Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

 

1.2 Особенности гражданского воспитания дошкольников

 

Очень актуально  сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства» [19].

 Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающем, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т.е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.

Цель  гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредством:

  • освоения содержания как в процессе занятий, так и в повседневной жизнедеятельности;
  • проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  • организации видео просмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
  • вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым, нуждающимся, концертная деятельность для жителей села) [40].

Цель гражданского образования  состоит во всемерном содействии социализации личности. Такая работа становится возможной, если педагоги выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный  подход, направленный на утверждение  ценности человека как приоритета жизни  государства. От воспитателя требуется  активность в создании новых образовательных  программ, предметная переориентация содержания учебных дисциплин и  многое другое.

Задачи гражданского воспитания могут быть разделены  на три группы и реализованы поэтапно.

Задачи  теоретико – методического этапа представляют собой необходимость:

  • проанализировать состояние, тенденции гражданского воспитания в России и сопоставить их с уровнем гражданского воспитания в каждом конкретном образовательном учреждении, выявив предпосылки успешности осуществления работы в этом направлении;
  • диагностировать состояние гражданского воспитания, изучить круг проблем, реализуемых в процессе работы;
  • упорядочить педагогический опыт реализации работы по гражданско- му воспитанию;
  • разработать методику диагностики затруднений педагогов в области гражданского воспитания и определить пути их преодоления;

Задачи ДОУ на внедренческом  этапе реализации программ гражданского воспитания отражают необходимость:

  • приступить к реализации программы по гражданскому образованию;
  • повысить коммуникативную и профессиональную культуру воспитателя через систему научно – методической работы, содействовать самоопределению гражданской позиции педагогов;
  • разработать критерии оценки компетентности педагогов и детей в сфере гражданского образования.

Задачи  рефлексивно – обобщающего этапа состоят в том, чтобы:

  • проанализировать деятельность педагогического коллектива по программе осуществления гражданского образования, выявить успехи и трудности;
  • выявить наиболее эффективные организационно – педагогические формы работы по гражданскому образованию и пути их внедрения в социальную практику обучающихся;
  • обобщить опыт работы педагогов по гражданскому образованию [67].

Гражданское воспитание должно носить комплексный  характер, пронизывать все виды детской  деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно – ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний.

Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей, чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.

Что следует  иметь в виду, воспитывая у ребенка  дошкольного возраста первые чувства  гражданственности? Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по – хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, народным традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну; расширять представления детей о нашей Родине, ее столице, познакомить основными правами и обязанностями гражданина [85].

Результат гражданского воспитания – есть сформированность компонентов гражданственности ребенка: когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого [приложение ].

Таким образом, среди целей работы можно выделить те, которые соотнесены с познавательной деятельностью  ребенка: формирование у ребенка  представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных  особенностях, знакомство с правами  и обязанностями граждан России и другие. Важно дать информацию о том, что такие атрибуты, как  флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями  «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. Так, например, можно провести аналогию с устройством детского сада. Групповые  помещения – это республики, края, в которых есть много комнат – городов и деревень; дети и педагоги – это население, а директор детского сада – президент страны. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.

Дошкольник не остается  на поверхности  фактов, наоборот, он стремится объяснить  их установить зависимость и отношения, создавая свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между  отдельными предметами и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог: выстроить обучение по иерархическому принципу, т.е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системы.

Важно, чтобы  у ребенка проявлялась гражданственность  в чувствах, сознании, поведении. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям и добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином [36].

Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его  окружение, где он черпает такие  понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к  семье, к самым близким людям  — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это  корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе [89].

Задача взрослых — отбирать, из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и  мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание  Родины; отношения людей (товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру); общественные события (полеты космонавтов, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники: Международный  женский день,12 апреля, 1 Мая, День Победы, День защитников Отечества и др.). Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.

Что доступно пониманию ребенка  дошкольного возраста, что его  может волновать и вызывать интерес? Прежде всего это места, где он родился и живет.

Родная природа... Один из сильных  факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного  отношения к миру природы до понимания  преобразующей роли труда человека в природе — все это источники формирования любви к родному краю.

Недаром В.А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты: через красивое – к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношениях с людьми [91].

Родное  село... Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно, чтобы родное село предстало перед ребенком как  самое дорогое, красивое, неповторимое. Старший дошкольник знает название своего города, села, своей улицы, прилегающих  к ней улиц, в честь кого они  названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в  ближайших улицах, быть знаком с  отдельными достопримечательностями, историческими местами родного  города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками

Задача  взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений: папа и мама каждый день уходят на работу, у бабушки много дел по дому, старший брат каждое утро идет в школу, а возвращаясь оттуда, у него, как и у всех членов семьи, есть свои постоянные обязанности, которые он выполняет. Ребенок видит трудовую жизнь города (села). Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, четкости, знания своего дела, что труд взрослых надо беречь [61].

Главная задача – сформировать в ребенке будущего гражданина – труженика, которому предстоит стать созидателем, принося пользу семье, людям, обществу. От того, какими глазами ребенок впервые увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина. Вот почему важно помогать ребенку открывать историческое прошлое Родины, рассказывать о ее защитниках. Особое значение имеет зарождающееся «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым страны. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем, «что было».

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников