Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.
Задачи исследования:
Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8
Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36
2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36
2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51
Выводы ………………………………………..……………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Мозырь 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………..………..
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8
Выводы
……………………………………………………………………….
34
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36
2.1. Использование
учебно-методического
2.2. Творческий
проект во внеурочной и
Выводы ………………………………………..……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
………………………………………………………………
57
ЛИТЕРАТУРА
……………………………………………………………….
60
ПРИЛОЖЕНИЕ
……………………………………………………………..
62
Школьный предмет «Технология» в настоящее время привлекает большое внимание педагогов, психологов, методистов. Продолжаются споры о важности и необходимости изучения данного предмета в современной школе. Однако нельзя не согласиться с тем, что образовательная область «Технология» — это интегративный предмет, синтезирующий научные знания в области математики, физики, химии, биологии и других общеобразовательных предметов, показывающий применение научного знания в технологических процессах различных отраслей народного хозяйства: промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других.
Целью предмета «Технологии» является формирование у учащихся политехнических знаний о фундаментальной основе наиболее распространенных и перспективных технологий, системы умственных, сенсорных и физических действий, свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, необходимых человеку в условиях конкурентности; привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, выполнения профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения; овладение умениями применять понятия дизайна, экономики, маркетинга при реализации собственной идеи в процессе изготовления.
Велишкевич Н. А. считает, что предмет «Технология» призван предоставить условия и возможности в выборе путей и средств преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора [4].
Разработка
нового учебно-методического
Для современной школы главной заботой большинства учителей, а также ученых и практиков сегодня стала проблема поиска новых возможностей обучения и воспитания творческой личности. Как известно, развитие творческой личности является неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета, в том числе и в рамках «Технологии». До недавнего времени процессу творчества в учебном процессе уделялось мало времени, а целенаправленно этому вообще не учили.
В педагогике действует важное положение, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» [17].
Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Задача современного учителя — не преподносить готовые знания школьникам, а попытаться сформировать у учащихся комплекс умений учить самого себя.
Гладков А. К., Козлов А. С., Савватеев И. В. указывают на то, что наибольшие перспективы имеют активные комплексные методы технологического образования, и одним из самых эффективных можно считать возрождаемый на новых дидактических принципах «метод творческих проектов» [6].
С. Поляков творческий проект определяет как учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [20]. Это своего рода обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, которая направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических знаний, навыков и умений, развития творческой, активной жизненной позиции школьника — считает Е. А. Ротмирова [25].
Метод проектов не новое явление в педагогике. Широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения («метод проектов»), разработал американский педагог Уильям Хёрд Килпатрик (1871—1965). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем решают какую-либо исследовательскую задачу (реализуют проект) и при этом овладевают новыми знаниями.
В 20-х гг. прошлого века «метод проектов» получил распространение и в нашей стране. Еще в период существования Советского Союза он был существенно видоизменен, доработан и получил другое название — «бригадно-лабораторный метод». Однако, как и все остальные веяния новой педагогики, вскоре он был строго запрещен и искоренен [33].
В результате анализа работ многих ученых (П. П. Блонского, Д. Дьюи, С. Т. Шацкого, Е. Г. Каганова, П. Ф. Каптерева, У. Х. Килпатрика, Э. Коллингса и др.) Н. В. Матяш сделал вывод, что теория и практика проектного метода обучения активно развивалась в виде отдельных методических приемов или их совокупности. Подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были разными. Отечественные психологи и педагоги этот метод рассматривали как средство развития отдельных качеств личности (подготовка к профессиональной деятельности, самостоятельной трудовой жизни — С. Т. Шацкий; «всестороннее упражнение ума» — П. П. Блонский). В зарубежной педагогике проекты рассматривались как средство обучения, направленное на решение утилитарной задачи выполнения учебных заданий в реальной жизненной обстановке («разрешение» учебно-школьного задания — У. Х. Килпатрик; разрушение классно-урочной системы, ликвидация изоляции ума ребенка от его действий — Д. Дьюи; связь работы школы с потребностями производства — Д. Снезден) [14].
В последние 10 лет метод проетов получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.
Матяш Н. В. считает, что в современных зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым социальным условиям в процессе профессионального самоопределения.
Возвращение к методу проектов в современном отечественном образовании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях [14]. А также обусловлено современными тенденциями культурно-экономического развития общества и производства.
По мнению российского педагога Ивана Фомича Свадковского (1895—1977), основное достоинство «метода проектов» — принцип «изучай не книги, а жизнь». Ребенок занимается интересным для себя делом, цель которого он понимает, а результаты может предвидеть. Он не «учит» книги, а использует их для реального дела [33].
Как считают Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко и другие, использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных и культурологических дисциплин [31].
Велишкевич Н. А. указывает на то, что проблема изучения проектной деятельности школьников является актуальной для современного отечественного психолого-педагогического знания. Это связано не только с тем, что метод проектов рассматривается как «гибкая модель организации учебного процесса и внеклассной работы, которая ориентирована на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его воли, находчивости, дисциплинированности, целеустремленности» [4], но и в связи с тем, что до сих пор в теории и практике отсутствует сколько-нибудь полный анализ и оценка результатов внедрения данного метода в учебно-воспитательном процессе. Это вызывает повышенный интерес к изучению данной проблемы не только ученых, но и учителей, а также студентов педагогических заведений.
Выбор темы исследования определен социальным заказом как объективной необходимостью и потребностями в совершенствовании трудовой подготовки учащихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, связанный с трудовой подготовкой школьников.
Предмет исследования: использование творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
В
ходе исследования мы исходили из гипотетического
предположения. Трудовая подготовка
школьников в общеобразовательной школе
будет эффективной, если в процессе обучения
будет осознана значимость и важность
использования творческих проектов на
уроках технологии.
Задачи исследования:
Методологической основой исследования являются положение диалектического материализма о роли теории и практики, опыта и жизнедеятельности человека, комплексный педагогический, психологический и социологический подход к изучению объекта исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных программ, пособий и других материалов по трудовому обучению в соответствии с проблемой исследования;
Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии