Использование творческих проектов на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.


Задачи исследования:

Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3


ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8

Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34


ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36

2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51

Выводы ………………………………………..……………………………… 55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57


ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60


ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                                          Кафедра технологии

                                          и декоративно –

                                          прикладного искусства

 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ  
 
 

                                          Дипломная работа

                                          студентки 5 курса, 1 группы

                                          факультета технологии

                                          Хмельницкой Н. А. 

                                          Руководитель

                                          доцент, канд. пед. наук

                                          Л. Б. Щербакова 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мозырь 2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

    

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………..………..    3 

ГЛАВА  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...…..    8

    1. Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов 
      в учебном процессе школы …………………………………………….    8
    2. Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………...  20
    3. Метод проектов в работе с одаренными детьми ……………………….   26

    Выводы  ……………………………………………………………………….  34 

ГЛАВА  2.  ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ………………………………  36

    2.1. Использование  учебно-методического комплекса  организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ………………………………………………………………..  36

 2.2. Творческий  проект во внеурочной и внешкольной  работе ……..……  51

 Выводы ………………………………………..………………………………  55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………  57 

ЛИТЕРАТУРА  ……………………………………………………………….   60 

ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………………..    62 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ

    Школьный  предмет «Технология» в настоящее  время привлекает большое внимание педагогов, психологов, методистов. Продолжаются споры о важности и необходимости изучения данного предмета в современной школе. Однако нельзя не согласиться с тем, что образовательная область «Технология» — это интегративный предмет, синтезирующий научные знания в области математики, физики, химии, биологии и других общеобразовательных предметов, показывающий применение научного знания в технологических процессах различных отраслей народного хозяйства: промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других.

    Целью предмета «Технологии» является формирование у учащихся политехнических знаний о фундаментальной основе наиболее распространенных и перспективных технологий, системы умственных, сенсорных и физических действий, свойств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, необходимых человеку в условиях конкурентности; привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, выполнения профессиональных проб с целью адекватного профессионального самоопределения; овладение умениями применять понятия дизайна, экономики, маркетинга при реализации собственной идеи в процессе изготовления.

    Велишкевич  Н. А. считает, что предмет «Технология» призван предоставить условия и возможности в выборе путей и средств преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора [4].

    Разработка  нового учебно-методического содержания обучения в образовательной области «Технология» связана, по мнению Е. А. Ротмировой,  с одной стороны, с теми изменениями, которые происходят в обществе. А именно: быстрое развитие науки, постоянно расширяющееся применение и внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, быстрая смена наукоемких промышленных технологий — порождают особые требования к подготовке учащихся, делают необходимым формирование у них способности самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к динамическим условиям постиндустриального общества. С другой стороны, учащиеся имеют весьма низкую мотивацию к усвоению знаний, навыков и умений, к творческому самовыражению, процессу созидания, что в последующем значительно усложняет процесс их адаптации к современной жизненной среде. Поэтому становится все более очевидным, что для формирования свободной и независимой личности, готовой к трудовой деятельности, необходимо развитие современной системы образования на новой методологической основе [24].

    Для современной школы главной заботой большинства учителей, а также ученых и практиков сегодня стала проблема поиска новых возможностей обучения и воспитания творческой личности. Как известно, развитие творческой личности является неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета, в том числе и в рамках «Технологии». До недавнего времени процессу творчества в учебном процессе уделялось мало времени, а целенаправленно этому вообще не учили.

    В педагогике действует важное положение, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» [17].

    Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Задача современного учителя — не преподносить готовые знания школьникам, а попытаться сформировать у учащихся комплекс умений учить самого себя.

    Гладков А. К., Козлов А. С., Савватеев И. В. указывают  на то, что наибольшие перспективы имеют активные комплексные методы технологического образования, и одним из самых эффективных можно считать возрождаемый на новых дидактических принципах «метод творческих проектов» [6].

    С. Поляков творческий проект определяет как учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [20]. Это своего рода обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, которая направлена на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических знаний, навыков и умений, развития творческой, активной жизненной позиции школьника — считает Е. А. Ротмирова [25].

    Метод проектов не новое явление в педагогике. Широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения («метод проектов»), разработал американский педагог Уильям Хёрд Килпатрик (1871—1965). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем решают какую-либо исследовательскую задачу (реализуют проект) и при этом овладевают новыми знаниями.

    В 20-х гг. прошлого века «метод проектов»  получил распространение и в  нашей стране. Еще в период существования Советского Союза он был существенно видоизменен, доработан и получил другое название — «бригадно-лабораторный метод». Однако, как и все остальные веяния новой педагогики, вскоре он был строго запрещен и искоренен [33].

    В результате анализа работ многих ученых (П. П. Блонского, Д. Дьюи, С. Т. Шацкого, Е. Г. Каганова, П. Ф. Каптерева, У. Х. Килпатрика, Э. Коллингса и др.) Н. В. Матяш сделал вывод, что теория и практика проектного метода обучения активно развивалась в виде отдельных методических приемов или их совокупности. Подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были разными. Отечественные психологи и педагоги этот метод рассматривали как средство развития отдельных качеств личности (подготовка к профессиональной деятельности, самостоятельной трудовой жизни — С. Т. Шацкий; «всестороннее упражнение ума» — П. П. Блонский). В зарубежной педагогике проекты рассматривались как средство обучения, направленное на решение утилитарной задачи выполнения учебных заданий в реальной жизненной обстановке («разрешение» учебно-школьного задания — У. Х. Килпатрик; разрушение классно-урочной системы, ликвидация изоляции ума ребенка от его действий — Д. Дьюи; связь работы школы с потребностями производства — Д. Снезден) [14].

    В последние 10 лет метод проетов получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

    Матяш Н. В. считает, что в современных  зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым социальным условиям в процессе профессионального самоопределения.

    Возвращение к методу проектов в современном отечественном образовании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях [14]. А также обусловлено современными тенденциями культурно-экономического развития общества и производства.

    По  мнению российского педагога Ивана  Фомича Свадковского (1895—1977), основное достоинство «метода проектов»  — принцип «изучай не книги, а жизнь». Ребенок занимается интересным для себя делом, цель которого он понимает, а результаты может предвидеть. Он не «учит» книги, а использует их для реального дела [33].

    Как считают Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко  и другие, использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания из социальных и культурологических дисциплин [31].

    Велишкевич  Н. А. указывает на то, что проблема изучения проектной деятельности школьников является актуальной для современного отечественного психолого-педагогического знания. Это связано не только с тем, что метод проектов рассматривается как «гибкая модель организации учебного процесса и внеклассной работы, которая ориентирована на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его воли, находчивости, дисциплинированности, целеустремленности» [4], но и в связи с тем, что до сих пор в теории и практике отсутствует сколько-нибудь полный анализ и оценка результатов внедрения данного метода в учебно-воспитательном процессе. Это вызывает повышенный интерес к изучению данной проблемы не только ученых, но и учителей, а также студентов педагогических заведений.

    Выбор темы исследования определен социальным заказом как объективной необходимостью и потребностями в совершенствовании трудовой подготовки учащихся.

    Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе, связанный с трудовой подготовкой школьников.

    Предмет исследования: использование творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

    Цель  исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

    В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии. 

    Задачи  исследования:

  1. Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
  2. Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

    Методологической  основой исследования являются положение  диалектического материализма о роли теории и практики, опыта и жизнедеятельности человека, комплексный педагогический, психологический и социологический подход к изучению объекта исследования.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    — теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также  анализ учебных программ, пособий и других материалов по трудовому обучению в соответствии с проблемой исследования;

Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии