремиться к сложным темам проектов — это позволит справиться с такой трудностью, как нехватка учебного времени;
  • владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • хорошим действующим стимулом для учащихся послужит то, что хорошо выполненное изделие обязательно будет демонстрироваться на школьной выставке, использоваться для нужд школы, местного детсада, вручаться родителям.

    Надо  сказать, что метод проектов эффективно использовать не только на уроках технологии, но и на уроках по любой учебной дисциплине, а также во внеурочной и внешкольной работе. Анализ литературы показывает, что организация коллективной творческой деятельности детей социальным педагогом также дает положительные результаты. Причем проектную деятельность с элементами творчества целесообразно использовать не только в работе с одаренными детьми, но и с детьми девиантного, делинквентного поведения, а также с детьми-инвалидами и другими категориями детей, нуждающихся в помощи и поддержке взрослых. Ведь данная деятельность позволяет детям приобретать опыт общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; вызывает положительные эмоции; у детей повышается возможность социальной защищенности и социально-трудовой адаптации в современном мире.

    Таким образом, творчество помогает приобрести опыт общения, поведения, взаимодействия. Творчество помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделять главное и второстепенное, так как изучаемый материал преподносится нестандартно, ярко, мобилизуя, все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. В процессе творчества восприятие материала идет не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность обучения. При этом и ученики и учитель испытывают глубокое удовлетворение.

 

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. Астрейко  С. Я. Формы организации технического творчества учащихся // Народная асвета. — 2003. — № 11. — С. 38—42.
  2. Астрейко С. Я. Формы организации технического творчества учащихся // Народная асвета. — 2003. — № 12. — С. 38—42.
  3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
  4. Велишкевич Н. А. Подбор, разработка объектов труда и реализация метода проектов на уроках технологии (трудового обучения) в реформируемой школе // Тэхналагічная адукацыя. — 2002. — № 3. — С. 49—53.
  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — С. 5.
  6. Гладков А. К., Козлов А. С., Савватеев И. В. Использование алгоритмических методов творчества в дипломных проектах // Школа и производство. — 2003. — № 6. — С. 75—79.

    7. Карачев А. А., Каплин Р. Е. Метод проектов глазами учителей и учащихся // Школа и производство. — 2004. — № 5. — С. 20.

    8. Карпов  И. Л. Помнить об эстетике  труда // Школа и производство. — 2003. — № 6. — С. 65.

    9. Козлов А.  С. К введению в стандарт  образования для факультетов  технологии и предпринимательства педагогических вузов изучения основ ТРИЗ // Реализация новой парадигмы образования через образовательную область «Технология»: Сб. тр. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — С. 38—44.

  1. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука-мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания // Воспитание школьников. 2002. № 2. С. 14—17.
  2. Кузьмина Н. А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда // Начальная школа. 2004. № 2. С. 82—84.
  3. Левковец П. И. Особенности работы с литературой при выполнении творческого технологического проекта // Тэхналагічная адукацыя. 2003. № 1. С. 72—73.
  4. Лернер П. С. Проектирование по «Технологии» // Школа и производство.  1997. № 3. С. 15—19.
  5. Матяш Н. В. Проектирование как вид учебной деятельности школьников // Тэхналагічная адукацыя. 2002. № 1. С. 3—9.
  6. Мищенко Е. Главное — самостоятельность и свобода мышления // Учитель. 2002. № 2. С. 24—26.
  7. Пархоменко Е.Ф. Вязанный квадрат // Школа и производство. — 2004.— № 2. — С. 36—37.
  8. Перспективные направления и средства развития технологической творческой деятельности // Дидактика технологического образования: Ч. 2. — М., 1997. — С. 115—139.
  9. Петрукович О. А. Проектированию надо учить // Школа и производство. 2003. № 2. С. 48—49.
  10. Питт Д. Проекты по технологии: руководство для авторов // Учитель. 2002. № 2. С. 30—32.
  11. Поляков С. Творчество — это исследование // Учитель. 2002. № 2. С. 32—36.
  12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
  13.   Рачкова И. П. Программа кружка «Декоративный дизайн» // Пазашкольнае выхаванне. 2003. № 2. С. 30—36.

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии