Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
На основании данных, полученных из таблицы, можем сделать вывод, что на начало эксперимента у 16,7% (2 чел.) в экспериментальной группе был высокий уровень, у 66,6 % (8 чел.) средний уровень и у 16,7% (2 чел.) низкий уровень сформированности гражданственности. После проведенного формирующего эксперимента данные изменились и составили следующую категорию: высокий уровень – 58,3% (7чел.), средний уровень – 41,7% (5чел.).
Таблица 9 - Общий уровень сформированности гражданственности на констатирующем и контрольном этапе ОЭР в контрольной группе.
№ |
Критерии
Ф.И.О. ребенка |
Когнитивный |
Оценочно – эмоциональ- ный |
Поведенческий |
Общий уровень сформирован ности гражданствен ности | ||||
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание |
Начало |
Окончание | ||
1 |
Никита З. |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
2 |
Кирилл К. |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
3 |
Уля Ч. |
С |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С |
4 |
Миша Ш. |
Н |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
5 |
Катя М. |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
6 |
Вася Р. |
Н |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
7 |
Влада Ш. |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
С |
8 |
Алена Б. |
С |
С |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
9 |
Маша Ц. |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
10 |
Даня С. |
В |
В |
В |
В |
С |
С |
В |
В |
11 |
Дима К. |
С |
С |
Н |
Н |
С |
С |
С |
С |
12 |
Ева Е. |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
Н |
Проанализировав данные
таблицы по уровню сформированности
гражданственности на констатирующем
и контрольном этапе опытно-
По окончании опытно – экспериментальной работы ответы респондентов качественно изменились, а количество затруднившихся ответить в этот раз значительно уменьшилось, у детей увеличился объем знаний о своей стране, ее столице, малой Родине, правах и обязанностях граждан, государственных праздниках, возросло понимание детьми отдельных нравственных норм, повысилась культура общения, они стали более внимательными и заботливыми по отношению к окружающим, стали ответственнее подходить к поручениям. Это объясняется тем, что в течение исследовательской деятельности педагоги целенаправленно изучали данную проблему: анализировали психолого-педагогическую литературу, имеющийся опыт работы по педагогическому воспитанию; осуществляли апробацию комплекса игр; постоянно вели мониторинг за динамикой воспитанности гражданственности детей дошкольного возраста; обобщали теоретические и практические результаты исследования.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. Цель педагогического эксперимента: определить, при каких педагогических условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня гражданственности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня гражданственности в экспериментальной и контрольной группе.
На основании
полученных в ходе констатирующего
эксперимента результатов, а также
анализа и обобщения психолого-
Для определения
эффективности проделанной
Анализ результатов
итогового эксперимента показал, что
общий уровень сформированности
гражданственности повысился в
экспериментальной группе и не изменился
в контрольной группе. Данные результаты
объясняются проведением
Таким образом, из полученных результатов, наглядно видна положительная динамика сформированности гражданственности в обеих группах. Но в экспериментальной группе, где проводилась специальная работа по воспитанию гражданственности динамика более выраженная. Это подтверждает правильность гипотезы нашего исследования, позволяет нам утверждать, что наша гипотеза верна, поставленные задачи решены и цель достигнута.
Заключение
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что возрастание роли гражданского общества в России, новые геаполитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян.
Среди важнейших
задач общеобразовательной
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям общественного партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам страны; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и страны, на благо личности.
Гражданское воспитание рассматривали в своих трудах многие философы. Педагоги и психологи в различные периоды существования человечества. Изучение научной литературы по теме проблеме нашего исследования показало, что в настоящее время профессиональными психологами, педагогами, ведутся работы по изучению эффективности гражданского воспитания. Составляются планы, методики, программы, как для дошкольников, так и детей школьного возраста, которые находят своё отражение в трудах, а так же учебных пособиях. Создаются инновационные методы гражданского воспитания, путём высоких технологий с применением компьютерной техники.
Критерии сформированности гражданственности - есть наличие определенных качеств, характеризующих человека как хорошего гражданина. Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине, народу. Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно эти характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и гражданское воспитание, так как это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России. Творческим исполнением жизни называют игру. Отсюда вытекает основной критерий педагогической ценности игры в гражданском воспитании: игра имеет тем огромную ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности учащихся, проявлению их гражданских свойств.
Цель
нашей опытно-
Опытно-экспериментальная
Теоретический анализ педагогической литературы позволил нам предположить, что игра будет являться эффективным средством воспитания детей, если реализуются следующие условия: создана развивающая среда ДОУ по гражданскому воспитанию; тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности; игровая деятельность является социально значимой и актуальной для детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав результаты итогового эксперимента, мы можем наглядно видеть положительную динамику сформированности компонентов гражданственности в обеих группах, но в экспериментальной группе динамика более выраженная в связи с проведением целенаправленной работы по данной проблеме. Это позволяет нам утверждать, что наша гипотеза подтвердилась, задачи и цель исследования достигнуты.
Важность воспитания гражданственности огромна, не только, как для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. Задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, селом, в котором он живёт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников