Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).
Л. Кларина полагает, что общие цели развития детей можно условно разделить на фундаментальные и прикладные. В этом смысле граждановедение является составной частью фундаментальной цели, так как оно «включает в себя формирование и развитие у ребенка базиса личностной культуры, его приобщение к способам познания, преобразования мира, эмоционально – ценностного отношения к нему» [65].
Исходя из высказываний Л. С. Выготского, «в ребенке потенциально заложено множество будущих личностей, он может стать тем, и другим, и третьим. Воспитание проводит социальный отбор наружной личности. Из человека как биотипа оно путем отбора формирует человека как социотипа» [27]. Следует вывод о том, что гражданина формирует государство и школа, как его идеологический и воспитательный институт.
Гражданское воспитание – воспитание личности как гражданина правового демократического государства, которое вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг [93].
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем. Данное направление базируется, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает детям и молодежи все необходимые права и способствует их реализации [17].
Гражданское воспитание предполагает
формирование конституционных, правовых
позиций личности. Выработанные в
обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы
определяют гражданское сознание формирующейся
личности, однако для достижения их
гармонии необходима целенаправленная
воспитательная работа. При этом утвердившиеся
идеалы общества принимаются личностью
как свои собственные. Сформированное
гражданское сознание дает человеку
возможность оценивать
Содержание гражданского воспитания в образовательных учреждениях и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по воспитанию гражданственности, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
Основными путями
В большинстве государств современного мира, организованных на принципах демократии, ценности, составляющие гражданственность, закреплены в Конституции и других законодательных актах. Конституция Российской федерации пронизана идеей о приоритете прав и свобод граждан.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций. Сфера гражданского воспитания распространяется не только на школу и семью, но и на все общество, которое должно прийти на помощь учебно-воспитательным учреждениям.
Важно также разобраться в том, что отличает гражданское и патриотическое воспитание. Органическую взаимосвязь между ними отмечает Н. А. Савотина: «Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной, ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает обязанности перед ней. Согласно этому было бы корректным определить гражданственность как качество нравственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм» [48]. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Весьма важное значение имеет понимание сущности центральной категории гражданского воспитания – гражданственности, интегрирующей совокупность целого ряда взаимосвязанных ценностей, норм, качеств и свойств личности. В этой связи заслуживает внимание позиция таких исследователей, как А.Ф. Никитин, Н.А. Савотина, Г.Н. Филонов и некоторых других, которые определяют гражданственность как комплекс ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию в интересах их развития и укрепления [102].
Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. Гражданственность – качество личности, характеризующееся стремлением и умением работать во имя интересов страны, науки, ответственностью по отношению к своим обязанностям, осознанием своих прав [93].
Гражданское самосознание – осознание личностью своей принадлежности к государству, своих прав и обязанностей, что проявляется в стремлении найти свое место в обществе, реализовать себя в социально полезной деятельности. Гражданское самосознание проявляется в сознательном и активном выполнении человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумном использовании своих гражданских прав и свобод [93].
Важнейший
интегративный признак и
Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания [80].
Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека [93].
Обратимся к «Толковому словарю русского языка», где гражданственность личности отождествляют с ее цивилизованностью, а она в свою очередь определяет степень развития гражданина, находящегося на уровне данной цивилизации. Да, в этом определении отражена связь гражданской позиции человека с особенностями и содержанием общественно – исторического развития, т.е. с условиями и уровнем развития человеческого общества. Однако вне поля зрения остаются существенные черты, структура и специфические особенности гражданственности как качества личности. Получается, что тем самым игнорируется субъективная основа гражданственности как личностное качество общественного человека [19].
Гражданственность как отношение и качество личности имеет две стороны - объективную и субъективную. Если объективная сторона наиболее полно выражена в способе жизнедеятельности человека, то субъективная – в формах и видах поведения, потребностях, интересах, установках и ценностных ориентациях. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность [11].
Педагог А.В. Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах: педагогическом, социально-правовом, социально-педагогическом, социально-психологическом, морально – этическом.
С его точки зрения, в социально – правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности общества, определяет нормы и принципы социально – правового взаимодействия государства с отдельными гражданами.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально – педагогическом аспекте Беляев конкретизирует гражданственность как понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально – психологическом аспекте гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
Наконец, в морально – этическом аспекте для Беляева гражданственность – это уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Степень приближения общества он оценивает идеалами: долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие [4].
Цель гражданского воспитания состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране, воспитание внутренней свободы ребенка, создание условий для раскрытия его личностного творческого потенциала. Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательный подход, направленный на утверждение ценности человека как приоритета жизни государства [10].
Процесс гражданского воспитания с точки зрения социализации – это процесс, посредством которого человек развивает способности, отношения и формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет и достигает социальной компетентности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, необходимо создание развивающей среды, подбор игр и дидактического материала, направленных на воспитание гражданственности у детей. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. Ребенок, принимая ("примеряя") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, главной целью гражданского воспитания является воспитание гражданственности – комплекса объективных и субъективных качеств личности, определяющих сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны; сформированностью нравственных ценностей, что является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной к самоопределению.
Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников