Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
На основании проведенного эксперимента, можно констатировать, что на начало учебного года почти 50% детей, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, имеют расплывчатые знания о достопримечательностях столицы и своего села, не имеют представления о правах и законах, не узнают музыки и слов гимна страны. Этот факт объясняется тем, что основная образовательная и воспитательная работа по формированию гражданственности у детей проводится в старшей группе детского сада, эксперимент был проведен в начале года и дети не успели получить необходимые знания и умения.
Для определения уровня сформированности оценочно-эмоционального компонента гражданственности у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностическую методику «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой).
Материал:
В картинках для детей младшей группы представлены следующие поляр-
ные по своим характеристикам нравственные нормы:
I. Доброта-жадность
(Содержание картинок: 1) мальчик
угощает всех конфетами из
коробки, улыбается, 2) девочка закрывает
руками все игрушки от
II .Отзывчивость-равнодушие (Содержание картинок: 1) маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствующее, 2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой показывая на него пальцем, смеется).
III. Дружелюбие - конфликтность (Содержание картинок: 1) дети вместе дружно играют на ковре, 2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку).
IV. Аккуратность – неаккуратность (Содержание картинок: 1) девочка причесывается перед зеркалом, 2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги).
V. Вежливость - невнимание к взрослым (Содержание картинок:1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается, 2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется).
Инструкция воспитателя: "Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя правильно, и на которых неправильно". Картинки предъявляются детям попарно. После предъявления каждой пары картинок детям задается вопрос "Почему ты так думаешь?»
После выполнения первого задания перед ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы "Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?"
Интерпретировать результаты проведения данной методики автор предлагает так:
- низкий уровень: ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их;
- средний уровень: ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину;
- высокий уровень: ребенок правильно оценивает поступки детей, обосновывает свой выбор. Называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Также для выявления уровня оценочно-эмоционального компонента гражданственности у детей старшего дошкольного возраста нами была проведена диагностическая методика «Подумай и оцени ». Материал: сюжетные картинки. Содержание картинок:
Инструкция воспитателя: «Я буду показывать вам картинки про детей. Перед вами на столе лежат картинки с изображением лица ребенка (пиктограммы), передающие разные чувства, которые он испытывает: улыбается (он одобряет поступок, ему нравится ситуация), выражение лица нейтрально (ему все равно), огорчен (никогда не поступит также). Посмотрите на картинку и обозначьте картинкой чувства, которые у вас возникли, и обоснуйте свой выбор».
Воспитатель фиксирует результат.
На основании проведенной
- высокий уровень: ребенок показывает 6-7 правильных пиктограмм, соответствующих ситуации. Не более 1-2 пиктограмм выбраны ошибочно. Ребенок может уверенно обосновать свой выбор;
- средний уровень: ребенок показывает 3-4 правильных пиктограммы, соответствующих ситуации. 3-4 пиктограммы выставлены ошибочно. Ребенок затрудняется высказать оценочное суждение, не всегда уверенно обосновывает свой выбор;
- низкий
уровень: ребенок показывает 1-2 правильных
пиктограммы, соответствующих
В контексте
проводимого нами констатирующего
эксперимента для диагностики эмоционально-
Оценив и обработав результаты проведения обеих методик, мы определили уровень сформированности эмоционально-оценочного компонента гражданственности и полученные результаты занесли в таблицу.
Таблица 3 -Уровень сформированности оценочно – эмоционального компонента гражданственности у детей ЭГ и КГна констатирующем этапе ОЭР
Уровень группа |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа |
25% (3 чел.) |
58,3 % (7 чел.) |
16,7% (2 чел.) |
Контрольная группа |
33,3% (4 чел.) |
41,7% (5 чел.) |
25% (3 чел.) |
На основании данных таблицы нами были построен рисунок 2 [приложение К]. Проанализировав результаты диагностик, мы отметили, что низкий уровень в контрольной группе составляет - 16,7% (2 чел.), а в экспериментальной - 25% (3 чел.), средний уровень - 41,7% (5 чел.) и 58,3 % (7 чел.) соответственно, высокий уровень -33,3% (4 чел.) и 25% (3 чел.), что объясняется проводимой целенаправ- ленной работой по формированию эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, коррекцию недостатков эмоциональной сферы ребенка. Работа по этому разделу велась как во второй младшей, так и в средней группах детского сада.
Для диагностики уровня сформированности поведенческого компонента гражданственности были использованы следующие методы: методика «Закончи историю» и наблюдение.
Методика "Закончи историю" (Модифицированный вариант методики Р.Р. Калининой) имеет целью выявление у детей старшего дошкольного возраста умения выбирать линию поведения по отношению к людям разных возрастов; определение уровня культуры поведения в обществе и социальной активности.
Предъявление задания: в индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи так, как поступил бы ты в этой ситуации ". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая: Люба и Саша рисовали. Люба рисовала синим карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?
История вторая: Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История
третья: Дети строили город. Оля стояла
рядом и смотрела, как играют другие.
К детям подошла
История четвертая: Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы
ребенка, по возможности дословно, фиксируются
в протоколе.
На основании методики "Закончи историю"
детей относят к одному из уровней:
- высокий
уровень: ребенок раскрывает особенности
разрешения проблемной ситуации с позиции
нравственной нормы, называет нравственную
норму, понимает ее значение для взаимоотношений
людей и может обосновать свое мнение,
правильно оценивает поведение детей
и мотивирует свое;
- средний уровень: ребенок частично
подчиняет свое поведение общим нравственным
правилам, проявляет слабый интерес к
мнению и интересам других детей;
- низкий уровень: продолжение истории ребенок прогнозирует только в соответствии со своим потребностями, не учитывая интересы других детей.
Однако, выше указанная методика не дает объективного представления о поведенческом компоненте дошкольников и поэтому мы решили воспользоваться методом наблюдения. Наблюдение за поведением детей проводилось в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности. Поведение каждого ребенка фиксировалось и отмечались все поведенческие реакции. На основании полученных данных мы проанализировали уровень сформированности поведенческого компонента гражданственности и разместили данные в таблице 4.
Таблица 4 - Уровень сформированности поведенческого компонента гражданственности у детей ЭГ и КГна констатирующем этапе ОЭР
Уровень Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальная группа |
33,3% (4 чел.) |
58,3% (7 чел.) |
8,4% (1 чел.) |
Контрольная группа |
25% (3 чел.) |
58,3% (7 чел.) |
16,7% (2 чел.) |
Таким образом, закончив диагностическую работу, по полученным данным мы выяснили, что на начало экспериментальной работы в контрольной группе владели умением контролировать свое поведение, проявлять социальную активность на доступном уровне, способностью к ответственному отношению к поручениям владели 25%(3чел.) детей (высокий уровень). Имели средний уровень – 58,3% (7чел.) и имели низкий уровень –16,7% (2чел.) детей. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности поведенческого компонента гражданственности имели - 33,3% (4чел.) детей, средний – 58,3%(7чел.), а низкий уровень – 8,4% (1чел.)детей [приложение Л]. Сравнивая результаты двух групп детей, следует отметить, что такое количество детей с неустойчивым поведением, отрицательным отношением к окружающим свидетельствуют не только об отсутствии проводимой по этому направлению работе в ДОУ, но и зависит от микроклимата в семье, поведенческих реакций окружающих взрослых и нежелании порой заниматься гражданским воспитанием детей, считая, что детям необходимы знания, а остальное все не так важно. На основании полученных данных мы констатировали ситуацию, в которой необходимо как у родителей, так и у педагогов выяснить отношение к проблеме нашего исследования, выявить уровень знаний, умений и навыков по данной проблеме, отметить причины, по которым в полном объеме не может быть выполнена работа по воспитанию гражданственности детей старшего дошкольного возраста. С данной целью на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы среди педагогов ДОУ было проведено анкетирование по проблеме гражданского воспитания дошкольников .
Одной из задач анкетирования являлась диагностика уровня профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для осуществления гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста а также выявление отношения педагогов к исследуемой проблеме.
Анонимность анкетирования шести педагогов (заведующая детским садом, четыре воспитателя, музыкальный руководитель) позволила получить объективные данные по предложенным в анкете вопросам. Стаж работы опрошенных педагогов составил от 1 года до 30 лет.
Анкета для педагогов «
В анкете первыми стояли вопросы на выявление смысла, который вкладывают педагоги в понятие "гражданское воспитание" старших дошкольников. Анализ ответов на этот вопрос в начале экспериментального периода показал, что основные понятия педагоги знают, но знания не систематизированы, нет плана работы по гражданскому воспитанию.
Такое количество
затруднившихся ответить на поставленный
вопрос о содержании понятия "гражданское
воспитание" объясняется, вероятно,
историческим фактором. Одни педагоги
(обучающиеся в 80-90-х гг.) смутно понимают,
что такое "гражданственность"
потому, что в эти годы был разрушен
смысл этого понятия. Другие, начавшие
практическую деятельность недавно, также
имеют затруднения в
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников