Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

    И это верно, ведь при выполнении любого проекта учитель может умело  сочетать различные методы. Это и  всевозможные проблемные ситуации, которые учащимся приходится решать практически на каждом этапе выполнения проекта (выбор темы проекта, объекта, инструментов, средств и др.). Учитель может использовать методы изложения нового материала, а также стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации, методы и приемы активизации творческого мышления, метод морфологического анализа (составление списка всех возможных вариантов решения проблемы и их последовательный анализ). Кроме того, на всех этапах создания проекта учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику.

    Использование учителем таких методов способствует развитию у учащихся умения интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам, получать дополнительные знания и навыки, самостоятельно решать поставленные задачи, овладевать основными исследовательскими методами (анализом литературы, поиском и отбором необходимой информации, обработкой данных), коммуникативными навыками, раскрывать свои способности, реализовать их в разнообразных видах деятельности [31].

    Переоценить развивающую значимость занятий, где  учителя используют метод творческих проектов невозможно. Если подходить к их проведению с точки зрения возможности формирования у детей такой черты творческой деятельности как умение видеть новую проблему в знакомой ситуации — эти уроки представляются особенно интересными. Ведь учащиеся имеют реальную возможность убедиться в том, что в любой стандартной, тысячу раз виденной ситуации можно обнаружить проблему, решение которой, возможно, приведет к открытию [11].

    Включение метода проектов в учебный процесс  дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить не только методы обучения, но и организационные формы проведения занятий. Ведь проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным — от одного или нескольких учеников одного класса до больших коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, в частности в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне.

    О. А. Кожина, Б. И. Орлова и другие считают, что работа над проектом в коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные строки,

 

взаимопомощь  в работе, тщательность и добросовестность исполнения, равноправие и свободу в выражении мыслей, отстаивание идей и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах [31].

    Таким образом, можно сказать, что включение  групповой или коллективной работы  в каждый проект помогает развивать у учащихся коммуникативные навыки, а также навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.

    По  мнению Е. А. Ротмировой, проектная деятельность в образовательной области «Технология» может выступать как нормирующая и транслирующая, анализирующая и синтезирующая, интегрирующая, системообразующая, продуктивная, проектно-преобразующая, как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде, процесс упорядочения и нормирования средовых объектов.

    Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности — производственная деятельность, по задачам — обучение и воспитание.

    Метод проектов позволяет учителю и  учащимся быть организаторами деятельности учения–обучения, условий обучения, активными участниками этого процесса, в ходе которого они, опираясь на совместные наработки, ведут самостоятельный поиск, выявляют и конкретизируют способы проектной деятельности, применяют их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывая при этом свои действия [24].

    В последнее время в педагогической литературе можно встретить очень  много информации об эффективности  использования творческих проектов в учебно-воспитательном процессе, о его положительном влиянии на развитие личности учащихся, а также можно найти множество различных проектов, разработанных учителями по конкретной теме или разделу. Однако анализ литературы показывает, что какой-то определенной, строго придерживающейся структуры, порядка ни один проект не имеет, т. е. все еще наблюдается недостаточная его теоретико-методическая разработанность, которая могла бы найти свое отражение в соответствующих нормативных документах, примерных программах и учебно-методической литературе.

    Анализируя  разработки проектов как отечественных, так и зарубежных учителей, в любом проекте можно выделить те пункты или этапы его выполнения, которые наиболее часто встречаются. Обобщенную последовательность выполнения проекта можно представить в виде схемы (рис. 1). 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.

    Используя данную последовательность можно разработать и выполнить проект по любой теме или разделу.

    На  первом (поисковом) этапе учащимися  выявляются потребности конкретного человека, семьи, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д. А также определяется цель проекта в зависимости от причины (например, подарок младшей сестренке). Кроме того, продумывается экономический фактор — собственный труд удешевляет стоимость изделия, наличие количества материала, нестандартность изделия, желание сделать подарок. Далее работа учащихся может быть направлена на исследование ассортимента изделий на рынке, в магазинах, журналах мод с дальнейшим сбором и обработкой требуемой информации путем изучения литературы.

    Следующий шаг этого этапа — выдвижение различных идей в условиях экономических и экологических ограничений. Учащиеся могут предложить и изобразить эскизы большого разнообразия идей с различными деталями, формами, отделками.

    Как отмечает Т. Степанова, на этом этапе большое значение имеет выбор темы проекта. Учащимся могут быть предложены темы, как завершающие изучение определенного раздела учебной программы и представленные как итог работы по разделу, так и дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы [28]. 

    Как считает С. Поляков, тематика проектных  заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды.

    Например, тематика проектов может носить декоративно-прикладной характер и выполняться:

    а) из природных материалов (соломы, листьев, шишек, ракушек и др.);

    б) из текстильных материалов и нитей (пошив изделия, вязание изделия, плетение панно и других изделий);

    в) вышивка, роспись по ткани.

    В качестве проектных заданий могут  служить также разработки таких  праздничных мероприятий, как «День  рождения», «Новогодний праздник», «Масленица» и др.

    Важным  моментом этого этапа является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Индивидуальные особенности учащихся.
  2. Учебно-материальную базу.
  3. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.
  4. Следует учитывать межпредметные связи.
  5. Возрастные и физиологические возможности школьников.
  6. Общественно-полезную или личностную значимость проекта.
  7. Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской и т. д.
  8. Безопасные условия работы учащихся.
  9. Возможность социологизации учащихся [20].

    На  втором (конструкторском) этапе осуществляется выбор и проработка лучшей идеи. Учащиеся советуются с одноклассниками, взрослыми о правильности выбора идеи. У них формируется умение учитывать точку зрения учителя, окружающих, и, в то же время, умение отстаивать свою точку зрения.

    На  третьем (технологическом) этапе учащиеся составляют план выполнения конкретной практической работы, ведут подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования. Причем, каждый вид работы должен отражаться на бумаге: составление инструкционных карт, технологической последовательности изготовления и т. д. Это позволит учащимся представить на конечном этапе выполнения проекта полный пакет технической документации на изделие.

    Далее учащиеся приступают к выполнению запланированных технологических операций. При этом в ходе выполнения изделия при необходимости могут вноситься изменения, как в конструкцию, так и в технологию изготовления изделия. Здесь же необходимо осуществлять систематический контроль качества выполнения работы.

    На  заключительном этапе учащиеся учатся адекватно оценивать свои возможности, анализировать достоинства и  недостатки проекта, а также те трудности, с которыми они сталкивались в  работе над проектом. Далее учащиеся оформляют результаты работы, воплощая все в технологической документации. Причем эта документация может быть в виде «проектного альбома», «дизайн-папки», «проектной тетради», «проектной записки», «дневника проектной деятельности» и т. д.

    В завершении всего учащиеся защищают свой проект. Как утверждает Е. Мищенко, при этом у учащихся формируется умение рассказывать обо всех этапах своей работы, отвечать на вопросы учителей. На защите проекта рассматривается соответствие целей и конечного результата, которые оцениваются по умению связно и логично охарактеризовать этапы своей работы с использованием терминологического словаря, по сформированности навыков культуры проектирования и изготовления изделия [15].

    После завершения работы учащихся над творческим проектом учителю необходимо организовать выставку проектных работ или провести конкурс, что будет стимулировать учащихся и в дальнейшем принимать участие в выполнении проектов.

    Приведенная выше последовательность отражает логику выполнения проекта. Причем логика эта является линейной: от потребности исследования до планирования и изготовления. Д. Питт считает, что будет ошибкой выполнять проекты согласно этому линейному порядку. Иногда последовательность работы может быть другой (например, можно начать с исследований существующих изделий или с упражнений по ознакомлению с материалами, либо по приобретению навыков изготовления). Психология творческих проектов требует, чтобы учащиеся могли выполнять проекты в разной последовательности [19].

    Организуя творческий проект на своих уроках, учитель технологии должен учитывать это и не идти по строго намеченному плану. Необходимо помнить, что всегда есть возможность что-то изменить, что-то добавить или убрать — в этом и проявляется творчество любого человека.

    Для того чтобы проектная деятельность была эффективной, давала положительные результаты учителю необходимо учитывать ряд требований при ее организации:

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов.
  2. Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся.
  3. Проект педагогически значим, т. е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общенаучными умениями. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем.
  4. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается корректировка проекта.

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии