Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, при каких условиях игра является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание гражданственности старших дошколь- ников.
Предмет исследования: игра как средство воспитания гражданственности старших дошкольников.
Гипотеза исследования: игра будет являться эффективным средством воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста, если реализуются следующие условия:
- создана развивающая среда в ДОУ по гражданскому воспитанию детей;
- тематика и содержание игр направлены на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

Работа содержит 1 файл

диплом ОЛЯ 4.docx

— 158.98 Кб (Скачать)

Дети  очень часто обращаются к игре, потому что она передает тот неповторимый образ, который останется в их памяти на всю жизнь. У каждого  места на земле есть своя история  и традиции, которые передаются из поколения в поколение, поэтому  такое значение имеют народные игры, хороводы: «Коляда», «С кем ходил, Иванушка?», «Гори, гори, ясно…», «Бояре» и другие. Народные игры воспитывают любовь к традициям своего народа, вызывают восхищение и, как правило, остаются в памяти на всю жизнь, и в какой стране мира не окажется ребенок в будущем – в его памяти будет белая береза, и уголок его родного края, в котором он родился. Для народной традиции характерно то, что нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто – то первый запевала, а у кого – то замечательные актерские способности, и он главный герой в игре. Но если даже у ребенка нет ярко выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник игры: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения. Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит к осознании своей гражданской позиции: из мальчиков – мужчин – защитников, а из девочек – женщин – матерей.

Следует подчеркнуть, что для в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, использовали не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. В дидактической игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.).

Уже с первых шагов ребенка в его собственной трудовой деятельности очень большую роль играет подражание взрослым, труд которых он постоянно наблюдает в быту и во время специально организованных экскурсий. Именно в игре, когда ребенок, войдя в роль, захвачен воспроизведением деятельности взрослых, воспитателю легче всего найти доходчивые слова и наглядные способы для разъяснения того, как трудятся люди в нашей стране, как они стараются наилучшим образом выполнить порученное им дело.

Любая игра отражает окружающую жизнь и, следовательно, помогает детям уяснить общественное значение того или иного вида труда. Поэтому при руководстве играми внимание воспитателя должно быть направлено на то, чтобы в них возможно глубже отражались отношения между людьми, существующие в жизни. Педагогу необходимо наблюдать за тем, какие стороны поведения взрослых отражаются детьми в процессе выполнения той или иной игровой роли, как представляют себе дети содержание своей воображаемой работы, ее значение для окружающих и связь с трудом других людей. Задача педагога использовать все возможные средства для оказания педагогического влияния на детей в игре.

Воспитатель предложил устроить «концерт для полярников». Эта идея понравилась детям, и некоторое время ею жил весь коллектив. Часть ребят, составив группу артистов, занялись подготовкой к концерту, другие же начали строительство самолета для полета артистов в Антарктиду. Дети распределяли роли с учетом возможностей, желаний и интересов своих товарищей. Смена ролей происходила в ходе игры (например, библиотекарь, начальник экспедиции уходили в отпуск, космонавты сменяли своих товарищей, находящихся после полета на отдыхе, и т.д.). Ребята заранее планировали, что необходимо для игры, советовались между собой, как лучше сделать ту или иную игрушку, договаривались, что надо соорудить из строительного материала. Воспитатель же выступал в роли советчика, помощника по различным вопросам, например, как лучше устроить домики полярников, из чего сделать те или иные экспедиционные приборы и т. д..

Некоторые дети во время игровой деятельности обнаруживают неустойчивость интересов. Они берутся то за одну роль, то за другую. Но в играх, в которых отражается труд взрослых, это получает отрицательную оценку со стороны остальных детей, заявляющих, что так не должно быть: нельзя, чтобы парикмахерская закрывалась, когда парикмахеру вздумается пойти в гости или в магазин; нельзя, чтобы люди опаздывали на поезд из-за кассира, убежавшего куда – то и никому не поручившего продавать билеты и т.п. Правила поведения в игре способствуют воспитанию волевой выдержки детей.

На основании  вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что занимаясь систематической работой по организации игр направленной тематики в воспитании гражданственности детей старшего дошкольного возраста, наблюдается значительное увеличение объема знаний и умений по данной теме, повышается уровень сформированности нравственных ценностей и волевых проявлений, принятие дошкольниками правовых знаний как осознанных категорий.

Таким образом, реализовав ранее выдвинутые условия гипотезы исследования о необходимости создания в ДОУ развивающей среды по гражданскому воспитанию, о важности использования игр тематической направленности, о возможности социализации ребенка в игре и формировании на основании этого собственного мировоззрения, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтверждается.

 

 2.3 Анализ результатов опытно – экспериментальной работы

 

Для оценки результатов опытно – экспериментальной работы был проведен  итоговый этап эксперимента, целью которого была проверка эффективности реализации на практике нашей гипотезы, что игра будет являться эффективным средством гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 Итоговый  эксперимент проводился с дошкольниками  экспериментальной и контрольной  групп. В каждой из этих групп по 12 человек соответственно: 6 мальчиков и 6 девочек. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Диагностика сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста проводилась через выявление уровня сформированности компонентов гражданственности ребенка: когнитивного, оценочно-эмоционального, поведенческого.

Результаты воспитательной деятельности понимаются нами как изменения, которые произошли с участниками  педагогического процесса (воспитателями, детьми и их родителями). Результаты определялись в соответствии с разработанными нами критериями и показателями на основе использования определенных методик и сведены в сравнительные  таблицы.

Сравнивая результаты по когнитивному компоненту гражданственности в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента мы можем констатировать, что высокий уровень показали на 33,3% (4 чел.) детей больше, средний уровень остался на такой же отметке только из-за того, что четыре ребенка повысили свои знания и поднялись с нижнего уровня на ступень выше. Но два ребенка не освоили объем необходимых знаний и низкий уровень к концу эксперимента составил 16,7% (2 чел.), что объясняется нерегулярным посещением этих детей детского сада и нежеланием родителей прислушиваться к рекомендациям педагогов [приложениеМ]. Работа с этими детьми будет продолжена. В контрольной группе результаты к окончанию эксперимента существенно не изменились, что объясняет отсутствие целенаправленной работы по реализации гражданского воспитания в старшей группе, а отдельные занятия, проводимые в период нашей работы не принесли должных результатов.

Таблица 5 – Уровень сформированности когнитивного компонента

гражданственности удетей ЭГ И КГ на итоговом этапе ОЭР

 

         Уровень

Группа 

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная группа

50% (6 чел.)

33,3% (4 чел.)

16,7% (2 чел.)

Контрольная группа

25% (3 чел.)

50% (6 чел.)

25% (3 чел.)


 

Анализируя результаты сравнения уровня сформированности оценочно - эмоционального компонента на начало и окончание итогового эксперимента мы отметили, что в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 25% и составил в итоге - 50%, средний же уровень понизился в связи с тем, что дети распределились с нижнего уровня на средний и высокий. На основании этого можно утверждать, что проведенную работу в экспериментальной группе можно считать эффективной. В контрольной группе произошло незначительное увеличение всех уровней сформированности оценочно – эмоционального компонента гражданственности, что является результатом проводимой работы на занятиях [приложение Н].

 

 

 

 

Таблица 6 - Уровень сформированности оценочно – эмоционального компонента гражданственности у детей ЭГ И КГ на итоговом этапе ОЭР

 

           Уровень

Группа 

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная группа

50% (6 чел.)

50% (6 чел.)

0

Контрольная группа

25% (3 чел.)

58,3% (7 чел.)

16,7% (2 чел.)


 

Результаты анализа уровня сформированности поведенческого компонента гражданственности на начало и окончание эксперимента продемонстрировали положительную динамику, которая составила повышение на высоком уровне на 25% (3 чел.), на среднем произошло понижение на 16,7% (2 чел.). В контрольной группе динамика незначительна [приложение О].

 

Таблица 7 - Уровень сформированности поведенческого компонента гражданственности у детей ЭГ и КГ на итоговом этапе ОЭР

        Уровень

Группа 

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная группа

58,3% (7чел.)

41,7% (5чел.)

0

Контрольная группа

33,3% (4чел.)

58,3% (7чел.)

8,4% (1чел.)


 

По окончании  опытно-экспериментальной работы по воспитанию гражданственности у  детей старшего дошкольного возраста по трем выделенным компонентам, мы определили общий уровень сформированности этого качества, представленный в  виде таблиц 8, 9.

 

 

 

 

Таблица 8 – Общий уровень сформированности гражданственности на констатирующем и контрольном этапе ОЭР в экспериментальной группе

    

     Критерии     

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.  

ребенка        

Когнитивный

Оценочно – эмоциональ

ный

Поведенческий

Общий уровень сформирован

ности гражданствен

ности

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

Начало

Окончание

 1

Егор Л.

С

В

С

В

С

С

С

В

2

Никита А.

В

В

В

В

С

В

В

В

3

Наташа М.

В

В

В

В

В

В

В

В

4

Миша Б.

Н

С

С

С

С

В

С

С

5

Кира К.

С

В

С

С

В

В

С

В

6

Андрей П.

Н

С

Н

С

С

С

Н

С

7

Соня Р.

Н

Н

С

С

С

С

С

С

8

Соня Ч.

С

В

С

В

В

В

С

В

9

Настя Ш.

Н

С

С

С

С

С

С

С

10

Никита В.

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

С

11

Костя Т.

С

В

С

В

В

В

С

В

12

Карина Т.

Н

С

В

В

С

В

С

В

Информация о работе Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников