Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
ВВЕДЕНИЕ
Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан.
Происходящие процессы выдвинули
ряд важных, качественно новых
задач по созданию суверенного, экономически
развитого, цивилизованного, демократического
государства, обеспечивающего
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок и ценностей. Отказ от гражданского воспитания в конце ХХ века создал воспитательный и образовательный вакуум, который необходимо устранить.
Формирование гражданского общества и построение правового государства в России делают актуальным вопрос о системе гражданского воспитания в силу того, что для решения этих внутригосударственных задач требуется воспитание гражданина, умеющего жить и действовать в системе демократических ценностей, человека высокой политической культуры, для которого общественная активность является нормой поведения.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно – нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Новое время требует от детского сада содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социально– педагогическим реалиям. Одним из основных принципов государственной политики в области образования Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) определяет воспитание гражданственности и любви к Родине; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствовании этого общества.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Постановлением правительства
Российской Федерации от 5 октября 2010
г. №795 утверждена новая, третья государственная
программа «Патриотическое
Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине; осознанию себя гражданином своей страны; уважительно и с гордостью относящегося к государству, его символике; имеющего представления о правах и обязанностях граждан страны и т.д.
Цель гражданского воспитания обусловлена социальным заказом современности, но опирается на теоретические и методологические основы, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и других авторов. Особую роль семье в формировании гражданских ценностей отводили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Луначарский, Б.Т. Лихачев и другие. Исторический экскурс в проблему гражданского воспитания дает основание утверждать, что взгляды на него соответствовали социальной и культурной среде конкретного общества. Особый упор значительная часть педагогов делала на воспитательных возможностях таких ценностей, как родная природа, язык, национальная культура, духовное своеобразие, семейный уклад, народные традиции и обычаи.
Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожокарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).
Разделяя теории Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, мы считаем, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.
Анализ современных научных источников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме гражданского воспитания. В последние годы рассмотрены различные аспекты данной темы: социально – педагогический (Ш.А. Амонашвили, А. В. Беляев), исторический (Т.С. Буторина, В.О. Ключевский, Л.В. Кузнецова, О.В. Лебедева, Е.Е. Чмелева), гражданско – правовой (Г.П. Давыдов); рассмотрены цели, задачи и средства гражданского воспитания (З.Т. Гасанов).
Педагогической наукой получены данные, раскрывающие роль и значение гражданского воспитания. Однако реалии сегодняшнего дня заставляют пересмотреть эти основы, поскольку они хотя и не потеряли своей ценности, но в некоторых случаях не соответствуют новым условиям, так как современная действительность и новое Российское государство требуют совершенствования процесса формирования и воспитания гражданина, иного уровня отношений личности с государством.
Модернизация российского социокультурного пространства в XXI в. отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к рыночной экономике, гражданскому обществу обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях обновленной России.
Актуальность исследования определяется еще и тем, что проблема гражданского воспитания у дошкольников в специализированной литературе недостаточно отражена, не существует единой образовательной программы по данному направлению воспитания, педагоги и родители имеют поверхностные знания по проблеме воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, отсутствует развивающая среда в ДОУ, недостаточно дидактического материала. Поэтому возникшие противоречия между обновленными требованиями общества к формированию гражданственности у подрастающего поколения и результативностью этого процесса в ДОУ, между существующей системой методов и форм организации воспитания и ее несоответствием современным условиям, обусловили выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
- игровая деятельность является социально значимой и актуальной для детей старшего дошкольного возраста;
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
Методы исследования: теоретический анализ используемой литературы, опрос, педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования – детский сад села Садовое, Тамбовского района, Амурской области. Выборка – 24 ребенка в возрасте 5 – 7 лет.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Сущность и задачи гражданского воспитания
В России
содержание понятия «гражданин»
менялось на протяжении длительного
периода и в настоящее время
в педагогической литературе не всегда
можно найти его четко
В словаре С. И. Ожегова понятию «гражданин» дается такое определение: «это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» [84].
Понятие «гражданин» имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином – значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. Сформированность именно нравственных ценностей: сострадания, честности, доброты, милосердия, является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути [61].
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Георгом Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс. Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы [74].
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина [28].
Советская педагогика рассматривала
вопросы гражданского воспитания в
аспекте общественной направленности
личности, приобретения опыта коллективной
деятельности. В известной книге
В.А.Сухомлинского «Воспитание
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая моральные чувства, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [77].
П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию.
А.С. Макаренко разработал свою концепцию гражданского воспитания. «Гражданин нового общества, - считал Антон Семенович, - это прежде всего человек трудящийся, в этом его честь, радость и его человеческое достоинство. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. свою социалистическую нравственность» [31].
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников