Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
В одном
из заданий необходимо было ответить
на вопросы анкеты, направленной на
выявление у педагогов
Анализ
данной анкеты позволяет сделать
вывод о том, что педагоги в
начале эксперимента недооценивали
значение игры как средства воспитания
гражданственности у детей
Учитывая проведенную работу и выявив недочеты, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:
- систематизировать
знания и умения педагогов
по проблеме гражданского
- создать
развивающую среду,
- формировать
социальную компетентность
- вовлечь
родителей в воспитательный
Успех гражданского воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
В нашем
учреждении функционирует клуб «Взаимодействие».
В прошедшем году работа клуба
посвящена 65-летию Победы. С родителями
запланированы тематические встречи,
акции, круглые столы. Родители являются
не сторонними наблюдателями, а активными
участниками педагогического
Мы не нарушаем общий план воспитательно-образовательной работы – мы подкрепляем его пункты региональным материалом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей. В ценностных приоритетах на первый план дети начинают ставить любовь к отчему краю, признание личного достоинства, основанного на реальных заслугах, гуманное отношение к слабому, уважение к старшим.
Также на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы с целью выявления отношения родителей к проблеме гражданского воспитания дошкольников нами была проведена анкета для родителей, которая содержала следующие вопросы:
Проанализировав анкету можно сделать вывод, что 100% (24 чел.) родителей осознают необходимость гражданского воспитания в дошкольном возрасте, но не считают, что этим вопросом нужно заниматься в дошкольном возрасте и объясняют это тем, что дети слишком малы для осознания этой темы. 87,5% (21 чел.) опрошенных сами недостаточно разбираются в этой теме. 100% родителей ответили, что правовое воспитание необходимо. Многие из родителей затруднились ответить на некоторые вопросы анкеты, так как не понимают их сущность. Таким образом, на констатирующем этапе нашей работы мы можем подвести итог: большинство родителей имеют расплывчатые представления о гражданских качествах детей, не придают значения гражданскому воспитанию в семье, хотя считают эту тему актуальной, многие из них хотели бы получить практическую и теоретическую помощь педагогов в работе с детьми. Анализируя анкеты педагогов, хочется отметить, что работа по воспитанию гражданственности у детей ведется систематически, но не на достаточно высоком уровне. Это связано с тем, что существует недостаток методической литературы, нет единой программы по гражданскому воспитанию, а доступная литература не может в полной мере отразить требования современного образования. Дидактический материал недостаточно разнообразен, не создана развивающая среда, что неблагоприятно сказывается на эффективности работы ДОУ по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста. Обобщая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что в ДОУ необходимо провести работу, направленную на воспитание гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Описание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Целью формирующего этапа опытно – экспериментальной работы являлось создание определенных педагогических условий, при которых игровая деятельность способствовала бы воспитанию гражданственности старших дошкольников.
Для реализации
нашей рабочей гипотезы мы изучили
методическую литературу по исследуемой
теме, подобрали разнообразные игры,
которые распределили по сложности
усвоения материала и степени
осведомленности детей. Также следует
отметить, что для нашей работы
потребовалось создание развивающей
среды и изготовление необходимых
пособий для подтверждения
Первостепенно педагоги обратили свое внимание на содержание программы по гражданскому воспитанию и констатировали тот факт, что задачи не разграничены четко и включены в патриотическое воспитание. Недостаток литературы объясняется тем, что гражданскому воспитанию школьников уделяется большее значение, чем дошкольников. На основании собранного разрозненного материала педагоги составили перспективный план работы по гражданскому воспитанию, подобрали разнообразные игры, которые включали в занятия, проводили в утреннее и вечернее время, как с группой, так и подгруппами и индивидуально. Большую роль в работе над данной проблемой отвели взаимодействию с семьей. Во время формирующего этапа эксперимента провели родительские собрания на тему: «Защита прав и достоинств ребенка», «Я – гражданин России»; консультации: «Как развивать у ребенка чувство ответственности», «Мы тоже имеем права»; развлечения, КВН, конкурс коллективных рисунков «Имею право», выставки книг по данной проблеме, работал телефон доверия, по которому оказывалась индивидуальная помощь родителям, осуществлялся обмен информацией.
Работа по воспитанию гражданственности детей старшего дошкольного возраста посредством игры проходила и во время занятий. На занятии по ознакомлению с окружающим миром по теме «Наша Родина – Россия» провели дидактическую игру «Государственные символы России». Детям предложили задание: собрать флаг России и выбрать герб нашего государства. Игровая ситуация заинтересовала детей, заставила задуматься и сделать выбор. Многие из детей удивились тому, что они продемонстрировали флаг Франции, а не России и что от последовательности расположения полос на флаге многое зависит. Во время прогулки организовали игру-путешествие «Береза – символ России». Игра проходила на участке детского сада, где растет несколько берез и осенью они необыкновенно красивы. Дети рассмотрели маленькое дерево (его корни), сравнили его с большим и выяснили, что слабое дерево может сломаться под воздействием неблагоприятных факторов, как и государство, если оно не имеет поддержки своих граждан. Во время путешествия дети рассказали пословицы о Родине, вспомнили отрывки стихотворений, закрепили понятие о том, что береза – символ России. В конце игры дети предложили спеть песню «Березонька», разученную ранее на музыкальном занятии, и вокруг березы закружился хоровод.
Особого внимания заслуживали дидактические игры: «Государственные праздники России», «Найди и назови достопримечательности города Благовещенска», «Наше село», «Разрезные картинки», «Пройди по лабиринту», «Кому что надо» и другие. Игра «Государственные праздники» вызвала неподдельный интерес у детей не только потому, что в доступной форме объясняет детям значимость таких праздников как «День независимости», «День защитников отечества», «День матери», «День Победы», «День конституции», «День пожилого человека» и др., но еще имеет несколько вариантов проведения, которые способствуют развитию творческого подхода, поощряют инициативу детей. Игра дополнена раскрасками, которые способствуют закреплению знаний. Наряду с играми, в детском саду проводились различные праздники: календарные, фольклорные, дни именин и др.
В преддверии Дня Матери педагоги провели большое количество игр, направленных на воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме; выражению внимания и желания порадовать ее хорошими добрыми делами и поступками; обучению на мамином примере умению общаться с другими взрослыми и членами семьи. Творческие игры « Я – волшебник», «Чем можно порадовать маму», «Страна вежливости» способствовали возможности у детей проявить свое отношение к маме, подвели их к потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Определение значения игры в правовом воспитании существенно обусловлено тем, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого развивается личность. Для реализации задач воспитания по правовому воспитанию дошкольников в течение года педагоги проводили разнообразные игры. Сюжетно – дидактическая «Предвыборная кампания», «Президент» требовала предварительной подготовки, так как дети имели смутные представления о работе президента. Потребовалось определенное время для того, чтобы в процессе бесед, чтения произведений, рассматривания картин и иллюстраций сообщить детям необходимый объем знаний. Во время игры детям предлагалось разбиться на две команды, которые представили своих кандидатов на пост президента. Были изготовлены бюллетени для голосования, на которых возле фотографии кандидата необходимо было поставить знак. Количество голосов подсчитала счетная комиссия и озвучила результат выборов. Затем выбранный президент должен был сформировать свою команду. При выборе детей важно было учитывать их способности, а не то, как к ним относится президент, но выбор был очевиден и Кирилл К. выбрал своих друзей, оставив без внимания тех детей, к которым он не испытывает симпатии.
Во второй половине дня проводили следующие словесные игры: «Вот я какой!», «Вот что я умею», «Интервью с кандидатами «Будем знакомы!»», «Я имею право…», «Мы разные, но у нас равные права», «О правах – играя!», творческая игра «Если б я был президентом…». Видя проявленный интерес детей, педагоги старались сохранить интерес к игре, вызывая желание ребенка самому узнать, подумать, а затем обратиться для уточнения к разным культурным источникам (воспитателям, родителям, соседям, другим людям, книге и т.д.).
Полученные результаты проявления любознательности были подтверждены наблюдениями за детьми во второй половине дня в их свободной самостоятельной деятельности. Дети обращались к дидактическим играм, книгам, а если на поставленный вопрос не было ответа – к воспитателю.
Поскольку в прошлом году наша страна отмечала 65-летие Великой Победы, педагогами нашего ДОУ составлен перспективный план мероприятий, посвященный 65-летию Победы, в нем нашли отражение и сюжетно-ролевые игры «Герои – защитники Отечества», «Будем в армии служить – будем Родину хранить», во время которых дети смогли превратиться в пограничников, танкистов, летчиков и выполнить свою боевую задачу по охране страны. Игра преподнесла детям наглядный урок о том, что от каждого гражданина страны зависит сила и мощь государства, сохранность его рубежей и возможность развиваться.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край, где бы человек не жил, неповторим. За последние годы наше село преобразилось: стали чистыми и нарядными улицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагоги в своей работе стремились к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной и изготовили дидактическую игру: «Достопримечательности своего села». Фотографии передают красоту родного села и воспитывают любовь к малой родине.
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников