Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

В разные периоды жизни нашей  страны изменялась тематика, содержание детских игр, появлялись новые игры. Строительство новых городов, сооружение высотных зданий, космические полеты, выборы в президенты - все это  находило и находит отражение  в играх. Детей всегда особенно привлекают, волнуют героические события, они стремятся подражать смелым, мужественным людям. Этим объясняется популярность военных игр [90].

Сравнение игр детей разного  возраста показывает, что некоторые  сюжеты сохраняются у детей все  годы: быт семьи и детского сада, транспорт, строительство, праздники. По мере того как дети получают новые  знания о труде взрослых, у них возникают новые по тематике игры. Интерес к школе, к книге, который воспитывается у старших дошкольников, проявляется в характерных для них играх в «школу», в «библиотеку». А игры, которые «перешли» с детьми из младших групп, наполняются новым содержанием, что связано с углублением знаний, развитием мышления, воображения детей. Малыши подражают прежде всего действиям людей, их поступкам, старшие дошкольники подражают уже взаимоотношениям людей, стараются проникнуть в смысл этих взаимоотношений. Много поколений ребятишек, не знающих войны, прошли через детские сады, но преклонение перед Российской Армией, перед героями-летчиками, разведчиками, моряками живет и всегда будет жить в их сердцах.

Страна наша многонациональная. Как  в дружной семье живут русские, украинцы, армяне, киргизы, латыши, литовцы  и многие другие народы. Они вместе работают, берегут богатства страны, вместе защищают страну от врагов и  очень важно в наших детях  воспитывать интернациональные  чувства, формировать уважение к правам других людей, независимо от их национальности. Одна из задач воспитания - развивать у ребенка толерантное отношение ко всем народам, населяющим нашу страну, знакомить с правами и обязанностями граждан станы. Для этой цели можно использовать прием включения детей в воображаемую игровую ситуацию: «Представьте себе, что мы приехали на север. Что бы мы там увидели?», «К нам приехал гость, он никогда не был в нашем городе. Что мы ему покажем, куда поведем?».

На занятиях по теме «Народы нашей страны»  для большего воздействия на чувства  детей вводятся игровые ситуации, используются дидактические игры и др. Ребятам нравятся изделия прикладного искусства из кожи, шерсти, глины, выполненные народными умельцами. Рассказывая детям о национальностях, населяющих нашу страну, педагог показывает им то русскую народную игрушку, то украинскую вышивку, то грузинскую чеканку. Изделия народных мастеров остаются в группе. На одном из занятий они могут быть использованы для дидактической игры «Магазин сувениров», игровое действие которой заключается в покупке сувенира, а правила состоят в том, что сувенир продается при условии правильного определения ребенком, человеком какой национальности был изготовлен предмет, из какого материала, каковы его особенности. Такая дидактическая игра после беседы о народных умельцах помогает закреплять знания о прикладном искусстве разных народов. Детей знакомят и с национальными костюмами, предлагают нарисовать некоторые из них в игре «Ателье». Для закрепления знаний педагог проводит следующую игру: детям предлагается определить, какому народу принадлежит тот или иной национальный костюм, из каких частей он состоит, какой цвет в нем преобладает, каковы особенности головного убора [34].

Источником детских игр обычно являются жизненные впечатления, а  также впечатления, получаемые детьми от художественной литературы, искусства. Не всегда такие впечатления сразу отражаются в игре. Нужно, чтобы у ребенка появились достаточно четкие представления о том, что он увидел или услышал, сформировалось вполне осознанное эмоциональное отношение к узнанному, пробуждающее у него желание подражать героям художественного произведения или наблюдаемого явления. В этом большая роль принадлежит педагогу. Чтобы игра стала действенным средством воспитания, он должен помочь ребенку увидеть главное в воспринимаемых им фактах и событиях, а затем тактично, ненавязчиво руководить игрой.

Игры одновременно и средство воспитания, и показатель глубины чувств и  представлений детей. Педагог, использующий игру как средство воспитания гражданственности  детей, должен обращать внимание дошкольников на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями.

Не следует забывать, что игра должна оставаться самостоятельной  деятельностью детей (в отличие  от занятий), обязательно предполагающей творчество, выдумку, инициативу участников на основе их личного опыта, интересов, потребностей.

В такой коллективной игре дошкольники  становятся дружнее, а их разговоры  содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в  приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и  обычаях наших народов.

Воспитательная ценность игр общественной тематики состоит в том, что у  детей происходит своеобразное накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждающие ребенка к дальнейшему  познанию жизни, к самосовершенствованию [87].

На основании проведенного анализа работы педагогов ДОУ мы приходим к выводу о том, что некоторые педагоги упрощенно понимают связь игры с обучением. Получается противоречие: игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста, а плановая педагогическая работа, обучение не связаны с игрой. В данном случае неправильно толкуется известное положение «игра - путь к познанию мира». Получается, что виденное или слышанное повторяется, закрепляется в игре, этим значение игры и исчерпывается. Однако, на самом деле, путь познания ребенком мира с помощью игры - сложный и многогранный, в нем развиваются все стороны личности, формируются азы гражданственности, нравственные чувства. Многие педагоги проводят работу по гражданскому воспитанию только на занятиях в форме рассказов, бесед, что является малоэффективным, так как только в игре ребенок приобретает практический опыт, задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы к педагогу, формируются нравственные чувства и многое другое. Необходимо отметить, что работа по воспитанию гражданственности в ДОУ не дает необходимых результатов в связи с недостатком методической литературы, отсутствием единой программы, обеспечением дидактическим материалом.

Однако, учитывая большое воспитательно-образовательное  значение хорошо организованной детской игры как средства воспитания гражданственности детей, важно систематически обсуждать состояние этой деятельности в каждом конкретном дошкольном учреждении, намечать пути совершенствования условий для игры, повышения уровня ее педагогического руководства.

На основании  этого можно предположить, что  игра будет являться эффективным  средством воспитания гражданственности, если реализуются следующие условия: создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей; тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно-эмоционального, поведенческого); игровая деятельность является социально значимой и актуальной для детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2.1 Описание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

                       

Целью нашей  опытно-экспериментальной работы являлось проверить в практике работы ДОУ истинность выдвинутой нами рабочей гипотезы, согласно которой игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников. Теоретически обосновав в первой главе дипломной работы педагогические условия, при которых воспитание гражданственности детей старшего дошкольного возраста в игре будет проходить более эффективно, мы провели опытно-экспериментальную работу, направленную на выявление действенности этих условий на практике. В ходе нашего теоретического изучения проблемы исследования мы составили план экспериментальной работы, который состоял из трех этапов:

  1. констатирующий (с 1 сентября  по 1 октября 2011г.): провели констатирующий эксперимент, выявивший уровень знаний, умений и навыков в области гражданского воспитания; проанализировали работу ДОУ по организации и осуществлению гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста; подобрали диагностический материал и оборудование для определения уровня сформированности гражданственности старших дошкольников; провели диагностику уровня гражданской воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
  2. формирующий (с 1октября  по 11 января 2011г.): в период которого были реализованы следующие задачи: создана развивающая среда, разработаны и проведены игры по гражданскому воспитанию, проводилась работа с педагогическим коллективом и родителями.
  3. итоговый (с 11 января по 1 февраля 2011г.): на этом этапе провели анализ уровня сформированности основ гражданственности детей экспериментальной и контрольной групп, полученные результаты проанализировали и систематизировали, сделав вывод о проделанной работе.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский  сад села Садового Тамбовского района Амурской области. Группа работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Количественный состав группы - 24 ребенка в возрасте 5-6 лет. Группа была поделена на экспериментальную и контрольную. В каждой из этих групп по 12 человек соответственно: 6 мальчиков и 6 девочек. Общее развитие детей соответствует возрастному уровню.

Исходя  из потребностей общества, запросов родителей  и профессионального потенциала педагогического коллектива, одним  из приоритетных направлений воспитательно-образовательной  работы является патриотическое и гражданское  воспитание детей. Дошкольный возраст  – важная ступень в воспитании ребенка, в это время закладываются  основные нравственные чувства, нормы  поведения, моральные ценности, основы гражданственности.

Диагностика сформированности гражданственности  детей старшего дошкольного возраста проводилась через выявление  уровня сформированности компонентов  гражданственности ребенка: когнитивного, оценочно-эмоционального, поведенческого.

Для диагностики  когнитивного компонента гражданственности  были использованы такие методы: опрос, методика «Незаконченные предложения». В опросе принимало участие всего 24 ребенка (по 12 человек в экспериментальной  и контрольной группе соответственно), все дети старшей группы. Возраст  детей – 5-6 лет. Ответы на вопросы  фиксировались в журнале, на основании  которых были подведены итоги  работы. Анкета для определения уровня сформированности когнитивного компонента гражданственности состояла из вопросов, разделенных на четыре блока и позволяющих выявить уровень знаний детей:

1) о родной стране:

- Как называется наша страна?

- Как называется столица России?

- Назови президента страны?

- Какие государственные праздники ты знаешь?

2) о родном крае:

- Как называется наше село?

- Назови достопримечательности села Садового.

- Как называется центральная площадь, озеро?

- Какие улицы в селе Садовом ты можешь назвать?

3) о Государственной Символике:

- Флаг России (выбрать из предложенных вариантов).

- Герб России (выбрать из предложенных вариантов).

- Гимн России (выбрать из 2-3 прослушанных музыкальных фрагментов);

4) о законах и правах граждан:

- Как называется основной закон нашего государства?

- Какие права и обязанности имеют граждане России?

- Какие права ребенка ты знаешь?

 

Методика «Незаконченные предложения» содержала незаконченные высказывания, которые детям предлагалось завершить  по своему усмотрению. Приведем эти  предложения:

  1. Гражданин – это человек, который…
  2. Родина – это…
  3. Президент нашей страны должен…
  4. К достопримечательностям Москвы относятся…

На основании проведенных диагностических  методик мы отнесли детей по сформированности когнитивного компонента гражданственности  к трем уровням – высокому, среднему и низкому:

- высокий уровень: ребенок знает  и называет название страны, столицы,  села, 5-6 государственных праздников, фамилию, имя, отчество президента, имеет верные представления о  понятии «гражданин», называет  достопримечательности своей малой  Родины: знает название 3-4 улиц, площади,  озера, знает и узнает флаг, герб, гимн России, знает, что такое «Конституция», называет основные права и обязанности гражданина России;

- средний уровень: ребенок знает  название страны, столицы, села, большинство  государственных символов, 3-4 государственных  праздника, фамилию президента, может  затрудняться назвать достопримечательности  своего села, с помощью взрослого  узнает герб и гимн, называет  некоторые права и обязанности  граждан, имеет расплывчатые представления  о понятии «гражданин»;

- низкий уровень: ребенок знает название страны, 1-2 государственных праздника, не знает названия столицы, села, но узнает герб, флаг; отсутствуют знания о достопримечательностях своего села; не имеет понятия о законах и правах гражданина. Полученные результаты были занесены нами в таблицу 2.

Таблица 2 - Уровень сформированности когнитивного компонента

гражданственности у детей ЭГ и Кг на констатирующем этапе ОЭР

    Уровни

Группы

Высокий

Средний

Низкий 

Экспериментальная группа

16,7% (2 чел.)

33,3% (4 чел.)

50% (6 чел.)

Контрольная группа

25% (3 чел.)

33,3% (4 чел.)

41,7% (5 чел.)


 

Анализ  результатов, представленный в таблице 2 и рисунке 1[приложение И], показал, что в контрольной группе  имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента гражданственности на 8,3% (1чел.) больше, чем в экспериментальной, средний уровень равен в обеих группах - 33,3% (4 чел.), и низкий уровень в контрольной группе на 8,3 % (1 чел.) ниже, чем в экспериментальной группе.

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников