Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

 

На основании  данных, полученных из таблицы, можем  сделать вывод, что на начало эксперимента у 16,7% (2 чел.) в экспериментальной группе был высокий уровень, у 66,6 % (8 чел.) средний уровень и у 16,7% (2 чел.) низкий уровень сформированности гражданственности. После проведенного формирующего эксперимента данные изменились и составили следующую категорию: высокий уровень – 58,3% (7чел.), средний уровень – 41,7% (5чел.).

 

 

Таблица 9 - Общий уровень сформированности гражданственности на констатирующем и контрольном этапе ОЭР в контрольной группе.

    

      Критерии     

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.

ребенка          

Когнитивный

Оценочно – эмоциональ-

ный

Поведенческий

Общий уровень сформирован

ности гражданствен

ности

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

1

Никита З.

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

2

Кирилл К.

В

В

В

В

С

С

В

В

3

Уля Ч.

С

С

С

С

Н

С

С

С

4

Миша Ш.

Н

С

С

С

С

В

С

С

5

Катя М.

Н

Н

С

С

С

С

С

С

6

Вася Р.

Н

С

С

С

С

С

С

С

7

Влада Ш.

С

С

С

С

В

В

С

С

8

Алена Б.

С

С

В

В

В

В

В

В

9

Маша Ц.

В

В

В

В

В

В

В

В

10

Даня С.

В

В

В

В

С

С

В

В

11

Дима К.

С

С

Н

Н

С

С

С

С

12

Ева Е.

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

Н


 

Проанализировав данные таблицы по уровню сформированности гражданственности на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментальной  работы в контрольной группе можно  констатировать, что в начале общий  уровень сформированности гражданственности  составил: высокий уровень – 33,3% (4чел.), средний уровень – 50% (6 чел.), низкий уровень – 16,7% (2 чел.); по окончанию: высокий уровень – 33,3% (4чел.), средний уровень – 50% (6 чел.), низкий уровень –– 16,7% (2 чел.). Данные результаты обусловлены тем, что в работе с детьми педагоги исходили из принципов, средств, методов, позволяющих ребенку быть активным, свободным в его личностных проявлениях, заниматься самостоятельно, вместе с взрослыми и сверстниками эмоционально – окрашенной деятельностью, анализировать продукт этой деятельности, способствуя социализации и воспитанию гражданственности.

По окончании  опытно – экспериментальной работы  ответы респондентов качественно изменились, а количество затруднившихся ответить в этот раз значительно уменьшилось, у детей увеличился объем знаний о своей стране, ее столице, малой Родине, правах и обязанностях граждан, государственных праздниках, возросло понимание детьми отдельных нравственных норм, повысилась культура общения, они стали более внимательными и заботливыми по отношению к окружающим, стали ответственнее подходить к поручениям. Это объясняется тем, что в течение исследовательской деятельности педагоги целенаправленно изучали данную проблему: анализировали психолого-педагогическую литературу, имеющийся опыт работы по педагогическому воспитанию; осуществляли апробацию комплекса игр; постоянно вели мониторинг за динамикой воспитанности гражданственности детей дошкольного возраста; обобщали теоретические и практические результаты исследования.

Педагогический  эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. Цель педагогического эксперимента: определить, при каких педагогических условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.

В ходе констатирующего  эксперимента мы определили критерии уровня гражданственности старших  дошкольников, подобрали диагностический  материал и оборудование и провели  диагностику уровня гражданственности  в экспериментальной  и контрольной  группе.

На основании  полученных в ходе констатирующего  эксперимента результатов, а также  анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами был подготовлен комплекс игр по воспитанию гражданственности у старших дошкольников.

Для определения  эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов  итогового эксперимента показал, что  общий уровень сформированности гражданственности повысился в  экспериментальной группе и не изменился  в контрольной группе. Данные результаты объясняются проведением вышеописанных  мероприятий, реализуемых в ходе нашего исследования: проведение целенаправленной игровой деятельности с детьми, методическая работа с педагогами, просветительская работа с родителями.

Таким образом, из полученных результатов, наглядно видна положительная  динамика сформированности гражданственности  в обеих группах. Но в экспериментальной группе, где проводилась специальная работа по воспитанию гражданственности динамика более выраженная. Это подтверждает правильность гипотезы нашего исследования, позволяет нам утверждать, что наша гипотеза верна, поставленные задачи решены и цель достигнута.

 

Заключение

 

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что возрастание роли гражданского общества в России, новые геаполитические  реалии определяют заказ системе  образования на формирование социально  ориентированного поколения россиян.

Среди важнейших  задач общеобразовательной школы  и ДОУ особое значение имеет гражданское  образование и воспитание. Необходимо с детства заложить в молодом  поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение  относиться друг к другу и к  своей стране, городу, краю с любовью  и уважением, гордиться тем, что  мы живём в такой огромной и  богатой стране. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое  осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий его гражданского становления.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом  становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям общественного партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам страны; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и страны, на благо личности.

Гражданское воспитание рассматривали в своих  трудах многие философы. Педагоги и  психологи в различные периоды  существования человечества. Изучение научной литературы по теме проблеме нашего исследования показало, что в настоящее время профессиональными психологами, педагогами, ведутся работы по изучению эффективности гражданского воспитания. Составляются планы, методики, программы, как для дошкольников, так и детей школьного возраста, которые находят своё отражение в трудах, а так же учебных пособиях. Создаются инновационные методы гражданского воспитания, путём высоких технологий с применением компьютерной техники.

Критерии  сформированности гражданственности - есть наличие определенных качеств, характеризующих человека как хорошего гражданина. Сущность понятия «гражданственность»  состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине, народу. Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного  сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.

Воспитание гражданственности  у детей  старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Учет интегративного характера  гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и гражданское воспитание, так как это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем огромную ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских свойств.

Цель  нашей опытно-экспериментальной  работы – выявить педагогические условия, при которых игра будет являться эффективным средством гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе МДОУ детский сад  села Садового в старшей группе. Формирующий этап являлся основным и включал в себя проведение игр  гражданской направленности. На этом этапе были реализованы условия  нашей рабочей гипотезы. Итоговый эксперимент выявил эффективность  используемых нами мероприятий по воспитанию гражданственности у детей старшей  группы и подтвердил истинность выдвинутой нами гипотезы.

Теоретический анализ педагогической литературы позволил нам предположить, что игра будет являться эффективным средством воспитания детей, если реализуются следующие условия: создана развивающая среда ДОУ по гражданскому воспитанию; тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности; игровая деятельность является социально значимой и актуальной для детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав результаты итогового эксперимента, мы можем наглядно видеть положительную динамику сформированности компонентов гражданственности в обеих группах, но в экспериментальной группе динамика более выраженная в связи с проведением целенаправленной работы по данной проблеме. Это позволяет нам утверждать, что наша гипотеза подтвердилась, задачи и цель исследования достигнуты.

Важность  воспитания гражданственности огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, селом, в котором он живёт.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание старших дошкольников /Е.В. Авдеева. - М.: 2004. – С. 18-20.
  2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками/ Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. Изд. 4 – е доп. /Н. В. Алёшина. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 124 с.
  4. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке / В. Ашиков //Дошкольное воспитание. - 2000. - №1.-С.8-11.
  5. Абросимова, Г.Н. Патриотическое воспитание средствами краеведо - туристической деятельности / Г. Н. Абросимова. – М.: АРКТИ, 2000. – 213 с.
  6. Агапова, И.Ю. Дидактическое пособие «Родной край» / И.Ю. Агапова, Г.А. Агеева. – М.: ОО «ИПКРО», 2002. – 115 с.
  7. Азаров, А.Я. Права человека / А. Я. Азаров., Болотина Т.В.. – М.: ИПК МО, 1995. – 96 с.
  8. Антонов, В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека / В. В. Антонов. - М.: Вита-Пресс, 1998. – 87 с.
  9. Антонов, Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников) / Ю. Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.
  10. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амоношвили.  - М.: РГУ, 1996. - 450 с.
  11. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Бол. рос. энц., 1988. − 456 с.
  12. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения / О. В. Бережнова // Образование и общество. - №12. - 2002. С.
  13. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. - М.: Academia, 1998. - 240с.
  14. Бордовская, Н.В.Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.- СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
  15. Буре, Р.С. Готовим детей к школе. Практическое пособие для воспитателей детского сада / Р. С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 210 с.
  16. Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  17. Буторина, Т. С. Идеал воспитания гражданина в творчестве выдающихся деятелей России XVIIв / Т. С. Буторина, В. Г. Русских // Педагогика. – 2009. - №9. – с. 66 – 75.
  18. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российское Федерации на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. – 2011. - №1. – с. – 14 – 24.
  19. Былеева, Л.В. Русские народные игры / Л. В. Былеева. – М.: Просвещение, 1988. - 358 с.
  20. Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики (заметки журналиста) / З. П. Васильцова. – М.: Педагогика, 1988. - 157 с.
  21. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева, В.В. Гербова Т. Комарова  /. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 232 с.
  22. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Пр<span class="List_0020Paragraph__Char"

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников