Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
Старший дошкольник должен осознать: наша страна - мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. В Великой Отечественной войне советские воины вместе со всем народом сумели победить врага. Педагог и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника — все дело в доходчивых словах и ярких фактах [25].
На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи — дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть». Старшему дошкольнику можно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву,— счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов.
Быть гражданином России - это
непременно быть интернационалистом,
уважать права других людей, независимо
от их национальности. Одна из задач
воспитания - развивать у ребенка
эмоционально-положительное
Важно поддержать и направить детский интерес, связанный с жизнью народов нашей страны. Рассказать старшему дошкольнику, где территориально расположена область, представители которой его заинтересовали (на юге или на севере нашей страны), о своеобразии природных и климатических условий, от которых зависит быт, одежда, характер труда, особенности культуры народа.
К концу дошкольного детства ребенок должен знать: нашу страну населяют народы разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами, художниками; все народы, населяющие нашу страну, живут единой дружной семьей, всех их объединяет стремление к миру, любовь к Родине, готовность встать на ее защиту, вложить свой труд в ее процветание.
Основная форма знаний дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Формирование познавательных интересов – это важное условие успешного развития и воспитания ребенка, факт его положительного отношения к окружающей действительности. И в этом плане решающая роль отводится общению с взрослым. Он как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый им уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития»; формирует систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни; организует деятельность, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются именно в деятельности - игре, труде, творчестве, общении, повседневной жизни.
Основываясь на том факте, что чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношение к окружающему, повышает роль сформированности оценочно-эмоционального компонента гражданственности детей. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером [78].
От богатства
чувств, которые проявляет взрослый,
зависит эмоциональное
Дети могут принимать активное участие в обсуждении планов жизни группы и детского сада. С ними необходимо обсуждать роль правил в упорядочении жизни; при этом важно формировать позитивные модели поведения, которые предполагают, что человек способен:
- разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами;
- учитывать позиции, желания, потребности других людей;
- произвольно контролировать свое поведение и управлять им.
Уже к концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми - основа самосознания личности, ее идентичности.
Активная гражданская позиция
всегда является «социокультурным конструктом»,
поскольку воплощает в себе самоопределение
личности по отношению к другим (другому),
своим или чужим. И, хотя формирование
активной гражданской позиции происходит
в юношеском и более старших
возрастах, можно говорить о предпосылках
становления гражданской
Другая важная составляющая сформированности оценочно-эмоционального компонента гражданственности детей – умение анализировать поступки других людей на основании имеющихся нравственных понятий. Однако нравственность, как утверждают психологи, не возникает естественным вызреванием. Все зависит от средств и методов воспитания, от условий.
Первая
опора педагога - семья. Развитие личности
осуществляется прежде всего в семье,
которая в зависимости от принятой
в ней тактики воспитания выступает
или как просоциальная
Вторая опора - деятельность в группе: игровая, учебная, трудовая, спортивная, изобразительная и т.д., которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.
Чем еще характеризуется старший дошкольный возраст? Увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов; развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям.
Под влиянием родителей и воспитателей ребенок выполняет практические действия, результат которых важен не только для него самого, но и для других людей, членов коллектива. Однако педагог должен учитывать: социальные мотивы деятельности только начинают складываться, носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, определяют общую направленность поведения в течение длительного времени. И еще: расширяется сфера полезной деятельности. Деятельность уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер.
Общественная обусловленность и направленность - не зеркальная - ярко отражаются в игре. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, именно поэтому игровые образы всегда индивидуальны. Игра - сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Вот почему, организованная педагогом, охватывающая нравственные элементы, она является средством формирования личности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение правилам, требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, в мир морали.
Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед страной, перед обществом. Это обязывает взрослых всегда помнить о собственном примере.
Воспитывать хозяев своей страны — проблема нравственной и социальной значимости. Сегодняшние дети завтра станут по-хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой. Это обязывает педагога и родителей уже сейчас заботиться о формировании в ребенке будущего хозяина, которому присущи такие качества, как бережливость, чувство созидания, ответственное отношение к труду. Из детей должны вырасти не только хорошие люди, но и трудолюбивые, честные, экономные хозяева. Чувство хозяина у дошкольника может проявляться пока в доступной его возрасту деятельности: играх и занятиях, где он должен бережно использовать разнообразные игрушки, учебные материалы и пособия; в посильном труде; стремлении поддерживать заведенный порядок дома и в детском саду, в своих вещах, игровом хозяйстве, умении видеть беспорядок в окружающем и стремлении самостоятельно устранять его; в уходе за животными.
Каждому ребенку становится близка важная мысль: все, что окружает тебя,— твое, мое, наше. Оно принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь. Осознание этого не только предостережет ребенка от эгоистичного, потребительского отношения к достоянию государства, но и поможет стать созидателем и хранителем всех богатств, которые принадлежат народу и служат общему благу.
Важно, чтобы вся система воспитания
была направлена на формирование в
ребенке чувства
Чувство долга... Оно начинается с
осознания необходимости делать
то и поступать так, как этого
требует большинство. Чувство долга
к родителям, умение проявить сыновнее
внимание тогда, когда это будет
необходимо, в более поздние годы,
не приходит к человеку вдруг. Это
чувство формируется всей предшествующей
жизнью. Важно отметить, что у
маленьких детей обострена
Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое - чувство долга по отношению к обществу, Родине.
На основании представленного материала можно сделать вывод, что воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Сложность решения данных задач связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что ни одно качество личности не может быть сформировано окончательно – всего лишь зарождается. Поэтому в дошкольном возрасте правомерно говорить о воспитании основ гражданственности, которые являются базой для воспитания гражданина государства. Результатом гражданского воспитания является сформированность компонентов гражданственности ребенка: когнитивного, оценочно-эмоционального, поведенческого.
Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения, и СМИ, и общество в целом. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны. Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников