Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его активность, сознательность, эмоциональность. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, которую необходимо наполнить таким содержанием, которое формировало бы ребенка как гражданина, увеличивало объем знаний о государстве и его символике, развивало умение оценивать, с моральной точки зрения, свои поступки и поступки других детей. Поэтому столь актуальной является проблема использования игры в воспитании гражданственности детей старшего дошкольного возраста, в формирования нравственной стороны личности [87].

Актуальность применения игры как  средства воспитания гражданственности  состоит еще и в том, что свобода и самостоятельность играющих детей сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается  уровень их общего развития, тем  более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для  становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность  самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и  выбирать средства для реализации своих  замыслов. В этих неформальных детских  объединениях проявляются разные черты  характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач [88].

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности  дошкольника, в условиях которой  педагог может, применяя различные  методы, формировать личность ребенка как гражданина, ее общественную направленность.

В старшем дошкольном возрасте более  многоплановыми становятся методы формирования игры и взаимоотношений детей, применяемые педагогом в гражданском воспитании детей. Воспитатель продолжает использовать метод прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения детей к выбору игровых материалов. Например, предлагая игру «Музей», педагог предлагает одному ребенку выполнить роль экскурсовода, а всем остальным – роли посетителей музея, но с такой оговоркой, что они являются иностранцами. Экскурсовод должен провести экскурсию так, чтобы посетители музея почувствовали гордость за нашу страну, ее величие, узнали национальные особенности [55].

Специфика руководства игрой состоит  в том, что методы ее организации  должны быть тесно связаны с игровой  задачей и воображаемой ситуацией, а воспитатель должен занимать позицию  доброжелательного соучастника (независимо от того, берет или не берет он на себя какую-нибудь роль). Одновременно воспитатель ориентирует дошкольников на то, чтобы они применяли в своих играх знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях и в быту. В связи с тем, что без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное, он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное, педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине, воспитывать чувство гордости от того, что он является гражданином России [34].

Игра имеет большое образовательное  значение в воспитании гражданственности детей, она тесно связана с процессом освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Педагог в игре знакомит детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном; правами и обязанностями граждан России, основными документами государства. Этому способствуют разнообразные дидактические игры: разрезные картинки, пазлы, игры на установление соответствия («Найди пару», «Найди лишнее», «Чего не стало?», «Что для чего?» и другие).

При воспитании гражданских чувств важно поддерживать в детях интерес  к событиям и явлениям общественной жизни, организовывать игры, направленные на пополнение этого опыта. Дети увлеченно играют, повторяя действия своих родителей - библиотекаря, шофера, строителя и др. Быстро растет интерес к играм, в которых находят отражение современные события (полет в космос, строительство электростанции и др.). Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

В игре обнаруживаются переживания  ребенка, отношение к жизни. Детям важно понять, что люди трудятся на благо всей страны, сознательно и активно выполняют гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Например, во время игры девочка, выполняющая роль кондуктора ушла со своего рабочего места и, как следствие, пассажиры остались без билетов, автобус не смог выполнить свой рейс. В играх таких примеров можно привести огромное количество. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели [88].

Постепенно осуществляется возможность  использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей  через формирующийся коллектив. Формируя игру и положительные взаимоотношения  детей старшего возраста, воспитатели  широко используют косвенные методы, опираясь на играющие детские группы, складывающийся коллектив. Способствуя  обогащению сюжета и развитию соответствующих  ему ролевых отношений, педагоги заботятся о том, чтобы дети, как  товарищи по игре, следовали установленным нормам и правилам поведения, поступали так, как этого требует большинство. Таким образом, педагоги стремятся формировать чувство долга постепенно, связывать руководство поведением детей в игре с нравственным воспитанием их в повседневной жизни.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются  по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с  ним игровые переживания. От богатства  замысла, степени увлеченности им зависят  сила эмоций и, в большой мере, способность  к умственному и волевому усилиям. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. Игры с куклами в «мамы и дочки» имели место во все эпохи, во всех странах, однако эти игры различны по своему содержанию, которое зависит от того, какую семью какого общества дети изображают, вот почему игра является таким мощным средством воспитания гражданственности детей [38].

Содержательнее становятся игры в  семью, в детский сад. В них  ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, умение заботиться о других.

В играх  с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь  в игру, показывает пример приветливой  встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая его появление беседой  о том, как за ним надо ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким  и слабым. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные  задачи.

Старшие дошкольники смелее и разнообразнее  комбинируют в играх свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов  взрослых, сказок. Новые впечатления  у них часто включаются в прежние  игры, но дети пяти-семи лет и знают  больше, и пользуются своими знаниями более сознательно.

Особый характер имеет замысел  в играх-драматизациях, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что  создаются по готовому сюжету, взятому  из книги. План игры, последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: нужно хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, запомнить текст произведения (как развертывается действие, реплики персонажей). В этом заключается и особое значение игр-драматизаций: они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его моральную и нравственную ценность, способствуют формированию активной жизненной позиции. Надежду и веру в добро, умение побеждать, бороться со злом, выходить победителем и добиваться результата, как бы ни было тяжело – помогают нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец Иван-Царевич и другие. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством сострадание, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению нравственные ценности. В игре-драматизации ребенок переносит нравственные качества, присущие своему герою на себя, как бы примеряя их к себе, и начинает любить то, что любит его народ, и отрицать то, что ненавидит народ, идентифицирует себя гражданином России [87].

В играх с правилами главное  - решение поставленной задачи. Детей увлекают игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Игры с правилами имеют и другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, она направлена также на решение основных воспитательных задач.

Можно сказать, что игра – это  метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и  позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами национальной культуры. Возможно, игра прельщает  ребенка своим непостижимым многообразием  ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности. Народные игры подводят ребенка к осознанию себя как частицы своей Родины, в каждом краю необъятной страны имеются свои неповторимые особенности, а через игру ребенок приобщается к традициям  своего села, города. Причем образы, к которым привлекаем внимание детей, должны быть яркими, конкретными, будить воображение детей. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей планеты – вот что очень важно для воспитания гражданственности у детей. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка [21].

Игра  — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в контакт  со сверстниками. Их объединяют общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию умения соблюдать права другого  человека, воспитанию добрых чувств, благородных  стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в  том, чтобы сделать каждого ребенка  активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Закрепление умения детей следовать моральным нормам успешно происходит в подвижных играх. Особое место занимают коллективные игры в военных. Сила, ловкость, смелость, осознание того, что в будущем от тебя будет зависеть многое, ответственность за других, чувство дружбы и товарищества — вот те качества, которые формируются в этих играх. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему самому приходится решать, как действовать, чтобы достичь цели (игры «Мы веселые ребята», «Через ручеек», «Свободное место»). Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие («Ловишки с мячом», «Кто скорее добежит до флажка» и др.). В ряде игр («Найди свой цвет», «Перемени мешочек») от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного проигрывает весь отряд или звено. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлиянии идет развитие важнейших нравственных качеств: товарищества, дружбы, взаимопомощи. При проведении подвижных игр воспитатель наблюдает за поведением детей: кто из них любит «выручать», а кто беспокоится только о себе. Это является основанием для проведения индивидуальной работы с детьми (одобрение выручки, умения помочь; объяснение, почему нехорошо заботиться только о себе) [88].

Одна из любимых тем детских  игр — путешествия морские, сухопутные, воздушные. Во время путешествий  происходит много событий, можно  проявить свою смелость, находчивость, можно пофантазировать, проявить свою гражданскую позицию: водолазы смело  опускаются на дно моря, ищут там  затонувший корабль; один летчик потерпел аварию, другой отправляется на помощь; строится космодром, сооружается ракета; отряд космонавтов выбирает командира, под руководством которого происходят тренировки, обсуждают, куда лететь - на Луну или на Марс. Много дней готовятся  к полету, торжественно провожают  смельчаков и радостно их встречают. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку  выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать  с ними свои действия. Все, о чем  говорилось выше, - развитие целенаправленности, способности комбинирования - связано  с развитием речи, с все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников