Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: определить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.
В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эффективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.
Задачи исследования:
Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использования творческих проектов в трудовой подготовке школьников.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……….. 3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……...….. 8
Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов
в учебном процессе школы ……………………………………………. 8
Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………... 20
Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26
Выводы ………………………………………………………………………. 34
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36
2.1. Использование учебно-методического комплекса организации и выполнения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ……………………………………………………………….. 36
2.2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……..…… 51
Выводы ………………………………………..……………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………..
Выбор материалов
Для изготовления квадратов использованы нитки «Ирис» двух цветов: зеленый для квадратов, красный для цветочков.
Для отделки — тесьма красного цвета.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
Построение технологической карты для изготовления изделия
Технологическая последовательность изготовления сумки приводится в таблице 2.1.6.
Таблица 2.1.6.
Технологическая последовательность изготовления сумки
№
п/п |
Последовательность выполнения | Графическое изображение |
1 | 2 | 3 |
1. | Связать 13 квадратов
размером 7х7 по схеме № 1. |
|
2. | Связать 5 квадратов
ажурной вязкой размером 7х7 по схеме
№ 2. | |
3. | Связать 5 цветочков
отделочной нитью по схеме № 3.
|
|
4. | Пришить цветочки в центр квадратов (связанные по схеме № 2) передней части сумочки (рис. 1). | |
3. | Соединить квадраты передней части сумки (рис. 2) ручными стежками нитками в цвет изделия (ажурные и гладкие квадраты располагать в шахматном порядке). | |
4. | Соединить квадраты задней части сумки (квадраты, связанные по схеме № 1. (рис. 3)) ручными стежками нитками в цвет изделия. |
Продолжение таблицы 2.1.6.
1 | 2 | 3 |
5. | Соединить переднюю и заднюю части сумки по боковым сторонам и низу ручными стежками. | |
6. | Связать ручку сумки столбиками без накида размером 40х3. | |
7. | Пришить края ручки к верхнему срезу сумки. | |
8. | По боковым швам втянуть декоративный шнур, тесьму или ленту. | |
9. | Нижний край сумки оформить кисточками. |
Расчет себестоимости изделия
Расчет себестоимости сумки приводится в таблице 2.1.7.
Таблица 2.1.7.
№
п/п |
Наименование
используемых материалов |
Расход
материалов на изделие |
Цена (руб.) | Затраты на материалы (руб.) |
1. | Нитки основного цвета | 150—200 гр. | 1500руб. за 100гр. | 2250—3000 |
2. | Нитки для отделки | 30 гр. | — | 500 |
2. | Тесьма (или узкая лента) | 5м, ширина 5мм | 100руб. за 1м | 500 |
Итого | — | — | 3250—4000 |
Анализ проделанной работы
Изделие выполнено качественно, с учетом требований дизайна. В процессе выполнения изделия были внесены некоторые поправки при оформлении изделия. Сам процесс изготовления сложностей не вызывает, некоторые трудности встречались при оформлении документации. Положительные эмоции и удовлетворение приносит результат труда.
Защита проекта
Защита проходила не на уроке, а после. Присутствовали одноклассники, учителя и родители.
Мини-выступление по этапам выполнения изделия. Демонстрация изделия. Ответы на вопросы присутствующих.
Выше был предложен один из вариантов оформления творческого проекта школьниками. Ученики могут предложить свою форму. Нужно только поддержать инициативу ученика и немножко помочь ему — тогда можно ожидать удовлетворение своей деятельностью.
Данный
учебно-методический комплекс организации
и выполнения проекта по теме «Технология
вязания крючком» можно использовать
в качестве примера, как для учителей технологии,
так и для учащихся.
2.2.
Творческий проект
во внеурочной
и внешкольной
работе
В настоящее время пристальное внимание уделяется развитию творческой личности ребенка. Из всего вышеизложенного можно сказать, что использование творческих проектов — это одно из условий достижения такой цели. Однако исследования показывают, что учителя не так уж часто используют данный метод в своей деятельности, аргументируя это нехваткой учебного времени. И это верно, ведь в настоящее время все еще продолжаются споры вокруг самой дисциплины «Технология». Во многих школах на урок технологии отводится лишь один урок в неделю. Это естественно сокращает возможности учителей и учащихся. Но отказываться от метода проектов не стоит. Его реализация и воплощение может осуществляться в рамках внеклассной и внеурочной работы, т. е. на факультативах, в кружках.
Занятия в кружке по рукоделию или любому другому разделу «Технологии», как и занятия на уроках развивают в детях умение видеть необычное в привычных предметах, формируют навыки работы с различными материалами (ткань, нитки, шнуры, бисер, солома, кожа и др.), развивают усидчивость и аккуратность.
Как утверждает С. Я. Астрейко, цели и задачи внеурочной работы по любому виду творчества во всех ее формах состоят в привлечении учащихся к активному участию в общественно-полезной деятельности, в стимулировании их инициативы и самостоятельности, в развитии индивидуальных интересов и способностей. Внеурочная работа с юными мастерицами является продолжением и дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, но не дублирует ее [1].
Основными целями кружка являются:
Далее приводится разработанная нами программа кружка «Посиделки у Аленки». Программа рассчитана на учащихся младших и средних классов общеобразовательных школ. Она дополняет знания учащихся по таким разделам как «Вязание крючком» и «Бисероплетение». Однако при увлеченной работе учащихся в программу можно вводить занятия по другим видам ДПИ (например, вышивка, лоскутное шитье и т. д.)
Учащиеся в кружке обучаются 2 года (160 часов в год). Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю по 2 часа по следующему плану:
Тематический план работы кружка на 1-й год приводится в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
теор. | практ. | экскурс. | |||
Раздел I. Введение | 6 | 4 | — | 2 | |
1. | Организационное занятие. Техника безопасности труда. | 2 | 2 | — | — |
2. | Знакомство
с развитием декоративно- |
4 | 2 | — | 2 |
Раздел II. Основы ремесла (вязание крючком) | 85 | 13,5 | 71,5 | — | |
1. | Знакомство с инструментами и видами пряжи, техника сматывания клубков. | 2 | 0,5 | 1,5 | — |
2. | Выполнение основных приемов: цепочка, полустолбик, столбик без накида, столбик с одним, двумя накидами. | 4 | 1 | 3 | — |
3. | Изготовление сувениров, подарков. | 40 | 8 | 32 | — |
4. | Изготовление изделий: шапочка, шарфик, тапочки, сумочка и др. | 38 | 4 | 34 | — |
5. | Обобщающее занятие. | 1 | — | 1 | — |
Раздел III. Основы ремесла (работа с бисером) | 51 | 9,5 | 39,5 | 2 | |
1. | Знакомство с инструментами и материалами, которые используются в работе с бисером. | 2 | 0,5 | 1,5 | — |
2. | Выполнение основных приемов: низание (прямое, обратное, параллельное, цепочка, петельками, дугами) | 6 | 1 | 5 | — |
3. | Посещение выставки | 2 | — | — | 2 |
4. | Изготовление сувениров, подарков. | 40 | 8 | 32 | — |
5. | Обобщающее занятие. | 1 | — | 1 | — |
Раздел IV. Выполнение творческого проекта | 16 | 4 | 12 | — | |
1. | Организационно-поисковый этап. | 2 | 2 | — | — |
2. | Конструкторский этап. | 2 | — | 2 | — |
3. | Технологический этап. | 8 | — | 8 | — |
4. | Заключительный этап. | 2 | — | 2 | — |
Итоговое занятие | 2 | 2 | — | — | |
Всего: | 160 | 33 | 123 | 4 |
Первый год обучения содержит четыре раздела. Первый раздел посвящается изучению истории возникновения некоторых видов декоративно-прикладного творчества, а также основных правил безопасного труда. Кроме того, на первых занятиях рекомендуется организовать экскурсию на те предприятия города, где ученицы могут познакомиться с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.
Второй раздел программы предусматривает знакомство с инструментами и видами пряжи, а также школьницы вырабатывают основные приемы вязания крючком. Далее кружковцы работают над изготовлением сувениров, подарков и изделий.
Содержание третьего раздела построено аналогично второму. Только здесь основным видом декоративно-прикладного творчества, с которым будут знакомиться ребята, является работа с бисером. Такая аналогия разделов позволяет легко изменить направленность работы, учитывая интересы кружковцев. Например, если ученики не хотят заниматься бисером, а хотят научиться красиво вышивать, то данный вариант программы легко изменить — достаточно внести лишь некоторые изменения в третий раздел.
Заключительный раздел предполагает выполнение проекта. Этот метод позволит не только закрепить знания и умения, но также позволит руководителю увидеть, чему дети научились, а чему нужно уделить в дальнейшем больше внимания.
Программа кружка на 2-й год обучения приводится в таблице 2.2.2.
2-й год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
теор. | практ. | экскурс. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Введение | 2 | 2 | — | — | |
1. | Организационное занятие. Техника безопасности труда. | 2 | 2 | — | — |
Раздел II. Основы ремесла (вязание крючком) | 85 | 12,5 | 70,5 | 2 | |
1. | Использование пряжи, бывшей в употреблении. Вязание узоров плотной вязки из низких и высоких столбиков. | 4 | 0,5 | 3,5 | — |
2. | Вязание ажурного полотна, кружев. | 6 | 2 | 4 | — |
3. | Вязание игрушек. | 34 | 6 | 28 | — |
4. | Изготовление изделий: воротники, кружева, косметичка, шаль, шляпа, жилет и др. | 38 | 4 | 34 | — |
5. | Посещение выставки | 2 | — | — | 2 |
6. | Обобщающее занятие. | 1 | — | 1 | — |
Раздел III. Основы ремесла (работа с бисером) | 55 | 8,5 | 46,5 | — | |
1. | Знакомство с различными техниками работы с бисером (низание, ткачество, вышивка, вязание, выкладка по воску). | 2 | 0,5 | 1,5 | — |
2. | Выполнение основных приемов вышивки бисером: вышивка по свободному контуру, вышивка параллельными рядами. | 8 | 2 | 6 | — |
3. | Изготовление украшений, вышивка картин. | 44 | 6 | 38 | — |
5. | Обобщающее занятие. | 1 | — | 1 | — |
Раздел IV. Выполнение творческого проекта | 16 | 4 | 12 | — | |
1. | Организационно-поисковый этап. | 2 | 2 | — | — |
2. | Конструкторский этап. | 2 | — | 2 | — |
3. | Технологический этап. | 8 | — | 8 | — |
4. | Заключительный этап. | 2 | — | 2 | — |
Итоговое занятие | 2 | 2 | — | — | |
Всего: | 160 | 29 | 129 | 2 |
Информация о работе Использование творческих проектов на уроках технологии