Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)
  • эмпирические — изучение практики трудовой подготовки школьников, наблюдение, анкетирование, беседы, психолого-педагогический эксперимент;
  • статистические — количественная и качественная обработка результатов, их анализ и обобщение.

 

     ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

  1.1. Педагогические аспекты  разработки и внедрения  творческих  
проектов в учебном процессе школы
 

    Внедрение в общеобразовательный процесс  по технологии метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Почему так важно сегодня обучать учащихся через проекты?

    Д. Питт считает, что творческие проекты являются мощным средством развития ребенка. Полный проект включает в себя проектирование, изготовление изделия и оценку того, насколько оно удовлетворяет реальные человеческие потребности. Выполняя ряд проектов, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. У учащихся развиваются навыки изготовления изделий, углубляются знания и понимание материалов, производственных процессов и профессий. Они развиваются как творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно [19].

    Учеными давно доказано, что, заставляя ребенка  усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые имеются. Творческий проект предполагает не подачу готовых знаний учителем, а самостоятельную, продуктивную деятельность учащихся.

    Метод проектов (лат. projectus — брошенный вперед; план на будущее) — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности.

    Главной особенностью этого метода, по мнению П. И. Левковца, является то, что ученик должен не только собрать, проанализировать необходимую информацию и изготовить изделие, но и публично защитить свой проект. При выполнении проекта решается ряд педагогических задач, включающих в себя формирование чувства ответственности за принятое решение, а также обучение анализу своей деятельности, умению правильно описать ее процесс, способность применять на практике полученные знания по основам наук [12].

    Е. А. Ротмирова определяет основную цель проектного обучения. По ее мнению она состоит: в организации условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление [25].

    Степанова Т. считает, что метод проектов позволяет  организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность учащихся в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета «Технология». Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одним из компонентов системы образования [28].

    Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса образования  и воспитания возрастает. Он позволяет учителю в своей деятельности реализовывать ряд важнейших дидактических принципов.

    Так, общепедагогический принцип научности обучения требует, чтобы содержание обучения  знакомило учащихся с объективными научными фактами, законами, отражало современное состояние наук [30]. Творческая проектная деятельность предполагает поиск научных, технических, технологических, экономических и иных актуальных задач и их решение на основе использования научных достижений, а также тех знаний, которые учащиеся получают по другим дисциплинам.

    Доступность обучения требует учета особенностей развития учащихся, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Это возможно реализовать в процессе выполнения учащимися творческих проектов. Ведь искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, когда заставить принять собственное решение. В процессе выполнения проектов детям даются задания, соответствующие уровню их возможностей, усложняя задания постепенно. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут выполнить больше исследований, им можно предложить больше различных идей или предложить изготовить более сложное изделие. Они могут многое планировать сами. Менее способным детям требуется больше поддержки и помощи. Им можно предложить менее сложные задания, которые также стимулировали бы развитие их творческих способностей, интерес к предмету. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Об этом в своих трудах говорит Питт Д. [19].

    Прочность обучения — требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. [30]. Реализация данного принципа в проектной деятельности возможна. Ведь выполняя творческий проект, учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и используют уже имеющиеся, а повторение и использование имеющихся знаний на практике способствует более прочному усвоению всего учебного материала. 

    Проблемность  обучения — означает, что в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности. Как известно, метод проектов возникший во второй половине XIX века, вошел в историю как «метод проблем». Американский педагог У. Х. Килпатрик писал: «Метод проектов — метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке» [19].

    Поляков С. считает, что проблемность обучения прослеживается на всех этапах реализации проекта: на начальном этапе перед школьниками ставится проблема — осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества [20]. На следующих этапах проблемность может проявляться в подборе инструментов, оборудования, способов изготовления, в определении последовательности технологических операций, в выборе оптимальной технологии изготовления объекта проекта.

    Степанова Т. указывает на то, что работа над  проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [28].

    Системность и последовательность обучения предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе; требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения [30]. Выполнение проектов включает в себя составление логически-обоснованного плана действий учащихся и учителя,  составление такой последовательности действий, которая способствовала бы выполнению основной цели проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале.

    По  мнению Н. М. Конышевой, при дизайнерском подходе к предмету «Технология» проектная деятельность, составляя  суть учебной деятельности, неотделима от содержания и, следовательно, «проектная деятельность как прогнозирование, поиск и реализация замысла должна быть предусмотрена не от случая к случаю, а даваться в системе». Объектами системы проектной деятельности могут быть: анализ исходной ситуации; цель и содержание проектной деятельности, средства достижения цели; практическая реализация проектной деятельности в соответствии с намеченным планом; рефлексия, контрольно-оценочные операции, корректирование; дальнейшее прогнозирование [24].

    Сознательность  и активность учащихся означает, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Включение школьников в проектную деятельность возможно лишь тогда, когда они сами этого хотят, когда они заинтересованы в процессе выполнения проекта, когда они осознают всю важность работы над проектом. Исследования многих ученых показывают, что использование на уроках технологии метода проектов позволяет активизировать познавательную практическую деятельность учащихся, сформировать у них умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимать решения.

    Принцип единства образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения предполагает, что обучение направлено на формирование не только знаний и умений, но и нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. По мнению П. С. Лернера, выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил [13].

    Как отмечают Хотунцев Ю. Л., Симоненко В. Д. и другие, кроме приобретения новых знаний и умений в результате выполнения проектов учащиеся приобретают способствующие развитию личности следующие умения: интеллектуальные, организационные, коммуникативные, умения бесконфликтного общения, а также контролирующие, графические, тактильные, сенсорные, конструкторско-технологические, экономические, экологические и другие умения. У них воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявлять изобретательность, идти на риск, брать на себя ответственность, соглашаться на разумные компромиссы, укрепляется воля, формируются положительные потребности и интересы. Все это способствует самоопределению, самореализации, позволяет подойти к осознанному выбору профессии [31].

    Принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы учащиеся могли использовать полученные знания в решении практических задач, в преобразо вании окружающей действительности. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия — от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи или общественно значимые. При этом должны учитываться интересы и способности каждого учащегося или группы учащихся, интересы школы. Учащиеся должны видеть и знать, что их учебный проект в общих чертах отражает проектную деятельность в условиях производства.

    Лернер  П. С. пишет, что проектирование как  метод познания должно оказывать  учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления [13].

    Развивающий характер обучения и воспитания предполагает воспитание у школьника способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль в этом может оказать творческий проект, в организации которого учитель должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию. Однако проекты не должны быть составлены таким образом, чтобы лишь проверять приобретенные ранее знания и навыки. Учитель может использовать определенный проект для введения нового материала — учитель продолжает учить во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе.

     Нужно помнить, что не каждый проект включает в  себя все разделы программы. Иначе он длился бы слишком долго. Поэтому у каждого проекта есть своя направленность. Она помогает учителю понять, на какие разделы следует обратить особое внимание в данном проекте. Тем не менее, учитель может изменить направленность проекта и сделать упор на что-то другое. Например, проект может быть написан таким образом, чтобы особое внимание уделялось развитию эстетической восприимчивости, когда отводится время изучению цветового круга и цветовой гармонии.

    Питт  Д. считает, что важно использовать проекты по-разному. В некоторых может быть закрытая формулировка задачи — например, каждый ребенок проектирует и изготавливает прихватку для кухни. Формулировка задачи проекта может быть более открытой — спроектировать и изготовить что-либо полезное для кухни из имеющихся материалов, либо еще более открытой — спроектировать и изготовить подарок для кого-либо. В старших классах учащимся можно давать проект по выбору. Они лишь должны обговорить с учителем, что они собираются проектировать и изготавливать. Также некоторые проекты должны включать в себя упражнения, с тем, чтобы учащиеся приобретали определенные знания и навыки  [19].

    Петрукович  О. А. считает, что использование  творческих проектов на уроках технологии эффективно и с той точки зрения, что он позволяет учителю варьировать методами обучения. Как утверждает О. А. Петрукович, было бы непростительно противопоставлять метод проектов традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснением, инструктажем, показом, упражнением и другими методами, выступая в качестве интегрирующего начала [18].

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии