Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан.

Происходящие процессы выдвинули  ряд важных, качественно новых  задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные  свободы, права и обязанности  его граждан с полной гарантией  их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость  формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В периоды  смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок и ценностей. Отказ от гражданского воспитания в конце ХХ века создал воспитательный  и образовательный вакуум, который необходимо устранить.

Формирование  гражданского общества и построение правового государства в России делают актуальным вопрос о системе  гражданского воспитания в силу того, что для решения этих внутригосударственных задач требуется воспитание гражданина, умеющего жить и действовать в системе демократических ценностей, человека высокой политической культуры, для которого общественная активность является нормой поведения.

В связи  с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских  и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно – нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Новое время требует от детского сада содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социально– педагогическим реалиям. Одним из основных принципов государственной политики в области образования Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) определяет воспитание гражданственности и любви к Родине; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствовании этого общества.

В проекте  «Национальной доктрины образования  в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Постановлением правительства  Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 утверждена новая, третья государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-15 г.г.». Принятие и реализация двух государственных программ по патриотическому воспитанию позволили создать принципиально новую ситуацию в российском обществе. Патриотизм в России стал государственной идеологией, одним из основных ресурсов консолидации общества. В общественном сознании патриотизм выступает важнейшим условием сохранения и развития нашей Родины, неотъемлемой исторической и социально – нравственной ценностью российского народа, системообразующим элементом общенациональной идеи.

Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду»  под ред. Васильевой направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни  любви к родной семье, родному  дому, краю, поселку, Родине; осознанию себя гражданином своей страны; уважительно и с гордостью относящегося к государству, его символике; имеющего представления о правах и обязанностях граждан страны и т.д.

Цель  гражданского воспитания обусловлена  социальным заказом современности, но опирается на теоретические и  методологические основы, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и других авторов. Особую роль семье в формировании гражданских ценностей отводили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Луначарский, Б.Т. Лихачев и другие. Исторический экскурс в проблему гражданского воспитания дает основание утверждать, что взгляды на него соответствовали социальной и культурной среде конкретного общества. Особый упор значительная часть педагогов делала на воспитательных возможностях таких ценностей, как родная природа, язык, национальная культура, духовное своеобразие, семейный уклад, народные традиции и обычаи.

Существенную  роль в становлении современных  концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях  социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожокарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).

Разделяя  теории Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.

Анализ  современных научных источников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме гражданского воспитания. В последние годы рассмотрены различные аспекты данной темы: социально – педагогический (Ш.А. Амонашвили, А. В. Беляев), исторический (Т.С. Буторина, В.О. Ключевский, Л.В. Кузнецова, О.В. Лебедева, Е.Е. Чмелева), гражданско – правовой (Г.П. Давыдов); рассмотрены цели, задачи и средства гражданского воспитания (З.Т. Гасанов).

Педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение гражданского воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, поскольку они хотя и не потеряли своей ценности, но в некоторых случаях не соответствуют новым условиям, так как современная действительность и новое Российское государство требуют совершенствования процесса формирования и воспитания гражданина, иного уровня отношений личности с государством.

Модернизация  российского социокультурного пространства в XXI в. отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к рыночной экономике, гражданскому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.

Актуальность исследования определяется еще и тем, что проблема гражданского воспитания у дошкольников в специализированной литературе недостаточно отражена, не существует единой образовательной программы по данному направлению воспитания, педагоги и родители имеют поверхностные знания по проблеме воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, отсутствует развивающая среда в ДОУ, недостаточно дидактического материала. Поэтому возникшие противоречия между обновленными требованиями общества к формированию гражданственности у подрастающего поколения и результативностью этого процесса в ДОУ, между существующей системой методов и форм организации воспитания и ее несоответствием современным условиям, обусловили выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.

Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.

Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:

- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;

- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

- игровая деятельность является социально значимой и актуальной для детей старшего дошкольного возраста;

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие  задачи исследования:

  1. изучить теоретические основы проблемы воспитания гражданственности детей дошкольного возраста;
  2. выявить сущность понятия «гражданственность» и особенности ее формирования у старших дошкольников;
  3. выявить уровень гражданской воспитанности детей старшего дошкольного возраста;
  4. выявить педагогические условия эффективности использования игры в качестве средства гражданского воспитания дошкольников и проверить их действенность опытно-экспериментальным путем;
  5. разработать и апробировать комплекс игр, направленных на формирование гражданственности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ используемой литературы, опрос, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.

База  исследования – детский сад села Садовое, Тамбовского района, Амурской области. Выборка – 24 ребенка в возрасте 5 – 7 лет.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ  ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Сущность и задачи гражданского воспитания

 

В России содержание понятия «гражданин»  менялось на протяжении длительного  периода и в настоящее время  в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей  стране находится в стадии становления  и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с  одной стороны – юридической, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.

В словаре С. И. Ожегова понятию «гражданин» дается такое определение: «это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» [84].

Понятие «гражданин» имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином – значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Сформированность именно нравственных ценностей: сострадания, честности, доброты, милосердия, является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной  и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути [61].

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано  с именами Платона, Аристотеля, Руссо  и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего  с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел  основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Георгом Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс. Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы [74].

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение  в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина [28].

Советская педагогика рассматривала  вопросы гражданского воспитания в  аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге  В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина»  в определенной мере обобщен и  систематизирован теоретический и  практический опыт деятельности советской  школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось  формированию гражданской позиции  ребенка, влиянию школы, семьи, детских  общественных организаций на воспитание гражданственности.

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая моральные чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [77].

П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.

А.С. Макаренко разработал свою концепцию гражданского воспитания. «Гражданин нового общества, - считал Антон Семенович, - это прежде всего человек трудящийся, в этом его честь, радость и его человеческое достоинство. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность» [31].

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников